Крестьянские (фермерские) хозяйства в РФ. Основные направления развития К(Ф)Х

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:04, реферат

Краткое описание

В России начало ведению крестьянских (фермерских) хозяйств положила Столыпинская аграрная реформа, суть которой состояла в том, что царским Указом от 9 ноября 1906 года каждому крестьянину было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином. Указом и последующими законодательными актами предусматривалось сведение надельной земли к единому массиву (отрубное хозяйство) или к обособлению земельного участка с возведением на нем усадьбы - жилого дома и хозяйственных построек (хуторское хозяйство). Реформа дала некоторый толчок развитию капиталистических отношений в российской деревне, но обеспечить прогресс производительных сил аграрного сектора не могла ввиду примитивности агропроизводства.

Оглавление

Глава 1. Общие положения о праве собственности крестьянского (фермерского) хозяйства
1.1 История возникновения и развития крестьянских (фермерских) хозяйств
1.2 Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
Глава 2. Отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы»
1.2 Характеристика проблемы и необходимость ее решения
2.2 Цели и задачи Программы
3.2 Ожидаемые результаты и целевые показатели
4.2 Перечень и описание программных мероприятий
5.2 Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
Библиографический список

Файлы: 1 файл

К(Ф)Х.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Во-вторых, фермерское хозяйство действует фактически не на свой риск и не под собственную  имущественную ответственность. Согласно п.3 ст.8 Закона, фермерское хозяйство  отвечает по сделкам "своим имуществом". Между тем "своим" может считаться либо собственное имущество, либо имущество, принадлежащее субъекту на основании одного из прав, предусмотренных законом. Фермерское хозяйство не обладает никакими правами на имущество и самостоятельно им не распоряжается. Владеют и пользуются "имуществом хозяйства" его члены, а не само хозяйство (см. ст.7 Закона). Реальную имущественную ответственность по долгам хозяйства также несут глава и другие члены хозяйства как собственники его имущества. Например, именно их недвижимое и движимое имущество, находящееся в общей собственности, будет включено в конкурсную массу фермерского хозяйства в случае признания хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства.

В-третьих, прибыль  от предпринимательской деятельности получает не фермерское хозяйство, а его глава и другие члены.

В-четвертых, фермерское хозяйство не является лицом (физическим или юридическим). Между тем в  соответствии с абз.2 п.1 ст.2 ГК РФ участниками  регулируемых гражданским законодательством  отношений (в т. ч. предпринимательских) могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Другие варианты не предусмотрены.

С учетом приведенных  рассуждений можно сделать вывод, что в настоящее время правовое регулирование фермерских хозяйств носит отчетливо коллизионный характер. Принятие комментируемого Закона до внесения необходимых, обеспечивающих его действие, изменений в ГК РФ, с нашей точки зрения, было преждевременным. В настоящее время фермерское хозяйство вряд ли можно безоговорочно рассматривать в качестве самостоятельного участника гражданско-правовых и предпринимательских отношений, субъекта предпринимательской деятельности в традиционном понимании, по крайней мере до внесения в упоминавшиеся нормы ГК РФ изменений, однозначно констатирующих обратное.

Для того, чтобы  хозяйство как объединение граждан  могло участвовать в гражданском  обороте, ему, согласно новому Закону, необходим еще и реальный субъект  предпринимательской деятельности - предприниматель, действующий без образования юридического лица. Таким субъектом является глава фермерского хозяйства, наделенный представительскими полномочиями (см. ст.17 Закона и комментарий к ней). Однако он участвует в предпринимательских отношениях не от своего имени и не в собственных интересах, а только от имени и в интересах хозяйства. Это определяет особенности его предпринимательской правоспособности как гражданина-предпринимателя.

В результате возникает  весьма необычная правовая ситуация: в единой коммерческой структуре сосуществуют как бы два предпринимателя, действующих без образования юридического лица, - фермерское хозяйство и глава хозяйства. Между ними устанавливается своеобразное разделение функций. Хозяйство как объединение граждан является чисто номинальным предпринимателем, своеобразной "вывеской": оно имеет фирменное наименование, под которым осуществляется предпринимательская деятельность, банковские счета, печать, "имеет" не принадлежащее ему имущество и этим же имуществом отвечает по "своим" долгам, выступает в качестве истца и ответчика в суде и т.п. Однако, не участвуя непосредственно в предпринимательстве, фермерское хозяйство как объединение граждан осуществляет собственно производственную и иную разрешенную ему хозяйственную деятельность. Глава хозяйства, действующий от имени хозяйства, является реальным предпринимателем, единолично опосредующим коллективную предпринимательскую деятельность фермерского хозяйства (по этой причине главу хозяйства вряд ли можно считать индивидуальным предпринимателем в общепринятом значении этого понятия).

