Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы, является рассмотрение эффективности
управленческого труда и методологических подходов к его оценке. То есть как
оценить работу руководителя, выделить критерии и показатели эффективности
управленческого труда. Но следует помнить, что труд руководителя настолько
специфичен, что правильно определить его долю в полученном эффекте
предприятия довольно проблематично. Эффективность труда в управлении не
выступает непосредственно в виде произведенной на рабочем месте продукции.
Результат деятельности работников аппарата управления включен в общую
эффективность работы предприятия.
Вступление..........................3
1. Управленческий труд.....................5
2. Производительность управленческого труда...........11
3. Экономическая эффективность управленческого труда.....17
4. Социальная эффективность управленческого труда........23
5. Методологический подход к оценке управленческой деятельности.............28
Заключение...........................35
Список использованной литературы...............38
результатам. Большое значение имеет и социальный эффект. Его значимость в
управленческом труде весьма велика, но не имеет количественных измерителей. И
вообще, принято качественную сторону полученного результата (эффекта)
обозначать термином «критерий», а количественную – термином «показатель
эффективности». Термин «критерий» употребляется в данном случае в его
общепринятом смысле – признак, на основе которого оценивается факт,
определение, классификация, мерило.
Различают два вида эффективности управленческой деятельности: экономическую и
социальную. Их самостоятельность, конечно, относительна, так как они
находятся в тесном единстве и взаимосвязи. По своей роли в обеспечении
гармоничного функционирования в обществе они не равнозначны: социальная
эффективность как обобщающая, конечная, и в этом смысле главная;
экономическая – как первичная, исходная, и в этом смысле основная. На
современном этапе наибольшее развитие получил критерий экономической
эффективности управленческого труда, поскольку он позволяет количественно
измерить эффективность в сфере труда.
Основой для оценки
экономической эффективности
является отношение суммы затрат на управление к объему производства или к
стоимости единицы продукции. При этом очень важно учитывать такие
характеристики:
· Соотношение темпов роста затрат на управление и объема прироста
продукции или производительности труда;
· Соотношение объема прироста затрат на управление и объема прироста
продукции, полученной за счет роста производительности труда;
· Соотношение между приростом затрат на техническое перевооружение и
приростом затрат на управление.
Экономическая эффективность оценивается по уровню и динамике издержек на тот
или иной вид управленческой деятельности. Однако сам факт экономии денег,
времени или численности кадров управления будет показателем эффективности
лишь в том случае, если качество управления, по крайней мере, не ухудшится. О
действительной экономической эффективности управления можно говорить тогда,
когда затраты на управление не изменились, а качество управления улучшилось;
затраты на управление увеличились, но еще в большей мере улучшилось качество
управления. Наиболее распространенным показателем определения эффективности
управления является отношение общего или конечного результата производства к
совокупным затратам по управлению. Другой распространенный показатель оценки
эффективности управления – это отношение общего результата производства к
численности работников аппарата управления.
Эффективность управленческого
труда – категория социально-
раскрывает взаимосвязь результатов управленческой деятельности, выраженных
технико-экономическим и социальным результатом, с расходами на их достижение.
За общий критерий
экономической эффективности
максимальный результат
на единицу расхода или
результата. Конкретное количественное выражение критерий обретает с помощью
системы показателей,
посредством которых
результаты.
Две величины – результат и расход – имеют реальную ценность при определении
эффективности управления, только будучи сопоставленными одна с другой.
Высокий результат обесценивается, если для его цели израсходованы непомерно
большие суммы и средства. Но бывают и противоположные случаи, когда нужно
израсходовать большие средства, чтобы получить требуемый эффект. Примером
может послужить
внедрение электронно-
капиталовложения на ее закупку оправданы, так как в итоге действительно
улучшились социально-
относительный процент управленческих расходов на единицу продукции.
Сформулированный критерий одновременно и абсолютный и относительный.
Абсолютность его выражается в том, что нет другой возможности объективно, без
личного пристрастия оценить реальный вклад системы управления в целом и
работающих в ней людей в достижение полученных экономических и других
результатов.
Следует оговориться, что полного соответствия расходов результатам нет и не
может быть. Здесь всегда будет присутствовать элемент относительности и
вероятности. Отклонение
в отрицательную или
силу того, что любой социальный процесс неповторим, каждый процесс
развивается в своеобразных условиях. Поэтому количественный эквивалент оценки
лишь приблизительно верно отражает реально выполненную системой управления
работу.
