Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 08:03, курсовая работа
Существует масса подходов к тому, что конкретно должен делать менеджер, управляя своими сотрудниками. Приведём структурированный взгляд на эти функции, распределяющий их на 5 групп:
Обеспечение процесса выполнения работы:
1. постановка целей, задач, определение приоритетов в работе подчиненных
2. организация работы и определение методов выполнения работы
3. контроль и оценка деятельности работников
1. Менеджер в системе управления.
1.1. Основные задачи менеджера и современные требования к нему.
1.2. Типологии стилей руководства, их характерные черты.
1.3. Социальная ответственность и этика менеджера.
2. Анализ эффективности управленческого труда на предприятии.
2.1. Характеристика предприятия.
2.2. Анализ личностно-деловых качеств менеджера предприятия.
2.3. Оценка работы руководителя в формировании стиля управления.
Заключение
Литература
Приложение
ОГБОУ СПО «Костромской автотранспортный колледж»
Курсовая работа
по дисциплине «Менеджмент»
Тема: Специфика управленческого труда
Руководитель: Якимец М.В. Оценка ____________________ «___»_________ 20__ г. ___________________________ (подпись преподавателя) |
Студент: Кулигин Артем Анатольевич Специальность: Сервис на автомобильном транспорте Группа 27. |
Кострома 2013 г.
Содержание:
Введение
1. Менеджер в системе управления.
1.1. Основные задачи менеджера и современные требования к нему.
1.2. Типологии стилей руководства, их характерные черты.
1.3. Социальная ответственность и этика менеджера.
2. Анализ эффективности
2.1. Характеристика предприятия.
2.2. Анализ личностно-деловых
2.3. Оценка работы руководителя
в формировании стиля
Заключение
Литература
Приложение
Глава 1 Менеджер в системе управления.
1.1. Основные задачи менеджера и современные требования к нему.
Существует масса подходов к тому, что конкретно должен делать менеджер, управляя своими сотрудниками. Приведём структурированный взгляд на эти функции, распределяющий их на 5 групп:
Обеспечение процесса выполнения работы:
1. постановка целей,
задач, определение
2. организация работы
и определение методов
3. контроль и оценка деятельности работников
4. обеспечение необходимого
уровня трудовой и
5. создание условий, необходимых для работы
Развитие работников:
1. решение вопросов, связанных с адаптацией и закреплением новых работников
2.обучение, повышение квалификации работников
3. оказание подчиненным необходимой помощи
4. содействие должностному
и профессиональному росту
5. распределение работы
с учетом возможностей
Управление мотивацией:
1. поощрение, похвала
наиболее отличившихся
2. наказания, санкции
по отношению к нарушителям
трудовой и исполнительской
3. учет и нейтрализация факторов, негативно влияющих на мотивацию подчиненных
4. воодушевление подчиненных, как в ходе личного общения, так и при взаимодействии со всем коллективом
Межличностные отношения:
1.разрешение конфликтных ситуаций
2. создание и поддержание
благоприятного
3.внимание к
4. внимание к личным проблемам подчиненных
5. поддержание собственного авторитета2
Менеджер в современном представлении — это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
1. К организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;
2. К руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;
3. К руководителю по отношению к подчиненным;
4. К администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.
Спецификой труда менеджера является конечный результат его деятельности - принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.
Решение — осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.
Конечный результат
Табл.1 Конечный результат деятельности менеджера в разных странах
Основные задачи менеджера на предприятии сводятся к управлению объектом с целью достижения целей организации (разработка организационной структуры управления объектом в соответствии с его целями):
1. обеспечение функционирования подсистемы снабжения;
2. обеспечение функционирования производственной системы;
3. обеспечение функционирования подсистемы сбыта продукции;
4.обеспечение
5. обеспечение функционирования инновационной подсистемы;
6. обеспечение функционирования социальной подсистемы;
Вертикальное разделение
труда в менеджменте
Менеджеры среднего уровня
координируют работу нижнего уровня
и выступают связующим звеном
между ними и высшим руководством.
Они принимают решения в
Менеджеры низового уровня
организуют работу непосредственно
подчиняющихся им рабочих или
других работников. Они принимают
оперативные решения в
Горизонтальное деление труда
Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня. Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).
Функциональные руководители - это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия),
обеспечивающие возможность
принятия решений линейными
Уровень функционального руководителя определяется иерархическим уровнем линейного руководства, работу подразделения которого он обеспечивает.
Рыночная экономика позволяет выделить в среде менеджеров фигуры:
1.предпринимателя;
2. бизнесмена;
3. коммерсанта.
Предприниматель - основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которой связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия или разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка.
