Комплексная оценка уровня качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:29, реферат

Краткое описание

Исчерпание возможностей экономического роста за счет экстенсивных факторов производства предопределяет необходимость дальнейшего развития на основе повышения эффективности их использования. При этом экономический рост рассматривается не как самоцель, а как средство повышения качества жизни населения. Важным элементом эффективного воспроизводства человеческого капитала -одного из ключевых ресурсов экономического развития - должно стать обеспечение населения бюджетными услугами, не только в адекватном социально-ориентированной экономике объеме,

Оглавление

1 О комплексной оценке уровня качества бюджетных услуг
2 Оценка субъективной компоненты качества бюджетных услуг, предоставляемых в сфере высшего профессионального образования РБ в 2006 г., доля ед.
3 Оценка объективной компоненты качества бюджетных услуг вузов в РБ в 2000-2006 гг., доля ед.
4 Исходные показатели, характеризующие ресурсную, процессную и результатирующую составляющие качества услуг, предоставляемых вузами
5 Относительные значения субъективных и объективных показателей качества
6 Матрица двумерной свертки в комплексный показатель оценок составляющих качества услуг, предоставляемых в сфере высшего профессионального образования РБ
7 Комплексная оценка уровня качества услуг, предоставляемых в сфере высшего профессионального образования в РБ в 2006 г.
8 Оценка уровня качества услуг, предоставленных высшими учебными заведениями в РБ за период 2000-2006 гг., доля ед.

Файлы: 1 файл

Комплексная оценка уровня качества.docx

— 188.46 Кб (Скачать)
pt;line-height:13pt">Таблица 5

Значения оценок ai

Показатель

ai.

Показатель

ai.

Показатель

ai

Х1

0,002

Х12

0,10

Х23

0,06

Х2

0,005

Х13

0,035

Х24

0,07

Х3

0,08

х14

0,015

х25

0,073

х4

0,06

Х15

0,025

Х26

0,10

Х5

0,05

Х16

0,07

Х27

0,005

Х6

0,019

Х17

0,025

Х28

0,05

Х7

0,100

Х18

0,001

Х29

0,02

Х8

0,002

Х19

0,015

Х30

0,032

Х9

0,02

Х20

0,03

Х31

0,02

Х10

0,001

Х21

0,035

   

Х11

0,001

Х22

0,014

   

На шестом этапе для каждого  показателя xi, i= 1, 31 вычисляются весовые коэффициенты, согласно правилу Фишберна [3]:

F= {2(N - n + 1)} / (N + 1)N, (2)

где F— весовой коэффициент Фишберна для показателя xi; N - общее количество показателей в каждой группе на втором уровне иерархии, N > 0; n - порядковый номер показателя xi в группе, n = 1,..., N.

На седьмом этапе на основе рассчитанных значений узловых точек βj, весов Фишберна Fи значений функций принадлежности μj(xi) формируется матрица преобразования оценок составляющих качества услуги в комплексную оценку в целом.

Агрегирование полученн^іх значений в обобщающие показатели качества (Кm) представляет собой матрицу (табл. 6) с двумя системами весов: Фишберна (Fi,) и узловых точек (βj):

Таблица 6

Матрица двумерной свертки  в комплексный показатель оценок составляющих качества услуг, предоставляемых  в сфере высшего профессионального  образования РБ

Показатель xi

Вес Фишберна,

(Fi)

Уровень качества

низкий

средний

высокий

очень высокий

1

2

3

4

5

6

Качество ресурсов*

         

Качество ресурсов инфра-

         

структуры (библиотеки, об-

         

щежития, столовые и др.)

         

вузов

         

x2 

0,15

 

1,00

   

х3

0,26

 

0,75

0,25

 

х4

0,35

 

1,00

   

х8

0,03

 

0,90

0,10

 

х14

0,04

 

1,00

   
 

0,07

 

1,00

   

Качество ресурсов вузов

         

хі

         
 

0,05

 

0,15

0,85

 

х5

0,12

0,35

0,65

   

х6

0,07

 

1,00

   

х?

