Организация управленческого труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 13:18, контрольная работа

Краткое описание

Управление может быть определено как научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности организации в рыночных условиях хозяйствования. Соответственно руководитель - это специалист по управлению, который разрабатывает планы, определяет, что и когда делать, как и кто будет выполнять намеченное. Управленческая деятельность - это специфическая разновидность трудового процесса, которая характеризуется всеми присущими ему элементами: предметом труда, средствами труда, самим трудом, а также его результатом.

Файлы: 1 файл

Организация управленческого труда (Автосохраненный).docx

— 51.75 Кб (Скачать)

                                                 Введение

На протяжении всего существования  человеческого общества были те, кто  руководит и те, кем руководят. Но особое значение управлению стали  придавать относительно недавно. Лишь в двадцатом веке управление начало выделяться в самостоятельную науку  под названием «менеджмент», развитие и совершенствование которой  продолжается и по сей день.

Управление может быть определено как научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение  эффективной жизнедеятельности  организации в рыночных условиях хозяйствования. Соответственно руководитель - это специалист по управлению, который  разрабатывает планы, определяет, что  и когда делать, как и кто  будет выполнять намеченное. Управленческая деятельность - это специфическая  разновидность трудового процесса, которая характеризуется всеми  присущими ему элементами: предметом  труда, средствами труда, самим трудом, а также его результатом.

По мере развития этой науки  основное внимание уделялось тому, как менеджер, т.е. руководитель должен руководить, чтобы организация работала эффективно. Но, к сожалению, мало внимания уделялось тому, как организовать работу самого менеджера.

А ведь руководитель, как  особый вид работников, является важной составной частью коллектива. Цель управленческого труда - достижение общей цели предприятия, а коллектив  предприятия только тогда достигнет  этой цели, если все будут работать в духе сотрудничества и взаимопонимания. Это возможно, только в случае правильной организации работы самого руководителя.

Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства. В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого руководителя не организовать должным образом, то руководитель не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации. Если руководитель не спланирует и  правильно не организует свою работу, то это приведет к потерям рабочего времени, лишнему перенапряжению и, в конечном счете, скажется на качестве управления. Данная тема является актуальной и представляет большой интерес, так как организации труда  управленческого персонала во многих компаниях уделяется мало внимания, но при этом в работе менеджеров именно она играет значимую роль и, безусловно, влияет на эффективность  их работы, таким образом, данная тема недостаточно изучена и нуждается  в интенсивном развитии.

       1.Основные понятия, задачи и принципы управленческого труда

Управленческая деятельность - системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации. Без управления организации не существует.

Понятие управленческого  труда в определённой мере связанно с понятием управления как объекта  или сферы его приложения. Если считать, что любой труд проявляется  в двух формах – физической и  умственной, то одной из разновидностей умственного труда является управленческий.

Управленческий  труд - это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности, как отдельных участников совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом. По сути это планомерная деятельность работников административно-управленческого персонала, направленная на организацию, регулирование, мотивацию и контроль работы сотрудников организации. Содержание управленческого труда зависит от его объекта и определяется структурой производственных процессов, приёмами труда, его техническим оснащением, а так же взаимоотношениями, которые возникают в процессе выполнения управленческих функций.

Управление (менеджмент) может  быть определён как научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение  эффективной жизнедеятельности  организации в рыночных условиях хозяйствования. Соответственно руководитель - это специалист по управлению, который  разрабатывает планы, определяет, что  и когда делать, как и кто  будет выполнять намеченное.

К специфическим особенностям управленческого труда относится:

умственный труд работников аппарата управления - состоит из трех видов деятельности: организационно - административно и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

К организационно-административно и воспитательной деятельности относятся: приемы и передачи информации, доведение решений до исполнителей, контроль и исполнение.

К аналитической и конструктивной деятельности относится восприятие информации и подготовка соответствующих  решений.

К информационно-технической  деятельности относятся вычислительные формально-логические операции и документация

Практическая организация  управленческого труда основывается на общих задачах и принципах  организации трудовых процессов. С  развитием рыночных отношений усложняется  управленческий труд, который носит  умственный характер и продуктом  которого являются решения и действия руководителя. Применительно к управленческому  труду основными задачами являются: экономические, психофизиологические, социальные.

Экономические задачи - это  задачи, сущность которых заключается  в росте производительности труда  руководителя при экономии времени  и энергий.

Психофизиологические задачи направлены на всестороннее оздоровление и облегчение условий труда, позволяющее  сохранять здоровье и трудоспособность сотрудников.

Смысл социальных задач состоит  в создании условий для всестороннего  и гармоничного развития личности сотрудников, повышение их квалификации, воспитания чувства ответственности за результаты его труда, использование рациональных форм материального и морального стимулирования.

Практически научная организация  управленческого труда осуществляется на основе следующих принципов:

Принцип экономичности - состоит  в достижении наибольших результате при наименьших затратах времени, средств, сил, энергии.

Принцип плановости - основан  на том, что вся деятельность в  области совершенствования управленческого  труда должна базироваться на плановых началах, которые обеспечивают рациональное взаимодействие между руководителем  и персоналом.

Принцип научности - заключается  в неуклонном совершенствовании  организации управленческого труда  на научной основе.

Принцип комплексности - означает совокупность и взаимодействие всех сторон деятельности в области управленческого  труда ( технологии управленческого труда, организации управленческого труда, организационной структуры управления ).

