Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 08:03, курсовая работа
Существует масса подходов к тому, что конкретно должен делать менеджер, управляя своими сотрудниками. Приведём структурированный взгляд на эти функции, распределяющий их на 5 групп:
Обеспечение процесса выполнения работы:
1. постановка целей, задач, определение приоритетов в работе подчиненных
2. организация работы и определение методов выполнения работы
3. контроль и оценка деятельности работников
1. Менеджер в системе управления.
1.1. Основные задачи менеджера и современные требования к нему.
1.2. Типологии стилей руководства, их характерные черты.
1.3. Социальная ответственность и этика менеджера.
2. Анализ эффективности управленческого труда на предприятии.
2.1. Характеристика предприятия.
2.2. Анализ личностно-деловых качеств менеджера предприятия.
2.3. Оценка работы руководителя в формировании стиля управления.
Заключение
Литература
Приложение
Демократический стиль руководства (коллегиальный) формируется у людей, которые не любят брать ответственность на себя, ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями.
Это стиль предусматривает
инструкции в форме
В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху. Подчиненные стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в необходимых случаях.
Либеральный стиль руководства (нейтральный, попустительский) формируется у людей, которые не любят брать ответственность на себя. Руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
В управлении производством менеджер более важен, чем ученый. Менеджер может быть менее образованным, чем ученый, но зато он должен обладать таинствами управления как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Качества менеджера, умноженные на научные знания, дают возможность добиться эффективных результатов в управленческой практике. Изучение основ управления дает возможность вооружить необходимыми знаниями менеджеров, предпринимателей, бизнесменов - всех тех, кто способен ускорить продвижение нашей экономики к рыночным отношениям.4
1.3. Социальная ответственность и этика менеджера
1.3.1 Определение и сущность
Принятие на себя ответственности
и привлечение к
Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера).
Социальная ответственность является свойством (чертой) характера личности наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью и т.д. Ответственность личности - это черта характера, приобретаемая в результате воспитания и учета моральных норм общества.
Социальная
ответственность менеджера
Социальная
ответственность компании явно или
неявно отражается в ее уставных документах.
Особенно это проявляется в миссии
и основных целях компании. Если
основная цель компании направлена на
максимальное удовлетворение потребностей
и интересов персонала и
Важными параметрами социальной ответственности являются широта, временной интервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.
Широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым компания берет на себя социальную ответственность, например, техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и др.
Временной интервал - это период устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания.
Придаваемое значение - это важность социальной ответственности перед технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании. Например, для уменьшения профессиональных заболеваний руководство компании решило закупить технологию, в которой не используется асбест в качестве наполнителей для строительных блоков, при этом строительство нового технологического корпуса решили "заморозить". Вовлеченность персонала - уровень участия персонала компании в реализации социальных целей. Существуют два основных варианта организации выполнения социальных целей:
Взаимодействие социальной и юридической ответственности.
Процесс
гармонизации общества и компании идет
через реализацию социальных инициатив
и юридических требований. Обычно
часть социальных инициатив является
предвестником юридических
Вопросы
юридической ответственности
Возложение
на себя социальной ответственности
может идти только добровольно. Руководитель
должен ясно видеть, какие преимущества
и какие трудности он будет
ощущать. Вопросы активизации социальной
ответственности
1.3.2 Социальная ответственность менеджеров
Менеджеры активно участвуют в различных социальных мероприятиях. Сдерживающим фактором в этом участии руководителей высшего звена являются требования рядовых работников увеличивать доходы на акцию в ежеквартальном исчислении. Из-за этого управляющие вынуждены
отказываться от финансирования программ, o6ycловленных социальной ответственностью.
Давно существует
такая форма социальной помощи, как
добровольные пожертвования на местные
благотворительные нужды. Но в настоящее
время распространяется форма личных
контактов для оказания помощи. Ряд
фирм проводят социальные мероприятия
по специальным программам, которые
предусматривают возможность
Социальная
ответственность предотвращает
конфликтные ситуации между организацией
и обществом, в котором она
функционирует. Для обеспечения
высокой жизнедеятельности
Мероприятия по социальной ответственности свойственны не только крупным организациям. Их осуществляют и мелкие предприятия. И это не менее ценно, чем проведение мероприятий по социальной ответственности крупными фирмами.
Однако работой любой организации является обеспечение ее прибыльности, которая и является основой любых мероприятий по социальной ответственности. Открытое признание приоритетов и социально ответственное поведение обеспечивают компании достижение важных вторичных целей. Прибыльность и развитие идут бок о бок с честным отношением к работникам, потребителям всех уровней и местному обществу.
1.3.3. Этика менеджера
Этика – это учение о морали, нравственности, об обязанностях людей по отношению к родине, обществу, государству, друг к другу.
Этика включает набор принципов, позволяющих оценить поведение человека или группы людей как правильное или неправильное. Применительно к менеджменту это принципы нравственной оценки поведения менеджера по отношению к коллективу организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти. Принципы, устанавливающие, что хорошо в поведении менеджера, а что – плохо, что может и должен он делать с точки зрения морали, а что не должен, даже если это и не нарушает закона.
В отличие от нормативного поведения менеджера, регламентированного писаными законами и правилами, этические нормы не могут быть закреплены законодательно и поэтому не являются обязательными. И вместе с тем от соблюдения этих норм в большой степени зависит успешность менеджмента, а их нарушение способно нанести непоправимый ущерб организации.
В ряде случаев этические
нормы соответствуют
Аморальными и одновременно
противоречащими закону являются обман,
мошенничество, коррупция, воровство,
нанесение материального
В большинстве случаев этичное поведение менеджера не регламентируется законодательно. Примерами нарушения моральных норм, не влекущего за собой уголовного преследования, но, тем не менее, недопустимого в менеджменте, могут служить:
– утаивание открытий и изобретений (если это выгодно фирме);
– пренебрежение здоровьем и чувствами персонала;
– нарушение устной договоренности;
– подбор кадров по принципу
знакомства;
– сплетни, инсинуации (злокозненные слухи);
– унижение подчиненных;
– отказ от принятых обязательств;
– невозвращение долга в срок.
Этические принципы менеджмента не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое развитие предъявляет к менеджеру все новые моральные, нравственные требования.
Сегодня в круг этических
норм менеджмента входят:
– нетерпимость к классовому, расовому
или национальному антагонизму;
– уважение к женщине, признание ее равноправия с мужчиной;
–уважение к ветеранам и старикам;
– уважение к властям и руководителям;
– уважение к результатам чужого труда;