Таким образом, двойственная юридическая природа  крестьянского (фермерского) хозяйства  в настоящее время дает основания  рассматривать это предпринимательское  образование в качестве своеобразного  комплексного предпринимателя. Такой предприниматель фактически участвует в гражданском обороте наряду с коллективными предпринимателями (юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Поэтому следует согласиться с теми юристами, которые полагают, что фермерское хозяйство - это самостоятельная, особая организационно-правовая форма предпринимательства в сельском хозяйстве без образования юридического лица, которая отличается как от коммерческих организаций, так и от индивидуальных предпринимателей и не имеет аналогов в действующем законодательстве.

Для уточнения  понимания статуса крестьянских (фермерских) хозяйств весьма актуальными  были бы подробные разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ.

Результаты научных  исследований выявили преимущества и недостатки такой организационно-правовой формы, как фермерское хозяйство. Преимущества фермерских хозяйств обусловлены их семейной самоорганизацией, что позволяет  оперативно принимать управленческие решения, готовить кадры в самом хозяйстве. Не последнее место занимает и высокая мотивация производительного труда. К недостаткам можно отнести сравнительно короткий срок существования, зависимость циклов развития фермерского производства от возраста главы хозяйства, опасность возникновения конфликтных ситуаций внутри семьи главы хозяйства. Фермерские хозяйства чаще всего создаются сельскими жителями, которые ранее работали в сельскохозяйственной сфере. Большинство глав фермерских хозяйств были руководителями колхозов (совхозов) или специалистами в области сельского хозяйства, многие - механизаторами.

Как показывают социологические опросы, в качестве основного мотива создания фермерского  хозяйства руководители таких хозяйств указывают получение дохода, выживание семьи, а также стремление обеспечить работой ее членов. При этом, сравнивая работу в своем фермерском хозяйстве с работой в колхозе (совхозе), более 50 процентов фермеров отмечают, что при работе "на себя" у них повышается ответственность за свое дело, заинтересованность в результатах своего труда. Как формирующийся слой сельскохозяйственных товаропроизводителей российские фермеры маргинальны по своей сути, поскольку они являются "фермерами в первом поколении". Им еще предстоит продуцировать новые традиции и культурные образцы труда; предпринимательского поведения; семейных отношений, воспроизводящих и воспитывающих в фермерских детях способности, умение и желание продолжать родительское дело. Это - процесс длительный и поэтапный.

Наряду с фермерскими  на селе существуют и функционируют  крестьянские хозяйства или личные подсобные хозяйства сельских жителей. В отличие от фермерских хозяйств они имеют потребительский характер, архаичны и консервативны, обладают иным мотивационным механизмом. Ведение крестьянского или личного подсобного хозяйства по существу является деятельностью, основанной на труде членов крестьянской семьи с минимальным обращением к рынку. Такого рода деятельность по производству сельскохозяйственной продукции преимущественно ориентирована на потребление продукции внутри самого хозяйства и не требует юридического оформления хозяйственной деятельности и ведения официальной отчетности. Перерастание такого рода хозяйств в фермерские связано с развитием новых технологий, повышением уровня механизации, общей и профессиональной культуры крестьян.

Перечисленные особенности фермерских хозяйств, выявленные на основе обобщения опыта их создания и функционирования, и дали повод  говорить о необходимости уточнения  правовой дефиниции крестьянского (фермерского) хозяйства, сформулированной в старой редакции Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Прежнее определение не давало возможности четко разграничить данную организационно-правовую форму от других форм сельскохозяйственного производства. Также в соответствии со сложившимися реалиями требовалось уточнить порядок создания фермерского хозяйства и предоставления земельного участка, необходимого для деятельности такого хозяйства; перечень прав и обязанностей членов хозяйства, а также полномочий его главы. Важно было в соответствии с ГК РФ скорректировать нормы, регулирующие имущественные отношения в фермерском хозяйстве, а также в случаях прекращения его деятельности.

Пункт 2 ст.23 ГК РФ выделяет крестьянское хозяйство особо, говоря о государственной регистрации самого хозяйства как такового, а не его главы. Крестьянское хозяйство как коллективное образование граждан, совместно ведущих предпринимательскую деятельность, обладает имуществом, имеющим особый правовой режим, что закреплено в ст.257-258 ГК РФ. Учитывают специфику крестьянского хозяйства как субъекта, отличного от юридического лица и от индивидуального предпринимателя, и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", и некоторые другие нормативные правовые акты.

