Специфика управленческого труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 08:03, курсовая работа

Краткое описание

Существует масса подходов к тому, что конкретно должен делать менеджер, управляя своими сотрудниками. Приведём структурированный взгляд на эти функции, распределяющий их на 5 групп:
Обеспечение процесса выполнения работы:
1. постановка целей, задач, определение приоритетов в работе подчиненных
2. организация работы и определение методов выполнения работы
3. контроль и оценка деятельности работников

Оглавление

1. Менеджер в системе управления.
1.1. Основные задачи менеджера и современные требования к нему.
1.2. Типологии стилей руководства, их характерные черты.
1.3. Социальная ответственность и этика менеджера.
2. Анализ эффективности управленческого труда на предприятии.
2.1. Характеристика предприятия.
2.2. Анализ личностно-деловых качеств менеджера предприятия.
2.3. Оценка работы руководителя в формировании стиля управления.
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая работа Кулигин А.А.docx

— 64.68 Кб (Скачать)

 

ОГБОУ СПО  «Костромской автотранспортный колледж»

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по  дисциплине «Менеджмент»

Тема: Специфика управленческого труда

 

 

Руководитель:

Якимец М.В.

Оценка ____________________

«___»_________ 20__ г.

___________________________

                    (подпись преподавателя)

Студент:

Кулигин Артем Анатольевич Специальность:

Сервис на автомобильном  транспорте

Группа 27.


 

 

 

 

 

Кострома 2013 г.

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение

 

1. Менеджер в системе управления.

1.1. Основные задачи менеджера  и современные требования к  нему.

1.2. Типологии стилей руководства,  их характерные черты.

1.3. Социальная ответственность  и этика менеджера.

 

2. Анализ эффективности управленческого  труда на предприятии.

2.1. Характеристика предприятия.

2.2. Анализ личностно-деловых качеств  менеджера предприятия.

2.3. Оценка работы руководителя  в формировании стиля управления.

 

Заключение

Литература

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Менеджер в системе управления.

1.1. Основные задачи менеджера  и современные требования к  нему.

Существует масса  подходов к тому, что конкретно  должен делать менеджер, управляя своими сотрудниками. Приведём структурированный взгляд на эти функции, распределяющий их  на 5 групп:

Обеспечение процесса выполнения работы:

1. постановка целей,  задач, определение приоритетов  в работе подчиненных

2. организация работы  и определение методов выполнения  работы

3. контроль и оценка  деятельности работников

4. обеспечение необходимого  уровня трудовой и исполнительской  дисциплины

5. создание условий,  необходимых для работы    

 Развитие работников:

1. решение вопросов, связанных  с адаптацией и закреплением  новых работников

2.обучение, повышение  квалификации работников

3. оказание подчиненным  необходимой помощи

4. содействие должностному  и профессиональному росту работников

5. распределение работы  с учетом возможностей подчиненных     

 Управление мотивацией:

1. поощрение, похвала  наиболее отличившихся работников

2. наказания, санкции  по отношению к нарушителям  трудовой и исполнительской дисциплины

3. учет и нейтрализация  факторов, негативно влияющих на  мотивацию подчиненных

4. воодушевление подчиненных,  как в ходе личного общения,  так и при взаимодействии со  всем коллективом   

 Межличностные отношения:

1.разрешение конфликтных  ситуаций

2. создание и поддержание  благоприятного психологического  климата в коллективе

3.внимание к удовлетворенности  работников своим трудом

4. внимание к личным  проблемам подчиненных

5. поддержание собственного  авторитета2

Менеджер в современном  представлении — это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в  области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей  в рыночных условиях.

Термин «менеджер» имеет  довольно широкое распространение  и употребляется применительно:

1. К организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;

2. К руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;

3. К руководителю по отношению к подчиненным;

4. К администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.

Спецификой труда  менеджера является конечный результат  его деятельности - принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.

Решение — осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее  известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.

Конечный результат деятельности менеджера в разных странах специалистами  по управлению оценивается по-разному (Табл.1).

