Крестьянские (фермерские) хозяйства в РФ. Основные направления развития К(Ф)Х

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:04, реферат

Краткое описание

В России начало ведению крестьянских (фермерских) хозяйств положила Столыпинская аграрная реформа, суть которой состояла в том, что царским Указом от 9 ноября 1906 года каждому крестьянину было разрешено выйти из общины со своим наделом и стать самостоятельным и независимым хозяином. Указом и последующими законодательными актами предусматривалось сведение надельной земли к единому массиву (отрубное хозяйство) или к обособлению земельного участка с возведением на нем усадьбы - жилого дома и хозяйственных построек (хуторское хозяйство). Реформа дала некоторый толчок развитию капиталистических отношений в российской деревне, но обеспечить прогресс производительных сил аграрного сектора не могла ввиду примитивности агропроизводства.

Оглавление

Глава 1. Общие положения о праве собственности крестьянского (фермерского) хозяйства
1.1 История возникновения и развития крестьянских (фермерских) хозяйств
1.2 Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
Глава 2. Отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы»
1.2 Характеристика проблемы и необходимость ее решения
2.2 Цели и задачи Программы
3.2 Ожидаемые результаты и целевые показатели
4.2 Перечень и описание программных мероприятий
5.2 Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
Библиографический список

Файлы: 1 файл

К(Ф)Х.doc

— 196.00 Кб (Скачать)

В таких случаях  глава хозяйства должен был обратиться в регистрирующий орган с заявлением о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 года (форма № Р27003, утвержденная приказом МНС РФ от 3.12.2003 г. № БГ-3-09/664) и представить документы, перечень которых указан в листе "А" данной формы. После получения этих документов регистрирующий орган вносит в реестр соответствующую запись и выдает заявителю свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава которого зарегистрирован в качестве индивидуальною предпринимателя до 1 января 2004 года (форма № Р67003, утвержденная названным приказом МНС РФ). В случае смены главы фермерского хозяйства при наступлении условий, предусмотренных ст.18 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", члены хозяйства единогласно признают новым главой хозяйства одного из его членов и указывают этот факт в соглашении о создании хозяйства. В таком случае фермерское хозяйство должно обратиться в орган, осуществивший государственную регистрацию хозяйства, с заявлением о внесении изменений в сведения о главе крестьянского (фермерского) хозяйства, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (форма № Р24004, утвержденная приказом МНС РФ от 3.12.2003 г. № БГ-3-09/664) и представить для государственной регистрации документы, перечень которых указан в листе "К" этой формы.

Глава 2. Отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы»

1.2 Характеристика проблемы и необходимость ее решения

Отраслевая целевая  программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы» (далее - Программа) должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) и малых форм хозяйствования (далее – МФХ) в АПК России. Повышение производительности КФХ и МФХ, а также их устойчивое развитие позволит увеличить долю обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, увеличить объемы сельскохозяйственного производства, повысить уровень жизни сельского населения, а также решить социально-экономические проблемы развития села, относящиеся к приоритетным целям развития АПК России, на достижение которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Программа разработана  в развитие и дополнение «Государственной программы развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2011 гг.», которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446.

Анализ  ситуации и потенциал  развития КФХ и  МФХ

 В настоящее  время государственная поддержка  КФХ осуществляется в рамках  постановления Правительства Российской  Фе¬дерации от 4 февраля 2009 г. №  90 «О распределении и предоставлении в 2009 – 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».

В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 90 крестьянские (фермерские) хозяйства  могут получать субсидии по кредитам и займам, полученным:

- после 1 января 2005 г. на срок до 8 лет – на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин и оборудования, используемых для животноводства, птицеводства, кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо и для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, в соответствии с перечнем, утверждаемым Минсельхозом России, а также на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства, кормопроизводства и объектов по переработке льна и льноволокна, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений и на закладку многолетних насаждений и виноградников, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 10 млн. рублей на одно хозяйство;

- после 1 января 2007 г. на срок до 2 лет – на  приобретение горючесмазочных материалов, запасных частей и материалов  для ремонта сельскохозяйственной  техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утверждаемым Минсельхозом России, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 5 млн. рублей на одно хозяйство;

- после 1 января 2008 г. на срок до 5 лет – на развитие направлений, связанных с развитием туризма в сельской местности (сельский туризм), включая развитие народных промыслов, торговли в сельской местности, а также с бытовым и социально - культурным обслуживанием сельского населения, заготовкой и переработкой дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений и других пищевых и недревесных лесных ресурсов, в соответствии с перечнем, утверждаемым Минсельхозом России.

Субсидии представляются заемщикам из бюджетов субъ¬ектов Российской Федерации ежемесячно в размере 95% от затрат на уплату процентов, но не более 95% от ставки рефинансирования (учетной ставки) Цент¬рального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита, при условии свое¬временного погашения кредита и уплаты заемщиком процентов, начисленных в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками.

За время проведения рыночных реформ КФХ и МФХ стали  неотъемлемой частью сельского хозяйства.