0,20

1,00

     

х9

0,06

     

1,00

х10

0,01

     

1,00

х11

0,018

 

0,35

0,65

 

х12

0,26

 

1,00

   

х13

0,17

0,75

0,25

   

х16

0,10

 

1,00

   

Качество процесса

         

х1?

0,1

1,00

     

х1в

0,028

 

1,00

   

х19

0,083

 

1,00

   

х20

0,19

 

0,85

0,15

 

х21

0,22

 

0,60

0,40

 

х22

0,056

 

0,30

0,70

 

х23

0,35

1,00

     

х24

0,46

 

1,00

   

Качество результата

         

х25

0,21

   

0,85

0,15

х26

0,25

 

0,30

0,70

 

х27

0,035

0,15

0,85

   

х28

0,17

 

1,00

   

х29

0,12

   

1,00

 

х30

0,14

 

0,60

0,40

 
 

0,07

 

0,50

0,50

 

Веса в

 

0,05

0,35

0,65

0,95

* Разгруппировка показателей, характеризующих качество ресурсной базы вузов, обусловлена различной

функциональной ориентированностью ресурсов

в образовательном процессе.

K= (Кр + Кп + Крез)/3, (5)

где Кп, Крез - обобщающие оценки качества процесса и качества результата бюджетной услуги, соответственно (Кп = К3; Крез = К4).

Результаты расчета обобщающих показателей и комплексной оценки уровня качества услуг, предоставляемых  в сфере высшего профессионального  образования, приведены в табл. 7.

Таблица 7

Комплексная оценка уровня качества услуг, предоставляемых в  сфере высшего профессионального  образования в РБ в 2006 г.

Расчетные оценки качества в рамках трех подходов: экспертного, формального  и комбинационного приведены  в табл. 8.

Таблица 8

Оценка уровня качества услуг, предоставленных высшими  учебными заведениями в РБ за период 2000-2006 гг., доля ед.

Составляющие качества услуг

2000 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2006 г.*

2006 г.**

Кр

0,32

0,61

0,70

0,74

0,70

0,25

0,65

Кп

1,00

0,51

0,09

0,03

-0,03

0,52

0,43

Крез

0,40

0,74

0,78

0,80

0,73

0,49

0,43

Услуга в целом (Ку)

0,57

0,62

0,52

0,52

0,47

0,42

0,51

* Экспертная оценка

2006 г.

           

** Комплексная оценка.

           

 

Апробация предложенного инструментария на примере оценки качества бюджетных  услуг высшего профессионального  образования РБ в 2000-2006 гг. показала снижение значений качества с 0,57 до 0,47. Использование формального подхода  позволяет получить представление  о динамике интегральной оценки уровня качества, но не дает возможности определить вклад формирующих интегральный показатель обобщающих показателей  в силу различной шкалы их оценок.

Значение экспертной оценки качества услуг для 2006 г. ниже оценки, полученной формальным методом (0,42). Экспертный подход пригоден для сопоставления оценок качества услуг по составляющим, однако использование их в качестве основы для выработки объективных управленческих решений вряд ли возможно из-за высокой  степени субъективизма.

Совместный учет в комплексном  показателе качества субъективных представлений  потребителей и объективных количественно  выраженных характеристик качества услуги на основе комбинационного метода позволяет устранить недостатки, присущие первым двум подходам. Количественная оценка качества бюджетных услуг высшего образования Башкортостана в 2006 г., рассчитанная с использованием комбинационного метода, составила 0,51, что выше оценок, определенных формальным и экспертным методами.

Применение комбинационного подхода  позволяет получить оценки качества бюджетных услуг с выявлением «узких» мест и разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение  качества бюджетных услуг региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Финансовый потенциал саморазвития региона /Под ред. Н.И. Климовой. Уфа: Гилем, 2005.

2. Недосекин А.О. Комплексная оценка риска банкротства корпорации на основе нечетких описаний //Банки и риски. 2006. № 3.

3. Фишберн П. Теория полезности для принятия решений /Пер. с англ. М: Наука, 2008.

Информация о работе Комплексная оценка уровня качества