Крестьянские (фермерские) хозяйства в РФ. Основные направления развития К(Ф)Х

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:04, реферат

Краткое описание

В России начало ведению крестьянских (фермерских) хозяйств положила Столыпинская аграрная реформа, суть которой состояла в том, что царским Указом от 9 ноября 1906 года каждому крестьянину было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином. Указом и последующими законодательными актами предусматривалось сведение надельной земли к единому массиву (отрубное хозяйство) или к обособлению земельного участка с возведением на нем усадьбы - жилого дома и хозяйственных построек (хуторское хозяйство). Реформа дала некоторый толчок развитию капиталистических отношений в российской деревне, но обеспечить прогресс производительных сил аграрного сектора не могла ввиду примитивности агропроизводства.

Оглавление

Глава 1. Общие положения о праве собственности крестьянского (фермерского) хозяйства
1.1 История возникновения и развития крестьянских (фермерских) хозяйств
1.2 Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
Глава 2. Отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы»
1.2 Характеристика проблемы и необходимость ее решения
2.2 Цели и задачи Программы
3.2 Ожидаемые результаты и целевые показатели
4.2 Перечень и описание программных мероприятий
5.2 Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
Библиографический список

Файлы: 1 файл

К(Ф)Х.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Общая сумма  расходов по данному мероприятию составляет 712,2 млн. руб., в том числе в 2009 году – 213,6 млн. руб., в 210 году – 213,6 млн. руб., в 2011 году – 285,0 млн. руб.

Субсидии КФХ  на приобретение семени высокоценных пород сельскохозяйственных животных.

Размеры субсидий определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января года 2009 № 79 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 – 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства» по ставке на одно плодородное осеменение сельскохозяйственного животного, исходя из затрат на него двух доз семени.

Ставка субсидий на семя высокоценных быков, предназначенных  для племзаводов и племрепродукторов, составляет в среднем 26 рублей за дозу, на одно плодотворное осеменение – 52 рублей.

 Программой  предусмотрено осеменение 10% поголовья  КРС.

Субсидии на указанные выше мероприятия из бюджета  действующих обязательств составят 16,5млн. руб., в том числе по годам: 2009 – 5,3 млн. руб., 2010 г. – 5,5 млн. руб., 2011 г – 5,7 млн. руб.

По различным  оценкам в настоящий момент КФХ  среднего размера составляют около 20% от общего их количества КФХ в  России, в этой связи для повышения  производительности целесообразно  обеспечить переход как минимум 20 % КФХ на использование высокопродуктивных пород животных.

 В соответствии  с Программой предусмотрено осеменение 10% поголовья коров – 318,1 тыс.  голов, а также приобретение 63,6 голов нетелей и телок.

4.2.3 Повышение привлекательности института КФХ.

Оптимизация системы  обязательной отчетности КФХ и других МФХ перед органами государственной  власти и местного самоуправления.

В основе этой проблемы, в том числе и создания новых  КФХ, лежит решение вопроса низких стимулов для фермеров, а также ряда институциональных затруднений, которые могут быть решены в рамах данной Программы.

В этой связи  задача состоит в создании механизмов, повышающих привлекательность института  КФХ для ЛПХ. Данной Программой предусмотрен комплекс мероприятий, направленный на повышение привлекательности института КФХ в целом. В частности, возможность привлечения кредитных средств на льготной основе с субсидированием части процентной ставки по кредитам, выданным вновь создаваемым, а также действующим КФХ, на приобретение материально-технических ресурсов, на строительство животноводческих помещений предусмотрено мероприятием, указанным в пункте 4.4.1 данной Программы.

Однако повышение  доступности кредитных ресурсов не является единственным фактором, повышающим привлекательность института КФХ. Не менее важным является создание институциональных предпосылок, как облегчающих деятельность существующих КФХ для граждан, желающих вести предпринимательскую деятельность:

 • Оптимизация  действующего порядка предоставления  отчетности КФХ и другими МФХ перед федеральными и региональными органами государственной власти;

 • Разработка  соответствующей нормативной правовой  базы (федеральные и региональные  законы)

В целях решения  указанных выше институциональных  проблем в рамках данного мероприятия планируется:

1) проведение  НИР, предусматривающего разработку  рекомендаций по стимулированию  создания гражданами, ведущими личное  подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств;

2) апробацию  его результатов в двух субъектах  Российской Федерации;

3) внедрение  результатов НИР во всех субъектах  Российской Федерации в случае  положительного опыта апробации  разработанного механизма.

