Лекции по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:14, лекция

Краткое описание

Себестоимость – нормативная база «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)». Представляет собой стоимостную используемых оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, амортизации, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Оглавление

Введение 3
Раздел 1. Коммерческая организация (предприятие) как элемент экономической системы. 6
Тема 1.1 Характеристика изучаемой отрасли 6
Тема 1.2. Коммерческая организация (предприятие) как субъект хозяйствования 8
Тема 1.3. Формы общественной организации производства 11
Раздел 2. Производственные ресурсы 13
Тема 2.1. Производственные фонды предприятия. 13
Тема 2.2. Трудовые ресурсы предприятия. Производительность труда. 19
Тема 2.3. Техническое нормирование труда 21
Тема 2.4. Трудовые доходы работников предприятия 24
Раздел 3. Организация производства 30
Тема 3.1. Организация производственного процесса 30
Тема 3.2. Организация технической подготовки производства (ТПП). 33
Тема 3.3. Организация системы управления качеством продукции. 37
Раздел 4. Управление производством и реализацией продукции 39
Тема 4.1. Основы планирования и прогнозирования производства 39
Тема 4.2. Производственная программа и производственная мощность предприятия 41
Тема 4.3. Материально-техническое обеспечение производства. 43
Тема 4.4 План по труду 45
Тема 4.5 Налогообложение предприятия 49
Тема 4.6 Затраты на производство и реализацию продукции 51
Тема 4.7 Ценообразование, прибыль и рентабельность 56
Тема 4.8 Финансы предприятия 63
Тема 4.9 Инновации и инвестиции 66
Тема 4.10 Организация учета и отчетности 70
Тема 4.11 Анализ хозяйственной деятельности 71

Файлы: 1 файл

Теория(лекции)Исправленное.docx

— 317.53 Кб (Скачать)

Инновации очень разнообразны. Их можно классифицировать по ряду признаков. Выделим важнейшие из них.

По   содержанию инновации  делятся на:

•   производственные (технологические), включающие новые виды оборудования, сырья, материалов и т. д.;

•  управленческие, включающие новые методы организации производства, управления, продвижения товаров на рынок;

•   информационные, включающие новые способы сбора, обработки и передачи информации для принятия решений на качественно новом уровне;

• социальные, охватывающие изменение условий труда, быта, экологии и т. д.

Иногда, в  зависимости от последствий использования  инноваций, различных по уровню новизны, они делятся на базисные и улучшающие, псевдоинновации. Базисные инновации реализуют кардинальные изобретения, которые позволяют сформировать новое поколение техники. Улучшающие инновации направлены на реализацию незначительных изобретений, которые позволяют поддерживать стабильность экономического развития. Псевдоинновации приводят к "косметическому" улучшению продукции, которая выпускается продолжительное время.

По месту  использования выделяются инновации: в производственной сфере (в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т. д.); в непроизводственной сфере (образование, наука и т. п.).

По масштабам  применения инновации бывают единичными и   массовыми. Для оценки по данному  признаку можно использовать количество субъектов хозяйствования или потребителей, применявших данную инновацию, а также величину годового экономического эффекта и (или) величину эффекта за весь жизненный цикл изделия.

В зависимости  от этапа инновационного процесса инновации могут выступать в виде ноу-хау, патента, комплекта документации, новой продукции, так как каждый из них можно продать. Вопрос о том, продавать патент или новую продукцию, решается на основании оценки конкретных условий реализации и потенциального коммерческого успеха.

Каждая инновация проходит так называемый жизненный цикл, который  охватывает следующие фазы: выход  на рынок, рост, зрелость, упадок, уход с рынка.

 Инновационная деятельность и ее особенности

Согласно различным определениям, инновационная деятельность может состоять из разных этапов (рис. 3.9). Но все они взаимосвязаны и обеспечивают эффективность инновационного


 

 

 

 

процесса.

На стадии проведения научно-исследовательских работ (НИР) исследуются возможности реализации возникшей идеи, разрабатываются методические подходы к оценке возможности создания нового продукта (технологии). Если получены положительные результаты, то на их основе осуществляются опытно-конструкторские работы (ОКР) - разрабатывается конструкторская документация и создается опытный образец, который проходит опытные испытания (опытное производство).

Если испытания прошли успешно, начинается производство новой  продукции. Особое значение имеет этап освоения, когда необходимо адаптировать производственный процесс к новым требованиям (освоить новое оборудование, овладеть новой технологией и т. д.). Эффективность производства новой продукции во многом определяется эффективностью процесса освоения.

