Курс лекций по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:04, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Сущность и структура потенциала предприятия
Определение структуры потенциала предприятия.
Объективные составляющие потенциала, их характеристика.
Субъективные составляющие потенциала, их характеристика.

Файлы: 1 файл

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.doc

— 1.56 Мб (Скачать)
 
 
 

     Комментарий к полученным результатам.

     За  первый прогнозный год предприятие  создало ЭДС в сумме 26,9 тыс.грн., т.е. получило на 26,9 тыс.грн. прибыли больше той величины которую требовали инвесторы исходя из отдачи, которую могут обеспечить альтернативные инвестиции.

     За  второй год ЭДС составляет 31,7 тыс.грн. и т.д.

     Метод Эдвардса-Белла-Ольсона основывается на построении денежных потоков для собственного капитала предприятия с учетом его рентабельности и стоимости. Этот метод также появился в 90-х годах ХХ столетия и считается одним из современных перспективных разработок в теории оценки стоимости предприятий.

     Сущность  этого метода, также как и метода ЭДС, состоит в том, что стоимость  предприятия определяется наличными  активами и ЭДС. Формально величина стоимости равна сумме балансовой стоимости собственного капитала и  дисконтированной стоимости ЭДС на собственный капитал. (прибыль, которая получается благодаря превышению прибыльности предприятия над уровнем среднеотраслевой прибыльности).

     Для прогнозирования суммы ожидаемой  ЭДС Ольсон предложил принцип  линейной информационной динамики, в соответствии с которым ЭДС не может оставаться как угодно долго. Постепенно ЭДС должна уменьшаться, а предприятие по уровню прибыльности выравнивается с другими аналогичными объектами.

     Рассмотрим  сравнительный подход к оценке стоимости предприятия.

     Понятно, что сравнительный подход к оценке предполагает наличие достаточной  базы данных об условиях купли-продажи. При этом ценность предприятия определяется реальными ценами продаж аналогичных  предприятий «по ценам» рынка. Поэтому  для использования сравнительного подхода требуется собрать общую финансовую и технико-экономическую информацию по аналогичным предприятиям, ценовую информацию, сведения о ставках дохода по альтернативным инвестициям, об операциях с акциями и т.д.

     Для получения такой информации могут быть использованы различные современные методы (маркетинговые исследования, средства МК, материалы исследований консалтинговых фирм и агентств и т.д.).

     Сравнительный метод основывается на основании  трех основных методов:

     - метод рынка капитала;

     - метод соглашений (договоров);

     - метод отраслевых коэффициентов.

     Первый  метод (метод компании-аналога) основан  на использовании рыночных цен акций  аналогичных предприятий, которые  котируются на фондовом рынке и являются базой для внесения коррективов  в стоимость акций объекта оценки.

     Сферой  использования данного метода в  чистом виде является оценка некоторых  пакетов акций.

     Второй  метод позволяет оценить стоимость  предприятия в целом или стоимость  контрольного пакета его акций.

     Третий  метод называют также методом отраслевых соотношений или правилом «золотого сечения».

     Применение  данного метода возможно при условии  наличия стабильных отраслевых соотношений  между ценой и определенными  финансовыми показателями.

     Метод обеспечивает ориентировочный результат  из-за недостаточности отечественной информационной базы и определенной унификацией предприятий-аналогов.

     Метод основывается на использовании ряда аналитических показателей и  критериев сравнения. Их выбор зависит  от целей и функций оценки. Чаще используются ценовые мультипликаторы, которые представляют собой коэффициенты соотношений между рыночной ценой предприятия аналога (или его акций) и базовыми финансовыми показателями, т.е. это соотношение в виде формулы можно представить так:

,

     где Ц – цена предприятия аналога (или его акций);

     ФП  – базовый финансовый показатель предприятия аналога (чистая прибыль, настоящий денежный поток, балансовая стоимость активов, собственный  капитал, выручка, дивиденды и др.)

     Стоимость предприятия в этом случае будет определяться как:

,

     где МФПоц – соответствующий финансовый показатель объекта оценки.

     На  практике используются интервальные и  моментные мультипликаторы, а также  несколько мультипликаторов одновременно для получения более объективных результатов.

     Интервальные  мультипликаторы – это соотношения:

      - цена/прибыль – мелкие предприятия или объекты сравнения велики по размерам и масштабам деятельности;

     - цена/денежный поток – убыточные предприятия;

     - цена/выручка от реализации –  если дивиденды выплачиваются стабильно;

     - цена/дивидендные выплаты – для  предприятия сферы услуг.