 На сегодняшний  день ЛПХ, не имеют достаточных  стимулов для изменения действующей  организационно-правовой формы.  Однако в результате реализации данного мероприятия, а также мероприятия по повышению доступности кредитных ресурсов для КФХ, предусмотренного пунктом 4.4.1 данной Программы, будут созданы дополнительные стимулы для ЛПХ для создания КФХ.

На проведение НИР и апробацию ее результатов Программой предусмотрено сумма в размере 5 млн. руб., определенная исходя из существующих рыночных цен на аналогичные или близкие по смысловому содержания проекты, заказы на которые размещаются на федеральном Интернет-портале www.zakupki.gov.ru

4.2.4 Облегчение доступа КФХ и других МФХ, а также СПоК к финансовым ресурсам.

Субсидирование  части процентной ставки по кредитам, выданным вновь создаваемым КФХ  на приобретение материально-технических  ресурсов

Субсидирование  части процентной ставки по кредитам, получаемым КФХ и СПоК на приобретение материально-технических ресурсов, на строительство животноводческих помещений позволит создать предпосылки для увеличения количества реально действующих КФХ, повысить потенциальную эффективность и продуктивность их деятельности. Кредитование КФХ и СПоК осуществляется через систему ОАО «Россельхозбанк» и на основании договоров финансовой аренды ОАО «Росагролзинг».

 Субсидирование  процентной ставки осуществляется  в размере 95% ставки рефинансирования на каждый кредит, предоставленный вновь создаваемым, а также действующим КФХ и СПоК на приобретение материально-технических ресурсов, но в сумме, не превышающей 300 тыс. руб. ежегодно на одно КФХ или СПоК за период кредитования. Реализация данного мероприятия позволит:

 • Создать  импульс для увеличения количества  осуществляющих сельскохозяйственную  деятельность КФХ за счет снижения  затрат на обеспечение хозяйств  материально-техническими средствами;

 • Повысить  эффективность и продуктивность  КФХ, в первую очередь за счет повышения возможностей для технического перевооружения и модернизации хозяйств, применения современных эффективных технологий;

 • Создать  предпосылки для увеличения объема  производства сельскохозяйственной  продукции в результате расширения  производственных помещений (например, строительство новых и модернизация существующих животноводческих помещений), использования более эффективных технологий (современная производительная сельхозтехника, высокопродуктивные породы сельскохозяйственных животных, высокоурожайные сорта сельскохозяйственных культур).

Доля просроченной и безнадежной задолженности  не должна превысить 7% в общем объеме выделяемых кредитных ресурсов. Объем  просроченной и безнадежной задолженности  оценен исходя из существующей статистки ОАО «Россельхозбанк», демонстрирующей динамику невозвратов. Учитывая специфику сельскохозяйственной отрасли (относительная устойчивость цен на сельскохозяйственную продукцию к конъюнктуре рынков и консервативный менталитет крестьян) можно рассчитывать на незначительное изменение существующей динамики невозвратов в условиях мирового финансового кризиса.

Общая сумма  затрат на указанное мероприятие  составит не более 3 600 млн. руб., определенная исходя из количества 4 тыс. КФХ (с учетом КФХ, создаваемых вновь) которые воспользуются возможностью субсидирования, а также средней величины бюджетных расходов на финансирование субсидий по привлеченным одним КФХ кредитным ресурсам равным 300 000 руб. (4 тыс. КФХ х 3 года х 300 тыс. руб.).

5.2 Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы

5.2.1 Общая оценка вклада Программы в достижение цели

Реализация Программы  будет способствовать достижению стратегических целей Министерства сельского хозяйства  Российской Федерации: повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства; устойчивому развитию сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни сельского населения.

Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, являются увеличение численности субъектов МФХ и рост объемов производства в них.

Реализация Программы  создаст предпосылки для устойчивого  развития МФХ на селе, в т.ч. отработку опыта и механизмов их государственной поддержки в перспективе до 2020 года.