 К важным  отличительным особенностям фермерского  хозяйственного уклада в России следует отнести, прежде всего:

1) принадлежность к малому сельскому предпринимательству;

 2)высокая социально-экономическая мотивация фермеров к труду на земле;

3) полная экономическая и юридическая ответственность за результаты своей деятельности;

4) самостоятельность в обеспечении производственными ресурсами;

5) ограниченное использование наемной рабочей силы.

Несмотря на недостаточную государственную  поддержку, слабую социальную защищенность фермеров, в целом фермерство нашло  свою социально-экономическую нишу в многоукладном аграрном производстве.

 Развитие  крестьянских хозяйств - сложный  исторический процесс и пока  этот процесс происходит неравномерно  и противоречиво: сказывается  психологическая, нравственная, материально-техническая и правовая неподготовленность общества к многоукладной экономике на селе, а также низкий производственной, сбытовой и социальной инфраструктуры и системы хранения.

Основные  факторы, препятствующие развитию КФХ и  МФХ

Сектор КФХ  и других МФХ в России обладает определенным потенциалом для развития. Но есть определенные проблемы, которые препятствуют повышению производительности и устойчивому развитию КФХ и МФХ.

Поэтому задача государства – создать экономические  и институциональные условия, а  также снять барьеры, препятствующие повышению производительности КФХ и МФХ.

Необходимость разработки особой программы по МФХ  на селе обусловлена следующими факторами:

 Во-первых, Россия  как самое крупное по размерам  территории страна в мире вынуждена  иметь многоукладное сельское хозяйство.

Во-вторых –  с развитием КФХ и МФХ связана  стратегическая задача государства  по устойчивому развитию сельских территорий.

В-третьих –  малые формы хозяйствования на селе – это не просто бизнес или коммерческая деятельность, это формы социальной организации в сельской местности.

В связи с  этим наряду с экономическими целями (повышение производительности и  устойчивости КФХ и других МФХ) Программа направлена на решение определенных социальных целей.

Эффективное развитие КФХ и МФХ сталкивается с рядом  институциональных проблем, по которым  целесообразно разработать механизмы  и предложения, обеспечивающие рост данных форм хозяйствования.

1. Одна из  наиболее значимых проблем для  любого КФХ – невозможность  реализовать свою продукцию.

 При этом  основным ограничителем выступает  не отсутствие спроса на сельскохозяйственную  продукцию и продовольствие, а  отсутствие инфраструктуры сбыта.  Поэтому фермер осенью вынужден продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции и инфраструктуры хранения и транспортировки.

2. Применение  инноваций в совокупности с  такими факторами как высокая  квалификация менеджмента, применение  высокопродуктивных животных и  высокоурожайных сортов сельскохозяйственных  культур.

 Производительность труда в сельском хозяйстве России в 5-6 раз уступает европейским показателям. Это касается как растениеводства, так и животноводства. Основной фактор высокой производительности сельского хозяйства в европейских странах – инновации.

3. Институциональная  база крестьянской (фермерской) деятельности по многим позициям также не соответствуют современным реалиям. Институт КФХ, введенный Гражданским кодексом Российской Федерации в начале 90-х годов и закрепленный Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», не стимулирует сельхозпроизводителей иметь статус крестьянского (фермерского) хозяйства. Как следствие, количество КФХ с середины 90-х годов неуклонно снижается. Многим фермерам выгоднее работать в форме личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ), чем иметь статус КФХ.

 Устранение  институциональных дефектов за  счет совершенствования законодательства  было бы выгодно и фермерам (возможность получения кредитов  для развития бизнеса), и государству  (устранение искажений статистики).

4. Для решения  всех выше поставленных задач  следует обратить внимание на  возможность облегчения доступа  МФХ и КФХ к финансовым ресурсам. Решения такого острого вопроса  позволит КФХ и МФХ приобрести  высокопродуктивные породы животных  и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.

Выше обозначенные проблемы непосредственно влияют на тенденцию сокращения КФХ. Данные проблемы не могут решаться отдельно сообществом  фермеров без участия государства.

 Способы и  механизмы решения каждой из  вышеуказанных проблем составляют содержание данной Программы.

Целью Программы  является создание экономических и  институциональных условий для  повышения производительности и  устойчивого развития КФХ и других МФХ.

2.2 Цели и задачи Программы

Цель  программы:

Повышение производительности и устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования.

 Достижение  вышеуказанной цели позволит  достичь следующих результатов:

 • Увеличение  объемов сельскохозяйственного  производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и других малых формах хозяйствования;

 • Повышение  уровня жизни сельского населения;

 • Улучшение  социального климата в сельской  местности;

 • Рост  занятости сельского населения  и снижение скрытой безработицы.

Задачи  программы:

 Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:

 • Создание  условий для развития инфраструктуры  сбыта, первичной переработки,  хранения и транспортировки сельскохозяйственной  продукции;

 • Стимулирование  инноваций в деятельности КФХ  и других МФХ;

 • Повышение  привлекательности института КФХ;

 • Облегчение  доступа КФХ и других МФХ,  а также сельскохозяйственным  потребительским кооперативам (далее  – СПоК) к финансовым ресурсам;

Информация о работе Крестьянские (фермерские) хозяйства в РФ. Основные направления развития К(Ф)Х