     Моментные мультипликаторы – это соотношение:

     - цена/балансовая стоимость активов  – холдинговые кампании (необходимость  реализации большой партии акций);

     - цена/чистая прибыль активов – предприятия занимаются сохранением, куплей и продажей недвижимости, ценных бумаг оборудования.

     Однако, существует более и менее весомые  мультипликаторы и различные  коррективы стоимости.

     Пример. Необходимо рассчитать наиболее вероятную стоимость объекта оценки с помощью методов сравнительного подхода на основе данных, приведенных в таблице. 

     Таблица 10.6 – Необходимые данные для расчета.

Показатели Единицы измерения Объект оценки Объект № 1 Объект № 2
Выручка от реализации продукции тыс.грн. 750 8000 2500
Собственный капитал тыс.грн. 4000 8000 3200
Долгострочные обязательства тыс.грн. 500 2000 800
Краткосрочные обязательства тыс.грн. 1500 4000 1900
Рыночная  цена одной акции грн. -- 20 15
Число акций в обороте шт. -- 800000 500000
 

     Эксперты установили, что надежные результаты дает применение мультипликаторов:

     Цена/выручка  – 20 %

     Цена/чистые активы – 30 %

     Цена/балансовая стоимость активов – 30 %

     Решение. Рассчитываем ценовые мультипликаторы для предприятия-аналога № 1:

     1) ;

     2) ;

     3) .

     Рассчитываем  ценовые мультипликаторы для  предприятия-         аналога № 2:

     1) ;

     2) ;

     3) .

     Наиболее  вероятную стоимость объекта оценки рассчитываем как среднюю арифметическую из возможных вариантов:

     

     Имущественный подход к оценке стоимости бизнеса основывается на определении величины затрат ресурсов на его создание или замещение с учетом факторов физического и морального износа.

     Этот  подход наиболее эффективен, если покупатель собирается сравнивать затраты на приобретение бизнеса с затратами на создание аналогичного предприятия (своего рода сравнительный подход).

     Сущность  методов имущественного подхода  составляет в определении собственных или чистых активов предприятия, которые остаются в его распоряжении после выполнения всех внешних обязательств. Данный подход представлен двумя методами:

     - метод стоимости чистых активов;

     - метод ликвидационной стоимости.

     Каждый  метод имеет свою сферу применения, определяемую целями оценки.

     Так, первый метод применяется в тех  случаях, когда оцениваются предприятия, основная деятельность которых направлена на достижение социального эффекта, когда оценивается стоимость нового предприятия, которое не имеет истории хозяйственной деятельности, когда необходимо определить кредитоспособность предприятия. Этим методом определяется разница между суммами стоимости всех активов предприятия и всех его обязательств по формуле: 
 

,

     ЧА – стоимость чистых активов предприятия,

     ΣА – сумма всех активов;

     ΣО – сумма всех обязательств. 

     Эту формулу можно расшифровать так:

,

     где НА – стоимость необоротных активов;

     ОА  – стоимость оборотных активов;

     БЗ – стоимость затрат будущего периода;

     СБЗ – стоимость обеспечения предстоящих затрат и платежей;

     СОд – стоимость долгосрочных обязательств;

     Сот – стоимость текущих обязательств. 

     В условиях инфляции необходима корректировка  балансовой стоимости предприятия. Поэтому применяемый метод чистых скорректированных активов, которые рассчитываются по формуле:

     Метод ликвидационной стоимости основывается на понятии ликвидационной стоимости. Это чистая денежная сумма, которую  собственник предприятия может получить от ликвидации предприятия, раздельной распродажи его активов и после расчетов со всеми кредиторами.

     Как правило, необходимо в определении  ликвидационной стоимости возникает  тогда, когда предприятие исчерпало  свой потенциал и не может продолжать деятельность в избранном направлении.

     Ликвидационная  стоимость определяется:

     - в случае банкротства и ликвидации  предприятия;

     - с целью проведение санации  предприятия;

     - в случае финансирования реорганизации  предприятия или финансирования  предприятия должника и в ряде других случаев.

     Различают три вида ликвидационной стоимости:

     - упорядоченная;

     - принудительная;

     - ликвидационная стоимость прекращения  существования активов предприятия.

Информация о работе Курс лекций по "Экономике организации"