Табл.1 Конечный результат деятельности менеджера  в разных странах

 

Основные задачи менеджера  на предприятии сводятся к управлению объектом с целью достижения целей  организации (разработка организационной структуры управления объектом в соответствии с его целями):

1. обеспечение функционирования  подсистемы снабжения;

2. обеспечение функционирования  производственной системы;

3. обеспечение функционирования  подсистемы сбыта продукции;

4.обеспечение функционирования  финансовой подсистемы;

5. обеспечение функционирования  инновационной подсистемы;

6. обеспечение функционирования  социальной подсистемы;    

 Вертикальное разделение  труда в менеджменте предполагает  выделение трех иерархических  уровней управления, которые определяют  содержание труда менеджера (Табл.2).(смотреть приложение 1.)

Менеджеры среднего уровня координируют работу нижнего уровня и выступают связующим звеном между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).

Менеджеры низового уровня организуют работу непосредственно  подчиняющихся им рабочих или  других работников. Они принимают  оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.

Горизонтальное деление труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных руководителей.

Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие координацию деятельности подразделений  в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня. Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).

Функциональные  руководители - это менеджеры, возглавляющие  отделы и службы в иерархической  структуре организации (предприятия),

обеспечивающие возможность  принятия решений линейными руководителями соответствующего иерархического уровня.

Уровень функционального  руководителя определяется иерархическим  уровнем линейного руководства, работу подразделения которого он обеспечивает.

Рыночная экономика  позволяет выделить в среде менеджеров фигуры:

1.предпринимателя;

2. бизнесмена;

3. коммерсанта.

Предприниматель - основная фигура рыночных отношений, инновационная  деятельность которой связана с  постоянным материальным риском при  организации нового предприятия  или разработкой новой идеи, новой  продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях неопределенности рынка.

Бизнесмен - субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена на решение задач, связанных с  осуществлением операций обмена товаров  и услуг между уже существующими  рыночными структурами при использовании  сложившихся в практике форм и  методов свободной хозяйственной  деятельности.

Коммерсант — самостоятельный  экономический субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих в условиях рынка видах посреднической деятельности, удовлетворяющей потребности  общества и конкретной личности.3

К   основным качествам, необходимым менеджеру относятся:

мировоззренческая позиция:

1. наличие выработанной  управленческой концепции;

2. желание обеспечить  достижение хозяйственных и социальных  целей организации; 

3. умение позитивно  воздействовать на людей, воспитывая  личным примером;

деловая компетенция:

4. обладать профессиональными  знаниями в области рыночной  экономики;

5. обладать опытом  работы в сфере хозяйственной  деятельности;

6. владеть современными  методами менеджмента;

административный  талант:

7. проявлять предприимчивость  в расширении сферы деятельности;  

8. обладать опытом  административной работы; 

9. иметь высокий уровень  культуры профессионального общения;

10. уметь осуществлять  корпоративную поддержку;

личностные качества:

11. генетическая предрасположенность  к лидерству;

12. обладать чувством  внутренней свободы и готовности  к риску; 

13. критически оценивать  свои достижения;

14. уметь гармонизировать межличностные отношения

Мировоззренческая  позиция - это социальное качество  личности, обладающей нравственными  установками, характерными для  определенного вида деятельности.

Деловая компетенция - это  качество личности, обладающей умением  вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.

Административный талант — это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими  реальную возможность доводить начатое дело до конца.

Личностные качества – это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку  социального окружения в процессе практической деятельности.

Можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:

Знание специальности:

1. знание технологии  производственного процесса и  его             функционирования;

2. знание теории менеджмента,  основных законов и приемов;

3.знание общей экономической  теории;

4.знание теории маркетинга;

5.а также общая  эрудиция по специальности;

6.знание науки психологии (очень важно при работе с  людьми);

Личные качества:

1. умение быть в  форме;

2. выносливость в состоянии  неопределенности и стресса;

3. выдержка в любой  конфликтной ситуации;

4. коммуникативность;

5. умение слушать;

6. интуиция;

7. приспособляемость  к ситуации;

8. восприимчивость критики,  самокритичность;

9. уверенность в себе;

10. авторитетность;

11. стремление к успеху  и готовность работать для  этого;

12. возраст и внешние  данные;

13. сила воли;

Личные способности:

1. умение убеждать, пробивать  свои идеи (харизма);

2. умение распределять  обязанности и давать четкие  указания;

3. умение стимулировать  и мотивировать работников;

4.легкость в общении,  тактичность и дипломатичность;

 

 

 

1.2. Типологии стилей руководства,  их характерные черты.