Выход на рынок с новым  продуктом требует проведения особой дополнительной работы (если продукт уже реализовывался на рынке, то можно на основании данных о поведении покупателей предсказать возможный объем реализации). Падение спроса на традиционный товар вызывает падение цены, приводит к снижению объема производства. Если товар выходит на рынок впервые, то неопределенность многократно возрастает.

В современных условиях сформировалась новая концепция маркетинга инновационных  продуктов, в соответствии с которой изменилось место взаимодействия разработчика (производителя) и потребителя. При новой концепции маркетинга инновационного продукта потребитель и разработчик встречаются в начале цепочки в двух случаях:

• новый продукт разрабатывается в соответствии с четкими запросами потребителя;

• на стадии разработки проводится агрессивная кампания по формированию потребности в новом товаре, и к тому моменту, когда новый товар выходит на рынок, потребитель уже ждет его.

Инновационная деятельность предприятия

Инновационная деятельность предприятия является важнейшим инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность выпускаемых товаров и возможность увеличения прибыли, получаемой предприятием в результате хозяйственной деятельности.

Каждое предприятие стремится  обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, т. е. такой, которой отдаст предпочтение потребитель на конкретном рынке в данное время исходя как из ценовых, так и неценовых факторов.

Предпочтение по ценовым  факторам обеспечивается инновационной деятельностью, которая направлена на использование новых технологий, оборудования, материалов, позволяющих уменьшать затраты на производство продукции данного вида, что приводит к снижению цены изделия.

Инновационная деятельность позволяет повышать конкурентоспособность продукции и за счет неценовых факторов, так как новые изделия с улучшенными технико-экономическими параметрами привлекают потребителей. При этом потребитель часто выбирает более дорогой по цене товар, учитывая экономию, которую он получит в процессе его эксплуатации. Так, например, предпочтение получает более дорогая бытовая техника, которая удобнее в эксплуатации, характеризуется более низким энергопотреблением, более высокой надежностью, что сокращает затраты на ремонт, а также обеспечивает более высокий уровень комфортности, а иногда и престижа.

Обоснование мероприятий  по повышению конкурентоспособности продукции на основе ценовых факторов проводится на базе определения экономии сырья, материалов, трудовых и иных видов затрат при использовании нового оборудования, технологии.

Обоснование мероприятий  по повышению конкурентоспособности продукции на основе неценовых факторов проводится на базе расчетов по увеличению прибыли от реализации изделий нового вида за счет как более высокой цены, так и увеличения объема продаж.

Если для реализации на предприятии законченных научно-технических  разработок, новых или усовершенствованных технологий требуются значительные инвестиции, то разрабатывается инновационный проект. Он обосновывается так же, как и инвестиционный проект, но важнейшая его отличительная особенность - учет более высокого уровня риска, который является внутренней характеристикой инновационной деятельности.

Инновационная деятельность позволяет реализовывать стратегию развития предприятия, обеспечивать получение запланированной прибыли

Понятие инвестиций и их виды

Для сохранения и развития производственного потенциала предприятия необходимо осуществление  инвестиционной деятельности.

В самом общем  смысле под инвестициями понимают вложения капитала в любом виде в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли и (или) социального эффекта. "Словарь современной экономической теории" Макмиллана определяет инвестиции как поток расходов, предназначенных для производства благ, а не для непосредственного потребления. Есть предположение, что термин "инвестиции" произошел от латинского invest, что означает "вкладывать". Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений.

В современных  условиях инвестиции определяют достаточно широко: как денежные средства, банковские вклады, паи, акции, другие ценные бумаги, технологии, оборудование, лицензии, в  том числе товарные знаки, любое  другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) социального эффекта.

В зависимости  от объекта инвестиции могут выступать  в форме как прямых инвестиций, непосредственно вкладываемых в создание нового производственного оборудования, лицензии, недвижимость, так и портфельных инвестиций, представляющих собой помещение средств в ценные бумаги.

Исследование инвестиций с позиции экономической целесообразности показывает, что прямые инвестиции выступают в форме капиталообразуюших инвестиций (традиционно используется термин "капитальные вложения"). В соответствии с применяемыми у нас в течение ряда лет статистическими методами оценки в объем капитальных вложений включаются затраты: на новое строительство, расширение действующих предприятий, реконструкцию, техническое перевооружение. Такое деление позволяет характеризовать капитальные вложения по направлениям использования.

Так новое строительство представляет собой строительство новых предприятий на вновь осваиваемых площадях.

Расширение действующих предприятий - это сооружение вторых и последующих очередей, введение в строй дополнительных цехов и производств, расширение уже функционирующих основных и вспомогательных цехов и производств.

