Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:47, курсовая работа
Управление представляет собой особый вид трудовой деятельности. Труд руководителя настолько специфичен, что правильно определить его долю в полученном эффекте предприятия довольно проблематично.
Понятие управленческого труда в определенной мере связано с понятием управления как объекта или сферы его приложения.
1.1Специфика управленческого труда
Управление представляет собой особый вид трудовой деятельности. Труд руководителя настолько специфичен, что правильно определить его долю в полученном эффекте предприятия довольно проблематично.
Понятие управленческого труда в определенной мере связано с понятием управления как объекта или сферы его приложения.
Эффективность
труда в управлении не выступает
непосредственно в виде произведенной
на рабочем месте продукции.
Результат деятельности работников аппарата
управления включен в общую эффективность
работы предприятия. Как в затратах совокупного
труда определенную часть занимает труд
по управлению, так и определенную долю
производственного эффекта необходимо
отнести на счет управления.
Дать полное определение управлению трудно, так как это очень сложное, многогранное явление.
Существует более 300 определений управления.
Ли Якокка считает, что управление – не что иное, как «настраивание людей на труд».
Акио Морита пишет, что о качестве менеджера можно судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно может добиваться наилучших результатов от каждого из них, сливая их труд в единое целое.
Питер Друкер определяет управление как особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, результативную и эффективную группу.
Вернер Зигерт подчеркивает, что управлять – значит приводить к успехам других.
Майкл Мескон считает, что управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации через других людей.
Можно дать и такое определение: управление – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.
Все
приведенные определения
Управление как особая разновидность труда отличается от труда, создающего материальные блага и услуги. Оно не принимает непосредственного участия в создании благ, а находится как бы рядом с этим процессом, руководит им.[12]
Управленческий труд имеет свои специфические особенности:
1)носит информационный характер непосредственного предмета и продукта его труда, обусловленный принципиальным различием трудового процесса по его содержанию и результатам от других видов труда, необходимых для производства продукции и услуг. Результаты труда персонала управления оцениваются не по количеству изданных распоряжений и выпущенных документов, а по их влиянию на деятельность коллектива предприятия;
2)участвует в создании материальных благ не прямо, а через труд других лиц;
3)в качестве предмета управленческого труда выступают управленческий процесс и люди, участвующие в нем;
4)его результатом
являются управленческие
5)средствами труда служит организационная и вычислительная техника;
6)это труд умственный, поэтому прямое измерение его производительности возможно лишь в отношении технических исполнителей и отчасти специалистов.
С развитием рыночных отношений, дальнейшим углублением процессов разделения и кооперации труда управленческий труд обособляется в относительно самостоятельную сферу и закрепляется определенными организационными формами, образующими в совокупности автономную систему управления организацией. От уровня управленческого труда зависит не только использование поверхностных, но и глубинных резервов организации. Главная особенность этого вида трудовой деятельности состоит в том, что задачи развития и совершенствования организации руководитель решает в организационном аспекте, воздействуя на людей, которые непосредственно должны их решать.
Именно эти
обстоятельства требуют от человека,
занимающегося данной специфической деятельностью,
творческого к ней подхода. Качество решений,
принимаемых менеджерами, зависит не только
от их знаний и квалификации, но и от личностных
качеств, практического опыта, интуиции
и здравого смысла.[11]
1.2 Требования, предъявляемые к руководителю
Многие специалисты утверждают, что успех в деятельности любой коммерческой организации на 80–90% зависит от руководителя, поэтому к нему должны предъявляться жесткие требования.
Практика
показывает, что одни руководители
умело ведут людей за собой, успешно
преодолевая возникающие
Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять эффективную работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, и умение их применения. Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности.
Работа руководителя – это, прежде всего работа с людьми, которая является одним из самых сложных видов деятельности.
Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать своё поведение в зависимости от их состояния, уметь выявить сильные стороны исполнителей и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сильный сплоченный коллектив, в котором каждый его член занимает своё место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и использовать те факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива.[4]
Американский
ученый Н. Хилл на основании анализа
жизни нескольких сот известных
преуспевающих руководителей-
Естественно,
эти секреты успешного
Необходимо,
чтобы руководители организации
проявили дальновидность и признали
высокую значимость психологического
фактора в работе организации.[1]
Управление насквозь пронизано психологическим
содержанием, т.к. главным действующим
лицом его является человек со своими
способностями, интеллектом, мотивацией,
личностными и другими особенностями.
Руководитель должен обладать творческим мышлением, богатым, но реальным воображением.
Умение руководителя определить в каждом работнике ту структуру качеств, которыми должен обладать кандидат на занятие должности, составляет важное условие правильного подбора и расстановки кадров.
Формирование коллектива связано с решением проблемы психологической совместимости. Это требует от руководителя, чтобы он знал психологические особенности работников и умел их учитывать при формировании отдельных звеньев коллектива. Такой подход позволит ему воздействовать на формирование лучшего социально –психологического климата в коллективе.
Многие руководители подбирают свою «команду» только по критерию преданности, «забывая» о необходимости наличия и других не менее важных критериях, таких, как компетентность, неординарность мышления, организаторские и другие способности. Талантливые личности имеют, как правило, свою точку зрения, они порой «ершистые» и с ними работать трудно, но интересно. К сожалению, многие руководители не находят с ними общего языка и под всякими предлогами пытаются от них освободиться. Прок от этого руководителя не очень большой. Настоящий руководитель сам ищет талантливых сотрудников, создает им хорошие условия, умеет с ними сотрудничать, и результаты деятельности этого руководителя, как правило, блестящие.
Важнейшим моментом в управленческом процессе является принятие управленческого решения. Каждый руководитель должен видеть проблемы, которые выдвигаются условиями руководимой им системы. Каждому руководителю надо выбрать и сформировать в себе чувство нового, умение анализировать, из бесчисленного количества информации и фактов выделять важнейшие вопросы.
Систематизация чужого опыта и готовых идей с целью использования их, когда это необходимо, является существенным условием организации научного труда руководителя.
Другим качеством, характеризующим хорошего руководителя при изучении того или иного решения, является чувство ответственности, с которым он должен относиться к данному решению.
Для выяснения и выбора самого правильного подхода к решению проблемы большое значение имеет умение руководителя советоваться. Умение руководителя советоваться в значительной степени определяет эффективность его деятельности. Не менее важно и умение руководителя анализировать мнения людей.
Оперативность принятия решения и его качество зависят от степени продуктивности умственной деятельности, умения использовать и применять имеющиеся знания и накопленный опыт. Поэтому и гибкость ума, и оперативность памяти – важные и необходимые черты каждого руководителя.
Не меньшее значение при подготовке принятия решения и его принятии имеют и волевые качества – инициативность, самостоятельность, решительность и смелость.[10]
В процессе выработки, принятия и реализации управленческого решения, как считает Голубков Е.П. (1990), можно выделить следующие четыре основные функции управляющего:
· управляет процессом выработки решения;
· генерирует задачи для решения, участвует в конкретизации и выборе оценочных критериев. Умение правильно определить и поставить задачу в чрезвычайно сложной и противоречивой ситуации является существенной обязанностью руководителя, главной творческой частью его работы;
· выполняет сложную работу по принятию решения;
· организовывает выполнение решения, возглавляя работы на этапе реализации принятого решения.
Работа с людьми требует от руководителя, чтобы он следовал педагогическим принципам индивидуального подхода. Индивидуальный подход, учитывающий возрастные, половые и психологические особенности личности, является необходимым условием успешной деятельности руководителя.
Знания и поведение руководителя в определённой степени воздействует на психологию сотрудников. Руководитель воспитывает исполнителей в процессе всей работы.
Таким образом, чтобы успешно
руководить людьми менеджер должен
иметь подготовку во многих сферах жизнедеятельности.[2]