Крестьянские (фермерские) хозяйства в РФ. Основные направления развития К(Ф)Х

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:04, реферат

Краткое описание

В России начало ведению крестьянских (фермерских) хозяйств положила Столыпинская аграрная реформа, суть которой состояла в том, что царским Указом от 9 ноября 1906 года каждому крестьянину было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином. Указом и последующими законодательными актами предусматривалось сведение надельной земли к единому массиву (отрубное хозяйство) или к обособлению земельного участка с возведением на нем усадьбы - жилого дома и хозяйственных построек (хуторское хозяйство). Реформа дала некоторый толчок развитию капиталистических отношений в российской деревне, но обеспечить прогресс производительных сил аграрного сектора не могла ввиду примитивности агропроизводства.

Оглавление

Глава 1. Общие положения о праве собственности крестьянского (фермерского) хозяйства
1.1 История возникновения и развития крестьянских (фермерских) хозяйств
1.2 Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
Глава 2. Отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы»
1.2 Характеристика проблемы и необходимость ее решения
2.2 Цели и задачи Программы
3.2 Ожидаемые результаты и целевые показатели
4.2 Перечень и описание программных мероприятий
5.2 Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
Библиографический список

Файлы: 1 файл

К(Ф)Х.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Задача 1: Создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции;

Механизм:

 • Субсидирование  процентных ставок по кредитам  полученным КФХ и СПоК на  реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание инфраструктуры  для первичной переработки, хранения и транспортировки продукции КФХ и других МФХ.

Аналитический показатель:

 • 10% производимой  КФХ и другими МФХ продукции  реализуется через сельскохозяйственные  потребительские кооперативы, в  которых состоит более 10% действующих  КФХ и других МФХ;

 • Обеспеченность  КФХ складской инфраструктурой  увеличится:

- зернохранилищ  – на 50 тыс. т. за 3 года (оценочно  на 1,4 %);

- картофелехранилищ  – на 21,5 тыс. т. за 3 года (оценочно  на 41,65 %);

- овощехранилищ  – на 6 тыс. т. за 3 года (оценочно  на 21,1 %).

Задача 2: Стимулирование инноваций в деятельности КФХ  и других МФХ;

Механизм:

 • Стимулирование  КФХ, применяющих высокопродуктивные  породы животных и семена сортов  сельскохозяйственных культур;

 Аналитический  показатель:

 • 20 % КФХ  используют высокопродуктивные породы животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.

Задача 3: Повышение  привлекательности института КФХ

Механизм:

 • Оптимизация  системы обязательной отчетности  КФХ и других МФХ перед органами  государственной власти и местного самоуправления;

Аналитический показатель:

 • внедрение  результатов НИР по проведению  научных исследований и разработки  рекомендаций по стимулированию  создания гражданами, ведущими ЛПХ,  крестьянских фермерских хозяйств (КФХ).

Задача 4: Облегчение доступа КФХ и других МФХ, а также СПоК к финансовым ресурсам.

Механизм:

• Субсидирование части процентной ставки по кредитам, выданным вновь создаваемым, а также  действующим КФХ на приобретение материально-технических ресурсов, на строительство животноводческих помещений.

 Аналитический  показатель:

 • Удельный  вес просроченной и безнадежной  задолженности в общем объеме  выданных кредитов не более  7%.

3.2 Ожидаемые результаты и целевые показатели

Результат реализации Программы определяется количественными  показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.

В период реализации Программы будут разработаны  механизмы и созданы экономические  и институциональные условия  для повышения производительности и устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК.

Реализация Программы  предусматривает увеличение доли и  сбалансирование использования  имеющихся в России земель сельскохозяйственного  назначения, увеличение объемов производства КФХ и других МФХ, улучшение социального климата и повышение уровня жизни сельского населения, технологическое обновление ведения сельского хозяйства в целях повышения устойчивости и конкурентоспособности КФХ и МФХ, более полное использование предпринимательской творческой энергии сельских жителей за счет стимулирования создания КФХ. 