Реконструкция - осуществляемое в процессе деятельности предприятия частичное либо полное переустройство производства без строительства новых или расширения действующих цехов (она может включать строительство новых цехов взамен ликвидированных).

Техническое перевооружение действующего предприятия представляет собой повышение технического уровня отдельных участков производства и агрегатов путем внедрения новой техники и технологий, механизации и автоматизации, модернизации изношенного оборудования.

По составу выделяются капитальные вложения:          

•   на строительно-монтажные  работы;

•   на приобретение основных фондов;

•   на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы;

•   на проектно-изыскательские работы и др.

По назначению капитальные вложения делятся на производственные (здания, сооружения, машины, оборудование и т. п.) и непроизводственные (объекты социально-культурного назначения, библиотеки, детские и спортивные учреждения и т. д.).

Для оценки капитальных  вложений используют их структуру, которая в зависимости от классификации признаков может быть отраслевой, территориальной, технологической и воспроизводственной.

Отраслевая структура характеризует соотношение капитальных вложений по отраслям (в процентах к общему объему инвестиций).

Территориальная структура характеризует соотношение основных составляющих затрат на строительно-монтажные работы, оборудование и т. д.

Кроме того, большое значение имеет оценка прогрессивности оборудования и применяемых технологий, т. е. технологическая структура.

Воспроизводственная структура капитальных вложений отражает их соотношение по формам воспроизводства: новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение, расширение действующих предприятий.

Часто в литературе используется классификация инвестиций в зависимости от их характера: реальные (прямые), финансовые и интеллектуальные. К реальным инвестициям относятся инвестиции в основной капитал, а также в товарно-материальные запасы, к финансовым - вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, к интеллектуальным инвестициям - вложения в подготовку кадров, передачу опыта, лицензии, ноу-хау, в совместные научные разработки.

Инвестиции    можно    классифицировать    по     формам собственности   (особое внимание уделяя привлечению частных инвестиций) ,    по  субъектам    инвестирования,  т. е. по тому, кто является инициатором инвестиционной деятельности (государство, частные лица), по   видам рынков     вложения   (финансовый  рынок,   производственный). По форме инвестиции могут быть материальными (в основной капитал, прирост оборотного капитала) и нематериальными    (имущественные    права,    научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, повышение квалификации; при этом имущественные права могут определяться авторскими правами, ноу-хау, лицензиями, патентами, а также правами пользования землей, природными ресурсами и др.).

Инвестиции  можно классифицировать также по источникам   финансирования:

•   собственные финансовые ресурсы предприятия и внутрихозяйственные резервы (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и т. д.);

•   заемные финансовые средства (кредиты, займы и т. п.);

•   привлеченные финансовые средства (средства, получаемые от продажи  акций, паевые взносы членов трудового  коллектива и т. д.);

•   денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;

•   средства госбюджета и внебюджетных фондов;

•   иностранные инвестиции.

Таким образом, инвестиции разнообразны по составу, назначению, форме, источникам финансирования и т. д., но все они являются важнейшим ресурсом предприятия, направленным на получение дохода и (или) достижение социального эффекта.

 

Тема 4.10 Организация учета и отчетности

Вопросы: Общее понятие о хозяйственном учете и отчетности. Виды хозяйственного учета. Счета бухгалтерского учета и баланс.

Литература: 1.Экономика предприятия. Под общей редакцией Л.Н. Нехорошевой. 2-е издание – Мн, 2004. гл. 3.10 

 

Схема

Теория

Хозяйственный учет – это качественное и количественное отражение производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целях контроля и руководства ею.

С его помощью  можно своевременно обнаружить недостатки в производстве, нарушения в выполнении отдельных заданий плана и принять оперативные меры к их устранению.

Единая система  учета включает в себя 3 тесно связанных между собой вида учета:

    1. Оперативный
    2. Бухгалтерский
    3. Статистический

Оперативный учет ведется непосредственно в цехах, на рабочих местах, отражает отдельные хозяйственные процессы с целью повседневного контроля за ходом производственного процесса и оперативного руководства им. Этот учет обычно ведется мастерами, бригадирами, табельщиками.

Бухгалтерский учет – наиболее полный и точный вид учета. Отражает всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия, причем требует обязательного документального подтверждения, денежной оценки всех операций. Одной из основных ее задач является обеспечение сохранности имущества предприятия.

Статистический учет базируется на данных бухгалтерского и оперативного учета, оперирует обычно средними величинами. Причем могут использоваться и данные специальных статистических исследований. С его помощью можно проанализировать тенденции развития тех или иных явлений.

Информация о работе Лекции по "Экономике организации"