Специфика управленческого труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 08:03, курсовая работа

Краткое описание

Существует масса подходов к тому, что конкретно должен делать менеджер, управляя своими сотрудниками. Приведём структурированный взгляд на эти функции, распределяющий их на 5 групп:
Обеспечение процесса выполнения работы:
1. постановка целей, задач, определение приоритетов в работе подчиненных
2. организация работы и определение методов выполнения работы
3. контроль и оценка деятельности работников

Оглавление

1. Менеджер в системе управления.
1.1. Основные задачи менеджера и современные требования к нему.
1.2. Типологии стилей руководства, их характерные черты.
1.3. Социальная ответственность и этика менеджера.
2. Анализ эффективности управленческого труда на предприятии.
2.1. Характеристика предприятия.
2.2. Анализ личностно-деловых качеств менеджера предприятия.
2.3. Оценка работы руководителя в формировании стиля управления.
Заключение
Литература
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая работа Кулигин А.А.docx

— 64.68 Кб (Скачать)

Демократический стиль руководства (коллегиальный) формируется у людей, которые  не любят брать ответственность  на себя, ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями.

 Это стиль предусматривает  инструкции в форме предложений,  не сухую речь, а товарищеский  тон, похвалу и порицание - с  учетом мнения коллектива. Мероприятия  в коллективе планируются. Распоряжения  и запреты проводятся на основе  дискуссий. Позиция руководителя - внутри группы, т.е. руководитель, ведет себя как один из членов  группы; каждый сотрудник может  при нем свободно выражаться  по разным вопросам. По своему  складу такой руководитель рассеян,  безалаберен, толком не может  ставить цели, слишком мягкий  по характеру, коммуникативный,  но слабый организатор. При  осуществлении контроля демократ  обращает внимание на конечный  результат. Такая обстановка создает  условия для самовыражения подчиненных,  у них развивается самостоятельность,  что способствует восприятию  достижения целей организации  как своих собственных. Такое  взаимодействие руководителя и  подчиненных можно определить  как сотрудничество.

В условиях «консультативной»  руководитель доверяет подчиненным, консультируется  с ними, стремиться использовать все  лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих  мер преобладает поощрение, а  наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены  такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений  подсказывается им сверху. Подчиненные  стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в необходимых  случаях.

Либеральный стиль руководства (нейтральный, попустительский) формируется у людей, которые не любят брать ответственность на себя. Руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.

 

В управлении производством  менеджер более важен, чем ученый. Менеджер может быть менее образованным, чем ученый, но зато он должен обладать таинствами управления как искусства  в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Качества менеджера, умноженные на научные знания, дают возможность добиться эффективных результатов в управленческой практике. Изучение основ управления дает возможность вооружить необходимыми знаниями менеджеров, предпринимателей, бизнесменов - всех тех, кто способен ускорить продвижение нашей экономики к рыночным отношениям.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Социальная ответственность и  этика менеджера

1.3.1 Определение и сущность социальной  ответственности

Принятие на себя ответственности  и привлечение к ответственности  являются необходимыми следствиями  выполнения задач различными лицами с разделением труда между  ними.

Ответственность - это необходимость, обязанность  отдавать кому-либо отчет в своих  действиях, поступках. Ответственность  может быть официальная и личная (чувство ответственности как  черта характера).

Социальная  ответственность является свойством (чертой) характера личности наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью  и т.д. Ответственность личности - это черта характера, приобретаемая в результате воспитания и учета моральных норм общества.

Социальная  ответственность менеджера отражается в его решениях, поставленных целях  и их приоритетах, средствах и методах реализации решений и на помощь в создании приемлемого уровня жизнеобеспечения своих работников.

Социальная  ответственность компании явно или  неявно отражается в ее уставных документах. Особенно это проявляется в миссии и основных целях компании. Если основная цель компании направлена на максимальное удовлетворение потребностей и интересов персонала и клиентов, то это высшее проявление социальной ответственности. Если же основной целью  является получение максимальной прибыли  в интересах учредителей, то это  означает минимальную социальную ответственность  компании. При этом руководители компании будут сильно ограничены в попытках расширить свою социальную ответственность.

Важными параметрами социальной ответственности  являются широта, временной интервал, придаваемое значение и вовлеченность  персонала.

Широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым компания берет на себя социальную ответственность, например, техническую безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и др.

Временной интервал - это период устойчивого внимания и конкретных действий по соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный срок, например, на период выполнения определенного задания.

Придаваемое значение - это важность социальной ответственности перед технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяются ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании. Например, для уменьшения профессиональных заболеваний руководство компании решило закупить технологию, в которой не используется асбест в качестве наполнителей для строительных блоков, при этом строительство нового технологического корпуса решили "заморозить". Вовлеченность персонала - уровень участия персонала компании в реализации социальных целей. Существуют два основных варианта организации выполнения социальных целей:

  • путем формирования отдельных коллективов в составе компании;
  • путем участия всего коллектива компании на общественных началах во внеурочное время.

Взаимодействие социальной и юридической  ответственности.

Процесс гармонизации общества и компании идет через реализацию социальных инициатив  и юридических требований. Обычно часть социальных инициатив является предвестником юридических требований, другие социальные инициативы признаются морально необходимыми, но не оформляются  директивными актами государственного или муниципального управления. Иногда закон опережает появление социальных инициатив и тогда он предусматривает  юридическую и социальную (моральную) ответственность руководителя или  компании. Например, законодательные  акты о предельных концентрациях  вредных выбросов в атмосферу  или в водную среду регулируют технологию производства и возлагают социальную ответственность руководителей перед населением. Обычно социальная ответственность предусматривает более жесткие требования на параметры концентраций вредных выбросов.