При этом будет  внесен существенный вклад в решение  проблемы развития сельских территорий и рост занятости сельского населения  и снижения скрытой безработицы. Научно-технический прогресс в отрасли будет осуществляться через ряд актуальных проектов по кадровому обеспечению отрасли и в сфере НИОКР.

Важнейшую роль в достижении ожидаемых результатов  выполняет создание новых и совершенствование  имеющихся механизмов финансово-кредитной  поддержки КФХ и МФХ, создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки и хранения сельхозпродукции, а также стимулирование инноваций в деятельности КФХ и МФХ.

Согласно расчетам, при развитии отрасли по инерционному сценарию, то есть при текущем уровне поддержки государства КФХ и МФХ, 2008-2011 гг. в сложившихся социально-экономических условиях количество КФХ будет продолжать снижаться, а площади земель сельхозназначения в их пользовании останутся на прежнем уровне. Улучшение социального климата и внедрение инноваций в деятельность КФХ и МФХ может потребовать десятки лет.

Для дальнейшего  и более эффективного использования  имеющегося потенциала развития КФХ  и МФХ необходима дополнительная государственная поддержка.

 По итогам  реализации данной программы социально-экономическая ситуация в секторе КФХ и других МФХ должна улучшиться.

Создание условий  для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и  транспортировки сельскохозяйственной продукции позволит решить проблему, связанную с тем, что значительная часть добавленной стоимости сельскохозяйственной продукции, произведенной КФХ и другими МФХ, достается посредническим структурам.

Кроме того, развитие инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, произведенной КФХ и других МФХ, станет для них стимулом для наращивания объемов производства, снизит потери, связанные с её отсутствием.

Стимулирование  инноваций должно создать основу для повышения производительности и устойчивости КФХ и других МФХ за счет использования передовых технологий ведения сельскохозяйственного производства, применения более высокопродуктивных пород животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.

Повышение привлекательности  института КФХ станет стимулом для создания крестьянских (фермерских) хозяйств гражданами, желающими вести предпринимательскую деятельность.

Достижение программных  целей позволит увеличить в сравнении  с уровнем 2008 года:

 • увеличение  площади сельскохозяйственных угодий, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями – на 1,9 млн. га (на 9,5 %);

 • количество  созданных рабочих мест – на 1,5 тыс. рабочих мест.

 Анализ прогнозной  динамики показателей Программы  после её завершения на период до 2011 года показал, что такое количественное изменение ресурсов и повышение стимулов у владельцев КФХ и других МФХ к улучшению их качества, несомненно, приведет к росту и объемов производства.

Порядок расчета  индикаторов:

 Программа  не предусматривает введение новых статистических индикаторов, кроме тех, что на данный момент рассчитываются Росстатом, в частности:

1) Стоимость  валовой продукции, произведенной  в КФХ:

 Данные для  расчета индикатора аккумулируются  Росстатом, показатель рассчитывается и ежегодно предоставляется Минсельхозу России.

2) Количество  КФХ:

 Данные для  расчета индикатора аккумулируются  Росстатом, показатель рассчитывается  и ежегодно предоставляется Минсельхозу  России.

Предлагаемые  Программой индикаторы, не используемые ранее Росстатом:

3) Размер земельных  угодий в пользовании КФХ и  индивидуальных предпринимателей:

 Данные для  расчета индикатора аккумулируются  Минсельхозом России совместно  с подведомственными службами  по информации, предоставляемой  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Предоставление указанных данных является обязательным условием участия в мероприятиях Программы. Информация предоставляется ежегодно.

4) Создание новых  рабочих мест:

Данные для  расчета индикатора аккумулируются Минсельхозом России совместно с подведомственными службами по информации, предоставляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Предоставление указанных данных является обязательным условием участия в мероприятиях Программы.