Социальная эффективность
Управленческий труд – труд в значительной мере опосредованный, и не всегда
можно определить, на каком этапе или в каком звене создаются (или не
создаются) предпосылки для достижения выдвинутой цели, конечного результата.
Есть и такие результаты, которые трудно поддаются количественной и
качественной оценке
с помощью технико-
Эффективность социального управления можно довольно точно определить и
измерить, исследуя цепь «цель-результат-расходы». При сопоставлении
результата с расходами ставится задача: показать степень экономичности
управления, т.е. дать ответ на вопрос, «ценой каких расходов достигнуто
данное приближение к цели». Тогда под эффективностью следует понимать как
степень достижения цели, так и степень экономичности расходования ресурсов.
Чисто экономические критерии превращаются в социальные; переплетаясь друг с
другом они образуют
единую систему критериев и
общественного производства. Конечный эффект (результат) является скорее
ориентиром в системе оценки эффективности управления, чем непосредственно
количественным показателем.
При создании системы оценки эффективности управления особо важно установить
правильное соотношение
между ближайшим и более
результатом. Если система оценки направлена на достижение непосредственных
результатов (например, повышение производительности труда, прибыли и др.) в
рамках ограниченного во времени периода, то может создаться ситуация, когда
сотрудники системы управления не будут заинтересованы в решении
стратегических для данной системы вопросов.
Оценка по конечному результату на основе мотивированных целей и долгосрочных
программ предпочтительней, ибо она дает возможность руководителю проявлять
инициативу, решать задачи творчески.
Возможность оценивать
эффективность социального
что оно является относительно обособленной подсистемой в любой социальной
системе и носит обслуживающий характер. В обеих подсистемах – управляющей и
управляемой – занято определенное число людей, располагающими
соответствующими материальными или духовными средствами воздействия.
Подсистема управления создается и существует не для себя, а для обеспечения
правильного функционирования и развития второй подсистемы, создающей
материальные или духовные блага.
Следовательно, вопрос
об эффективности управляющей
только таким образом: каков вклад системы управления в решение тех или иных
социально значимых задач и каково ее участие в достижении целей, стоящих пред
конкретной организацией?.
Главным критерием является степень воздействия на управляемую подсистему. И в
связи с тем, что система управления относительно самостоятельна и
функционирует в виде целостного комплекса, выделяется еще одна группа
критериев эффективности. Это вторичные критерии. Они формируются на базе
первичного критерия и дают ответ на вопросы, связанные с внутренним
состоянием системы управления, с ее способностью действовать с возрастающей
степенью эффективности. Их называют критерии-факторы, ибо информация,
полученная посредством их, используется для оптимизации функционирования и
развития управляющей подсистемы. Вторичные факторы можно разделить на две
большие группы: факторы, связанные с качественной характеристикой элементов
управленческого трудового процесса, средств труда, и факторы, связанные со
степенью их использования (организация управления и управленческого труда,
технология управления, регулирование управленческой деятельности).
В различных социальных системах роль каждого из этих факторов, разумеется, не
одинакова. Например, для управления большими социальными системами необходимы
специфические орудия труда – надежная система коммуникаций, современная
техника и др. Для «низового» руководителя эти средства не нужны, так как он
полагается на личное воздействие, на искусство руководить людьми,
непосредственно организовывая их труд. Но в том или ином варианте все
вышеуказанные факторы присутствуют в целостном управленческом процессе и
направлены на его полную реализацию. Руководитель же обязан изучить влияние
каждого фактора в отдельности и их воздействие в комплексе на уровень
эффективности управления.
Наряду с оценкой
эффективности системы
определить эффективность основных компонентов управления – функций,
организационных структур, технологий. Здесь речь идет о внутренних факторах
самого управления, которые проявляются в то же время и как критерии его
эффективности. Например, рационально организованная структура, имеющая
минимальное число
уровней и минимальный
персонал, как правило, улучшает соотношение между результатами и расходами.
Правильное распределение и группирование функций в системе управления
свидетельствует о рациональной организации управленческого процесса и может
быть критерием его эффективности. Среди факторов, влияющих на эффективность
управления, особое место принадлежит организации совместного труда. Успех или
Информация о работе Критерии эффективности управленческого труда