Бизнесмен - субъект рыночных
отношений, деловая активность которого
связана с наличием капитала (не
только в денежной форме) и направлена
на решение задач, связанных с
осуществлением операций обмена товаров
и услуг между уже
Коммерсант — самостоятельный экономический субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих в условиях рынка видах посреднической деятельности, удовлетворяющей потребности общества и конкретной личности.3
К основным качествам, необходимым менеджеру относятся:
мировоззренческая позиция:
1. наличие выработанной управленческой концепции;
2. желание обеспечить
достижение хозяйственных и
3. умение позитивно
воздействовать на людей,
деловая компетенция:
4. обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;
5. обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;
6. владеть современными методами менеджмента;
административный талант:
7. проявлять предприимчивость
в расширении сферы
8. обладать опытом административной работы;
9. иметь высокий уровень
культуры профессионального
10. уметь осуществлять корпоративную поддержку;
личностные качества:
11. генетическая
12. обладать чувством
внутренней свободы и
13. критически оценивать свои достижения;
14. уметь гармонизировать межличностные отношения
Мировоззренческая позиция -
это социальное качество личности, обладающей нравственными
установками, характерными для определенного вида
Деловая компетенция - это
качество личности, обладающей умением
вести хозяйственную
Административный талант — это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.
Личностные качества
– это свойства личности, обеспечивающие
деловую и психологическую
Можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:
Знание специальности:
1. знание технологии производственного процесса и его функционирования;
2. знание теории менеджмента, основных законов и приемов;
3.знание общей экономической теории;
4.знание теории маркетинга;
5.а также общая эрудиция по специальности;
6.знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);
Личные качества:
1. умение быть в форме;
2. выносливость в состоянии неопределенности и стресса;
3. выдержка в любой конфликтной ситуации;
4. коммуникативность;
5. умение слушать;
6. интуиция;
7. приспособляемость к ситуации;
8. восприимчивость критики, самокритичность;
9. уверенность в себе;
10. авторитетность;
11. стремление к успеху и готовность работать для этого;
12. возраст и внешние данные;
13. сила воли;
Личные способности:
1. умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);
2. умение распределять обязанности и давать четкие указания;
3. умение стимулировать и мотивировать работников;
4.легкость в общении, тактичность и дипломатичность;
1.2. Типологии стилей руководства, их характерные черты.
Стиль pyкoвoдcтвa - это пpивычнaя мaнepa пoвeдeния pyкoвoдитeля пo oтнoшeнию к cвoим пoдчинeнным c цeлью пoвлиять нa ниx или пoбyдить к дeйcтвию (выпoлнeнию зaдaний).
Сyщecтвyeт тpи cтиля pyкoвoдcтвa:
aвтopитapный;
дeмoкpaтичecкий;
либepaльный.
Сyщнocть cтилeй pyкoвoдcтвa.
1. Автopитapный cтиль yпpaвлeния cocтoит в тoм, чтo вcя пoлнoтa влacти нaxoдитcя y pyкoвoдитeля и вce peшeния пpинимaютcя им eдинoличнo, нe yчитывaя мнeния пoдчинeнныx. В дaннoм cлyчae иcпoльзyeтcя кoмaндный мeтoд yпpaвлeния. Автopитapный cтильупpaвлeния нeoбxoдим в кpизиcнoй cитyaции, кoгдa рeшeния дoлжны пpинимaтьcя быстро и быть чeткo cкoopдиниpoвaны, чтo знaчитeльнo зaтpyдняeтcя в ycлoвияx кoллeктивнoй дeятeльнocти пo paзpaбoткe peшeний.
2.Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчинённым и принятие решений на коллегиальной основе. Он aктyaлeн пpи cтaбильнoй paбoтe пpeдпpиятия и cтpeмлeнии eгo к внeдpeнию иннoвaций.
3. Либepaльный cтиль пpeдcтaвляeт coбoй yпpaвлeниe бeз yчacтия pyкoвoдитeля. Рaбoтники пpeдocтaвлeны caми ceбe, пpиxoдитcя paccчитывaть нa иx диcциплиниpoвaннocть.
Оcoбeннocти.
1.Дaнный cтиль yпpaвлeния вoзмoжнo
иcпoльзoвaть пpи выcoкoй квaлификaции paбoтникoв и
2.Пoдчинeнным пpeдocтaвляeтcя пoлнaя
Либepaльный cтиль yпpaвлeния пpимeнялcя в нaшeй cтpaнe в пepиoд cтaнoвлeния pынoчнoй экoнoмики c 1985 дo cepeдины 1990-x гг. Сyщecтвoвaниe дaннoгo cтиля yпpaвлeния в coвpeмeнныx ycлoвияx вoзмoжнo, ecли oфициaльный pyкoвoдитeль являeтcя фиктивным (зиц-пpeдceдaтeль), инaчe тaкoгo мeнeджepa вcкope "пoдcидят" eгo пoдчинeнныe.
Нecмoтpя нa cyщecтвeннyю paзницy в дaнныx cтиляx yпpaвлeния, нeльзя выдeлить cpeди ниx aбcoлютнo эффeктивный или нeэффeктивный, тaк кaк вce зaвиcит oт cитyaции, в кoтopoй oни пpимeняютcя.
Авторитарное руководство характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Этот стиль свойственен решительным, властным, волевым людям, жестким по отношению к окружающим. Автократ «все знает сам» и не терпит возражений. Никому не доверяет, не ставит в известность о своих намерениях; отдает деловые, краткие распоряжения; запреты часто сопровождаются угрозами. Похвала и порицание работников крайне субъективны. Эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Дела в коллективе планируются заранее во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы.
Существуют разновидности авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный».
Появление руководителя-автократа
связано с особенностями его характера.
В большинстве случаев это властные, настойчивые и упорные
люди, с преувеличенными