Принцип нормативности - предполагает, что все работы осуществляются на основе определенных нормативных материалов. К ним в первую очередь относятся  законодательные акты в области  трудовой деятельности.

Принцип заинтересованности, ответственности - реализуется посредством  материального и морального стимулирования труда.

 

                    2. Содержание и особенности управленческого труда

Управленческий труд непосредственно  не выступает создателем материальных благ, но является неотъемлемой частью труда совокупного рабочего, и  в этой части является трудом производительным. Они создают необходимые организационно-технические  и социально-экономические предпосылки  для эффективного труда людей, непосредственно  занятых выполнением производственных (коммерческих) операций. Следовательно, чем эффективнее труд в управляющей  системе, тем выше результаты совокупного  труда.

Конечный продукт управленческого  труда - решения, определяющие меры управляющих  воздействий на объекты. Но не все  решения, а только реализованные. Результаты труда служащих в целом должны оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов, а по их влиянию на деятельность всего  коллектива организации или ее подразделения.

Организация управленческой деятельности – это установление постоянных и  временных взаимоотношений между  всеми подразделениями и отдельными должностями, определение порядка  их функционирования, а также совокупность мер, связанная с регламентацией действий управленческого персонала  по своевременному и качественному  материально-техническому обеспечению, мобилизации имеющихся ресурсов, а также их перераспределения. Организация  – это ясное и чёткое определение  областей ответственности за достижение целей каждого подразделения.

Деятельность управленца обычно складывается из отдельных этапов процесса управления:

1.  Составление плана деятельности, куда входит постановка задач на предстоящий период работы и программирование необходимых для их выполнения мероприятий.

2.  Организация деятельности, как в масштабе всего предприятия, так и в рамках его функциональных подразделений.

3.  Планирование ресурсов рабочей силы, ее подбор, ознакомление с производством и обучение.

4.  Руководство персоналом, его мотивирование, информирование и сотрудничество с ним.

5.  Принятие решений.

6.  Контроль выполнения поставленных задач и эффективности работы.

7.  Совершенствование деятельности организации в целом.

Воздействие административно-управленческих работников на продукт совокупного  труда осуществляется путём использования  информации и её преобразования в соответствующие решения для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленной цели. Поэтому главной особенность управленческого труда является информационный характер предмета и продукта их труда, обусловленный принципиальным отличием трудового процесса (по содержанию и результатам) от других видов труда.

Управленческий труд имеет свои специфические особенности:

  • носит информационный характер непосредственного предмета и продукта его труда, обусловленный принципиальным различием трудового процесса по его содержанию и результатам от других видов труда, необходимых для производства продукции или услуг. Результаты труда персонала управления оцениваются не по количеству изданных распоряжений и выпущенных документов, а по их влиянию на деятельность коллектива предприятия;
  • участвует в создании материальных благ не прямо, а через труд других лиц;
  • в качестве предмета управленческого труда выступают управленческий процесс и люди, участвующие в нём;
  • результатом являются управленческие решения;
  • это умственный труд, поэтому прямое измерение его производительности возможно лишь в отношении технических исполнителей и отчасти специалистов;
  • средствами труда служат организационная и вычислительная техника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   3. Рациональная организация управленческого труда

Применительно к труду  руководителей, рациональной организацией труда следует считать такую совокупность технических, организационных и санитарно-гигиенических мероприятий, которая основывается на использовании достижений науки и передового опыта, прогрессивных форм хозяйствования, и обеспечивает целесообразное использование рабочего времени, технических средств, производственных и управленческих навыков и творческих способностей каждого члена коллектива; и позволяет наилучшим образом устанавливать и постоянно совершенствовать взаимодействие всех работников между собой, в процессе осуществления функций управления и инженерно-технического обеспечения производства, тем самым, создавая условия для эффективного как индивидуального, так и коллективного труда работников при сохранении их здоровья и работоспособности для улучшения результатов деятельности всего коллектива.

В основе рациональной организации  управленческого лежат следующие принципы:

а)  принцип комплексности - предполагает, что организация управленческого труда осуществляется не по одному направлению, а по их совокупности;

б)  принцип системности – предполагает создание единой системы организации труда, в рамках которой все её составные части согласованы и действуют в интересах эффективного функционирования всей системы;

в)  принцип регламентации - предполагает установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указаний, инструкций и других нормативных документов в системе управления;

г)  принцип плановости - основан на том, что вся деятельность в области совершенствования управленческого труда должна базироваться на плановых началах, которые обеспечивают рациональное взаимодействие между руководителем персонала;

д)  принцип специализации - заключается в закреплении за каждым подразделением определенных функций и работ с возложением на них полной ответственности за конечные результаты их деятельности;

е)  принцип заинтересованности, ответственности - реализуется посредством материального и морального стимулирования труда;

ж)  принцип экономичности состоит в достижении наилучших результатов при наименьших затратах времени и средств;

з)  принцип научности - заключается в непрерывном совершенствовании организации управленческого труда на научной основе.

В совокупности мероприятий  по эффективной организации управленческого  труда огромное значение имеет умение руководителя организовать свой личный труд, от которого в конечном итоге  зависят и общие результаты работы коллектива. Рациональная организация  рабочего времени руководители обязательно  требует учета всех выполняемых  им работ, ведь это дает возможность  анализировать использование рабочего времени, составлять обоснованные планы  личной работы.

Информация о работе Организация управленческого труда