 5.2.2 Социальные и экономические последствия реализации Программы

В результате реализации программных мероприятий возрастет  валовое производство сельскохозяйственной продукции КФХ и к 2011 году достигнет 251,2 млрд. руб.

Также согласно обоснованным целевым показателям  Программы произойдет увеличение количества крестьянских (фермерских) хозяйств –  на 4 тыс. В случае, если одно КФХ за 3 года обеспечит 3 новых рабочих мест, в целом будут созданы 12 000 рабочих мест.

Для поддержания  в рабочем состоянии складских  помещений также потребуются  создание новых рабочих мест. При  расчете, предусматривающем, что для  обеспечения небольшого складского помещения как минимум необходимо 3 человек соответствующим мероприятием будет создано 1500 новых рабочих мест. (500 проектов по 3 человек)

Таким образом, реализация Программы также обеспечит  создание 13,5 тыс. новых рабочих мест в сельских территориях, уменьшение выплат из бюджета пособий по безработице и увеличение сборов налогов от КФХ и ИП.

Реализация Программы  не несет негативных экологических  последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.

Анализ рисков, снижающих вероятность полной реализации программы и достижения поставленной цели позволяет выделить следующие  виды присущих рисков:

Эндогенные риски (риски внутренней среды, управление которыми возможно):

1. Риск ликвидности – возникает в результате значительной продолжительности Программы. При этом, учитывая сложившуюся сегодня систему трехлетнего бюджетного планирования и наличие значительных финансовых резервов государства, риск сбоев в реализации Программы в результате недофинансирования можно считать минимальным. В этой связи можно дать следующую качественную оценку риска ликвидности: риск минимальный;

2. Операционный  риск – риск возникновения  сбоев при реализации Программы  в результате ошибок исполнителей, совершенных правонарушений, неготовности информационной и финансовой инфраструктуры регионов к решению задач, поставленных Программой. В рамках данного вида риска можно выделить следующие:

• Риск исполнителей – вероятность возникновения  проблем в реализации программы в результате недостаточной квалификации ответственных исполнителей. Также к данному виду риска относится риск злоупотреблений исполнителями своим служебным положением в рамках реализации Программы. Качественная оценка данного риска: риск высокий;

• Риск несовершенства технологической инфраструктуры –  неготовность инфраструктуры, например информационно-консультационные центры, к решению поставленных перед  ней задач может привести к  задержкам в реализации Программы. Качественная оценка данного вида риска – риск умеренный. В целях уменьшения данного риска Программой предусмотрены мероприятия и дополнительное финансирование развития технологической инфраструктуры. Снижение данного риска также можно обеспечить за счет более активного привлечения к реализации данной Программы ассоциаций и объединений малых форм хозяйствования.

Таким образом, операционный риск реализации Программы  определяется, как высокий. Однако вес  операционного риска не является критическим для реализации Программы, при этом Программой предусмотрены мероприятия, направленные на снижение риска;

3. Институциональный  риск – вероятность того, что  Программа не будет выполнена  в полном размере в результате  задержек с формированием всех  необходимых институтов. Качественная  оценка данного риска – риск умеренный. При этом данный риск является критическим для реализации Программы, его осуществление может привести к полному срыву Программы, например это касается мероприятий, направленных на обеспечение переоформления земельных участков в собственность КФХ. Ответственность за минимизацию данного вида рисков, путем оптимизации процесса ведомственных согласований возлагается на Минсельхоз России.

Экзогенные риски (риски внешней среды, управление которыми представляется крайне сложным, и его выделение преследует цель учета при планировании):

1. Риск недостаточной  квалификации и низкой мотивации  и плохого психического состояния  фермеров – значительный процент  больных алкоголизмом в сельской  местности, длительные паузы в  повышении квалификации значительным числом потенциальных и действующих участников КФХ может стать сдерживающим фактором в реализации Программы (необходимо скорректировать, особенно в части алкоголизма; основной риск – недостаточная квалификация и низкая мотивация остальных сельских жителей • возможные проблемы с наемными работниками);

Информация о работе Крестьянские (фермерские) хозяйства в РФ. Основные направления развития К(Ф)Х