Таким образом, крестьянское хозяйство, особенно состоящее  из нескольких членов, не может сводиться  к индивидуальной предпринимательской  деятельности его главы. Этот вывод, Лаптев В.В., считает справедливым и  для крестьянских хозяйств, состоящих  из одного лица. Нельзя согласиться с точкой зрения Зверевой Е., что если крестьянское (фермерское) хозяйство ведется одним человеком, то он является обычным индивидуальным предпринимателем, с особенностями, вытекающими из сферы его предпринимательской деятельности.

Даже если в  момент создания крестьянское хозяйство  состоит только из главы хозяйства, а другие члены отсутствуют, все  равно должно быть зарегистрировано именно хозяйство как таковое, а  не просто индивидуальный предприниматель. Это важно подчеркнуть, так как земельный участок выделяется целевым назначением для ведения крестьянского хозяйства; именно этому хозяйству (его члену или членам), а не индивидуальному предпринимателю предоставляются определенные льготы (по налогам, кредитам и т.п.); после создания крестьянского хозяйства его членский состав может меняться (одни члены хозяйства могут выходить из него, другие - вступать и т.п.).

Основные черты  правового статуса крестьянского  хозяйства как особой формы предпринимательской  деятельности граждан следует закрепить в самостоятельной статье Гражданского кодекса РФ, исключив соответствующие положения из ст.23, которая называется "Предпринимательская деятельность гражданина". Это как раз и открывает возможность для отождествления деятельности крестьянского хозяйства с деятельностью его главы, что неверно.

В отличие от Закона РСФСР от 22.11 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (см. п.4 ст.1) новый Федеральный Закон от 11.06.2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" ввел договорное начало в установление статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства (кроме случая, когда хозяйство создается одним лицом). Главой хозяйства, согласно п.1 ст.16 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", может быть только тот гражданин, который признан в этом качестве членами хозяйства по взаимному согласию. Словосочетание "по взаимному согласию" предполагает единогласие всех членов хозяйства по вопросу о признании одного из них главой фермерского хозяйства.

При создании фермерского  хозяйства факт признания одного из его будущих членов главой этого хозяйства отражается в соглашении о создании хозяйства. В соответствии с п.5 ст.4 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" такое соглашение подписывается всеми членами хозяйства. Наличие их подписей в указанном соглашении является доказательством единогласного признания гражданина главой хозяйства.

Однако само по себе признание одного из членов хозяйства его главой в соглашении о создании хозяйства не является достаточным для того, чтобы гражданин  приобрел статус главы крестьянского (фермерского) хозяйства. Для этого необходимы еще два юридических факта.

Первым является государственная регистрация самого крестьянского (фермерского) хозяйства  при его создании в качестве субъекта права. Такая регистрация, согласно ст.5 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 г. № 630, начиная с 1.01.2004 г. государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Для обеспечения регистрации фермерских хозяйств потребовалось издание приказа МНС РФ от 3.12.2003 г. № БГ-3-09/664 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств", которым были утверждены формы заявлений, свидетельств и решений, являющиеся приложениями к данному приказу. Факт государственной регистрации фермерского хозяйства подтверждается соответствующим свидетельством.

Вторым юридическим  фактом, в силу которого глава фермерского  хозяйства приобретает предпринимательскую  правоспособность, является признание  его предпринимателем с момента  государственной регистрации фермерского хозяйства (см. п.2 ст.23 ГК РФ). Этот юридический факт подтверждается выдаваемым регистрирующим органом свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о крестьянском (фермерском) хозяйстве (форма № Р60005, утвержденная приказом МНС РФ от 3.12.2003 г. № БГ-3-09/664). Данное свидетельство подтверждает, что в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о физическом лице, фамилия, имя и отчество которого указаны в свидетельстве.

Обратим внимание, что признание индивидуальным предпринимателем главы фермерского хозяйства  не равнозначно государственной  регистрации физического лица в  качестве индивидуального предпринимателя. Между тем после введения в действие 1.01.1995 г. части первой ГК РФ признание главы фермерского хозяйства предпринимателем вплоть до 1.01.2004 г. осуществлялось путем государственной регистрации соответствующего физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждалось документом установленной формы. Поэтому многие главы крестьянских (фермерских) хозяйств зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Как уже отмечалось, в отношении всех предпринимателей-граждан, зарегистрированных до 1.01.2004 г., действуют правила ст.3 ФЗ от 23.06.2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц". Они обязывали таких индивидуальных предпринимателей в срок до 1.01.2005 г. представить в регистрирующий орган по месту своего жительства документы, указанные в этой статье, иначе с 1.01.2005 г. их государственная регистрация утрачивает силу.

Информация о работе Крестьянские (фермерские) хозяйства в РФ. Основные направления развития К(Ф)Х