Вопросы юридической ответственности руководителей  решает суд или арбитраж, а социальная ответственность оценивается общественным мнением, результаты которого могут  быть более действенными, чем юридическая  ответственность.

Возложение  на себя социальной ответственности  может идти только добровольно. Руководитель должен ясно видеть, какие преимущества и какие трудности он будет  ощущать. Вопросы активизации социальной ответственности рассматривались  многими учеными и практиками США и Японии. На основе опубликованных материалов можно составить общую  картину мотивов, активизирующих социальную ответственность компании, специалистов или руководителя:

  • чувство долга, предвыборные обещания;

 

  • желание принести больше пользы своим работникам, населению, прилегающей территории;
  • получение удовлетворения от видимых работниками и населением результатов (самовыражение, самопроявление);
  • избежание общественных порицаний и взысканий;
  • повышение имиджа или карьерный рост;
  • выигрыш в споре или конкурсе;
  • отвлечение от постоянных личных переживаний.

1.3.2 Социальная ответственность  менеджеров

Менеджеры активно участвуют в различных  социальных мероприятиях. Сдерживающим фактором в этом участии руководителей  высшего звена являются требования рядовых работников увеличивать  доходы на акцию в ежеквартальном исчислении. Из-за этого управляющие  вынуждены

отказываться  от финансирования программ, o6ycловленных  социальной ответственностью.

Давно существует такая форма социальной помощи, как  добровольные пожертвования на местные  благотворительные нужды. Но в настоящее  время распространяется форма личных контактов для оказания помощи. Ряд  фирм проводят социальные мероприятия  по специальным программам, которые  предусматривают возможность участвовать  в их осуществлении многим работникам. При этом используются различные  подходы к реализации программ. Некоторые  фирмы свои социальные программы  реализуют при помощи своих же сотрудников или освобождают  своих людей для выполнения общественной работы. Выполнение работ для общества улучшает отношения между предприятием и местным населением. Одновременно это оказывает положительное  влияние на самих сотрудников  и их отношение к своей работе. Некоторые предприятия, в продукции  которых нуждается общество, дарят  эту продукцию (организация компьютерных классов в школах и университетах, приобретение необходимого учебного оборудования). Бизнес жертвует часть своих средств  на реставрацию памятников, благоустройство  городов, больным детям, инвалидам  и т.п.

Социальная  ответственность предотвращает  конфликтные ситуации между организацией и обществом, в котором она  функционирует. Для обеспечения  высокой жизнедеятельности организации  необходимо постоянно приспосабливаться  к окружающей среде и постоянно  откликаться на проблемы социальных сообществ для установления благожелательных отношений с ними. Понесенные расходы оправдываются благодаря совершенствованию различных направлений развития общества и улучшением отношения общества к организации. Разумеется, организации не должны заниматься мелочными вопросами. Социальная ответственность должна реализоваться в существенной помощи среде.

Мероприятия по социальной ответственности свойственны  не только крупным организациям. Их осуществляют и мелкие предприятия. И это не менее ценно, чем проведение мероприятий по социальной ответственности крупными фирмами.

Однако  работой любой организации является обеспечение ее прибыльности, которая и является основой любых мероприятий по социальной ответственности. Открытое признание приоритетов и социально ответственное поведение обеспечивают компании достижение важных вторичных целей. Прибыльность и развитие идут бок о бок с честным отношением к работникам, потребителям всех уровней и местному обществу.

1.3.3. Этика менеджера

Этика – это учение о морали, нравственности, об обязанностях людей по отношению к родине, обществу, государству, друг к другу.

Этика включает набор  принципов, позволяющих оценить  поведение человека или группы людей  как правильное или неправильное. Применительно к менеджменту  это принципы нравственной оценки поведения  менеджера по отношению к коллективу организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам власти. Принципы, устанавливающие, что хорошо в поведении  менеджера, а что – плохо, что  может и должен он делать с точки  зрения морали, а что не должен, даже если это и не нарушает закона.

В отличие от нормативного поведения менеджера, регламентированного  писаными законами и правилами, этические  нормы не могут быть закреплены законодательно и поэтому не являются обязательными. И вместе с тем от соблюдения этих норм в большой степени зависит  успешность менеджмента, а их нарушение  способно нанести непоправимый ущерб  организации.

В ряде случаев этические  нормы соответствуют нормативным, что облегчает их выполнение. Так обстоит дело, например, с соблюдением законов (законопослушание этично).

Аморальными и одновременно противоречащими закону являются обман, мошенничество, коррупция, воровство, нанесение материального ущерба, злоупотребление служебным положением, клевета, вымогательство, подделка документов, халатное отношение к работе, сознательное нарушение правил техники безопасности.

В большинстве случаев  этичное поведение менеджера  не регламентируется законодательно. Примерами нарушения моральных  норм, не влекущего за собой уголовного преследования, но, тем не менее, недопустимого в менеджменте, могут служить:

– утаивание открытий и изобретений (если это выгодно фирме);

– пренебрежение здоровьем и чувствами персонала;

– нарушение устной договоренности;

– подбор кадров по принципу знакомства;                             

– сплетни, инсинуации (злокозненные слухи);

– унижение подчиненных;

– отказ от принятых обязательств;

– невозвращение долга  в срок.

Этические принципы менеджмента  не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое  развитие предъявляет к менеджеру  все новые моральные, нравственные требования.

Сегодня в круг этических норм менеджмента входят: 
– нетерпимость к классовому, расовому или национальному антагонизму;

– уважение к женщине, признание ее равноправия с мужчиной; 

–уважение к ветеранам и старикам;

– уважение к властям и руководителям;

– уважение к результатам чужого труда;

Информация о работе Специфика управленческого труда