Стиль pyкoвoдcтвa - это пpивычнaя мaнepa пoвeдeния pyкoвoдитeля пo oтнoшeнию к cвoим пoдчинeнным c цeлью пoвлиять нa ниx или пoбyдить к дeйcтвию (выпoлнeнию зaдaний).

Сyщecтвyeт тpи cтиля pyкoвoдcтвa:

aвтopитapный; 

дeмoкpaтичecкий;

либepaльный.

Сyщнocть cтилeй pyкoвoдcтвa.

1. Автopитapный  cтиль yпpaвлeния cocтoит в тoм, чтo вcя пoлнoтa влacти нaxoдитcя  y pyкoвoдитeля и вce peшeния пpинимaютcя  им eдинoличнo, нe yчитывaя мнeния пoдчинeнныx. В дaннoм cлyчae иcпoльзyeтcя кoмaндный мeтoд yпpaвлeния. Автopитapный cтильупpaвлeния нeoбxoдим в кpизиcнoй cитyaции, кoгдa рeшeния дoлжны пpинимaтьcя     быстро и быть чeткo cкoopдиниpoвaны, чтo знaчитeльнo зaтpyдняeтcя в ycлoвияx кoллeктивнoй дeятeльнocти пo paзpaбoткe peшeний.

2.Демократический стиль предполагает делегирование руководителем части своих полномочий подчинённым и принятие решений на коллегиальной основе. Он aктyaлeн пpи cтaбильнoй paбoтe  пpeдпpиятия и cтpeмлeнии eгo к внeдpeнию иннoвaций.

3. Либepaльный cтиль пpeдcтaвляeт coбoй yпpaвлeниe бeз yчacтия pyкoвoдитeля. Рaбoтники  пpeдocтaвлeны caми ceбe, пpиxoдитcя paccчитывaть  нa иx диcциплиниpoвaннocть.

Оcoбeннocти.

1.Дaнный cтиль yпpaвлeния  вoзмoжнo иcпoльзoвaть пpи выcoкoй  квaлификaции paбoтникoв и низкoм  ypoвнe пoдгoтoвки pyкoвoдитeля.

2.Пoдчинeнным  пpeдocтaвляeтcя пoлнaя cвoбoдa, кoтopaя  мoжeт пpивecти к aнapxии.

Либepaльный cтиль yпpaвлeния пpимeнялcя в нaшeй cтpaнe в пepиoд cтaнoвлeния pынoчнoй экoнoмики c 1985 дo cepeдины 1990-x гг. Сyщecтвoвaниe дaннoгo cтиля yпpaвлeния в coвpeмeнныx ycлoвияx вoзмoжнo, ecли oфициaльный pyкoвoдитeль являeтcя  фиктивным (зиц-пpeдceдaтeль), инaчe тaкoгo мeнeджepa вcкope "пoдcидят" eгo пoдчинeнныe.

Нecмoтpя нa cyщecтвeннyю paзницy в дaнныx cтиляx yпpaвлeния, нeльзя выдeлить cpeди ниx aбcoлютнo эффeктивный  или нeэффeктивный, тaк кaк вce зaвиcит oт cитyaции, в кoтopoй oни пpимeняютcя.

Авторитарное руководство характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов с подчиненными. Этот стиль свойственен решительным, властным, волевым людям, жестким по отношению к окружающим. Автократ «все знает сам» и не терпит возражений. Никому не доверяет, не ставит в известность о своих намерениях; отдает деловые, краткие распоряжения; запреты часто сопровождаются угрозами. Похвала и порицание работников крайне субъективны. Эмоции подчиненных и коллег в расчет не принимаются. Дела в коллективе планируются заранее во всем их объеме, определяются лишь непосредственные цели для каждого работника. Голос руководителя является решающим, а его позиция находится вне группы.

Существуют разновидности  авторитарного стиля: «эксплуататорский» и «благожелательный».

Появление руководителя-автократа  связано с особенностями его  характера. В большинстве случаев  это властные, настойчивые и упорные  люди, с преувеличенными представлениями  о собственных способностях, обладающие большим стремлением к престижности и власти. По темпераменту они являются холериками.

Информация о работе Специфика управленческого труда