4.2 Перечень и описание программных мероприятий

Система программных  мероприятий представлена направлениями, содержащими конкретные механизмы  государственного регулирования и  поддержки развития МФХ в сельской местности.

4.2.1 Создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции.

 Субсидирование  процентных ставок по кредитам  полученным КФХ и СПоК на  реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание инфраструктуры  для первичной переработки, хранения и транспортировки продукции КФХ и других МФХ.

С целью ликвидации острого дефицита необходимых инфраструктурных объектов субсидируется 95% ставки рефинансирования на каждый проект (исходя из средней  стоимости одного проекта 20 млн. руб.).

 Программой  предусматривается реализация 500 проектов  в 81 регионе.

Распределение объемов бюджетных средств происходит пропорционально доле федерального округа в общем объеме сельскохозяйственного  производства.

Ежегодные субсидии на один проект стоимостью 20 млн. руб. составят (20,0 млн. руб. х 13х 95) 2,47 млн. руб. в год. Таким образом, Программой предусмотрены субсидии в размере 3,705 млрд. руб., (2,47 млн. руб. х 500 проектов) в т.ч.

По данным Минсельхоза  России в настоящие годы около 15% продукции ЛПХ и КФХ реализуется на рынке. В рамках данного мероприятия целесообразно обеспечить реализацию как минимум 20% продукции КФХ и другими МФХ через сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Также необходимо обеспечить условия, привлекательные  для вступления большего числа КФХ и других МФХ в кооперативы (20 %).

Увеличение обеспеченности КФХ и СПоК складской инфраструктурой  будет характеризоваться следующими показателями:

- зернохранилищ  – на 50 тыс. т. за 3 года (оценочно  на 1,4 %);

- картофелехранилищ – на 21,5 тыс. т. за 3 года (оценочно на 41,65 %);

- овощехранилищ  – на 6 тыс. т. за 3 года (оценочно  на 21,1 %).

4.2.2 Стимулирование инноваций в деятельности КФХ и МФХ.

Стимулирование  КФХ, применяющих высокопродуктивные породы сельскохозяйственных животных и сорта высокоурожайных сельскохозяйственных культур;

- Субсидии на  приобретение КФХ племенного  молодняка высокого качества  и стимулирование повышения генетического  потенциала продуктивности сельскохозяйственных  животных.

Размеры субсидий рассчитываются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года № 79 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 – 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства» по ставке 22 руб. за один кг живой массы на одну нетель или телку с живой массой в среднем 350 кг. Средний размер субсидий на одну голову нетели/телки будет составлять 7 700 руб.

Для обновления 2% имеющейся численности самок крупно-рогатого скота (КРС) и увеличения численности маточного поголовья в племенных хозяйствах требуется ежегодно приобретать нетелей и телок лучших и наиболее перспективных для условий России пород.

Общая сумма  расходов по данному мероприятию  составляет 489,7 млн. руб., в том числе: в 2009 г. – 156,3 млн. руб., в 2010 г. – 163,2 млн. руб., в 2011 г. – 170,2 млн. руб.

- Субсидии на  приобретение КФХ семян высокоурожайных  элитных сортов сельскохозяйственных  культур.

Размеры субсидий рассчитываются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года № 80 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 – 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства» по ставке 3800 руб. на приобретение одной тонны зернобобовых культур.

Норма высева принята 150 кг на один гектар. Посевные площади  зерновых культур в КФХ в 2008 г. – 10948,8 тыс. га, из них на фуражные цели 5948,8 тыс. га, на продовольственные цели 5000 тыс. га, из них уже занято посевами элитными семенами приблизительно 50% 2500 тыс. га. Предполагаемая площадь посева элитными семенами от 5000 тыс. га: 2009 г – 15%, 2010 г. – 15%, 2011 г. – 20%

Информация о работе Крестьянские (фермерские) хозяйства в РФ. Основные направления развития К(Ф)Х