Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:29, реферат
Исчерпание возможностей экономического роста за счет экстенсивных факторов производства предопределяет необходимость дальнейшего развития на основе повышения эффективности их использования. При этом экономический рост рассматривается не как самоцель, а как средство повышения качества жизни населения. Важным элементом эффективного воспроизводства человеческого капитала -одного из ключевых ресурсов экономического развития - должно стать обеспечение населения бюджетными услугами, не только в адекватном социально-ориентированной экономике объеме,
1 О комплексной оценке уровня качества бюджетных услуг
2 Оценка субъективной компоненты качества бюджетных услуг, предоставляемых в сфере высшего профессионального образования РБ в 2006 г., доля ед.
3 Оценка объективной компоненты качества бюджетных услуг вузов в РБ в 2000-2006 гг., доля ед.
4 Исходные показатели, характеризующие ресурсную, процессную и результатирующую составляющие качества услуг, предоставляемых вузами
5 Относительные значения субъективных и объективных показателей качества
6 Матрица двумерной свертки в комплексный показатель оценок составляющих качества услуг, предоставляемых в сфере высшего профессионального образования РБ
7 Комплексная оценка уровня качества услуг, предоставляемых в сфере высшего профессионального образования в РБ в 2006 г.
8 Оценка уровня качества услуг, предоставленных высшими учебными заведениями в РБ за период 2000-2006 гг., доля ед.
Значения оценок ai
Показатель |
ai. |
Показатель |
ai. |
Показатель |
ai |
Х1 |
0,002 |
Х12 |
0,10 |
Х23 |
0,06 |
Х2 |
0,005 |
Х13 |
0,035 |
Х24 |
0,07 |
Х3 |
0,08 |
х14 |
0,015 |
х25 |
0,073 |
х4 |
0,06 |
Х15 |
0,025 |
Х26 |
0,10 |
Х5 |
0,05 |
Х16 |
0,07 |
Х27 |
0,005 |
Х6 |
0,019 |
Х17 |
0,025 |
Х28 |
0,05 |
Х7 |
0,100 |
Х18 |
0,001 |
Х29 |
0,02 |
Х8 |
0,002 |
Х19 |
0,015 |
Х30 |
0,032 |
Х9 |
0,02 |
Х20 |
0,03 |
Х31 |
0,02 |
Х10 |
0,001 |
Х21 |
0,035 |
||
Х11 |
0,001 |
Х22 |
0,014 |
На шестом этапе для каждого показателя xi, i= 1, 31 вычисляются весовые коэффициенты, согласно правилу Фишберна [3]:
Fi = {2(N - n + 1)} / (N + 1)N, (2)
где Fi — весовой коэффициент Фишберна для показателя xi; N - общее количество показателей в каждой группе на втором уровне иерархии, N > 0; n - порядковый номер показателя xi в группе, n = 1,..., N.
На седьмом этапе на основе рассчитанных значений узловых точек βj, весов Фишберна Fi и значений функций принадлежности μji (xi) формируется матрица преобразования оценок составляющих качества услуги в комплексную оценку в целом.
Агрегирование полученн^іх значений в обобщающие показатели качества (Кm) представляет собой матрицу (табл. 6) с двумя системами весов: Фишберна (Fi,) и узловых точек (βj):
Таблица 6
Матрица двумерной свертки
в комплексный показатель оценок
составляющих качества услуг, предоставляемых
в сфере высшего
Показатель xi |
Вес Фишберна, (Fi) |
Уровень качества | |||
низкий |
средний |
высокий |
очень высокий | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Качество ресурсов* |
|||||
Качество ресурсов инфра- |
|||||
структуры (библиотеки, об- |
|||||
щежития, столовые и др.) |
|||||
вузов |
|||||
x2 |
0,15 |
1,00 |
|||
х3 |
0,26 |
0,75 |
0,25 |
||
х4 |
0,35 |
1,00 |
|||
х8 |
0,03 |
0,90 |
0,10 |
||
х14 |
0,04 |
1,00 |
|||
0,07 |
1,00 |
||||
Качество ресурсов вузов |
|||||
хі |
|||||
0,05 |
0,15 |
0,85 |
|||
х5 |
0,12 |
0,35 |
0,65 |
||
х6 |
0,07 |
1,00 |
|||
х? |
0,20 |
1,00 |
|||
х9 |
0,06 |
1,00 | |||
х10 |
0,01 |
1,00 | |||
х11 |
0,018 |
0,35 |
0,65 |
||
х12 |
0,26 |
1,00 |
|||
х13 |
0,17 |
0,75 |
0,25 |
||
х16 |
0,10 |
1,00 |
|||
Качество процесса |
|||||
х1? |
0,1 |
1,00 |
|||
х1в |
0,028 |
1,00 |
|||
х19 |
0,083 |
1,00 |
|||
х20 |
0,19 |
0,85 |
0,15 |
||
х21 |
0,22 |
0,60 |
0,40 |
||
х22 |
0,056 |
0,30 |
0,70 |
||
х23 |
0,35 |
1,00 |
|||
х24 |
0,46 |
1,00 |
|||
Качество результата |
|||||
х25 |
0,21 |
0,85 |
0,15 | ||
х26 |
0,25 |
0,30 |
0,70 |
||
х27 |
0,035 |
0,15 |
0,85 |
||
х28 |
0,17 |
1,00 |
|||
х29 |
0,12 |
1,00 |
|||
х30 |
0,14 |
0,60 |
0,40 |
||
0,07 |
0,50 |
0,50 |
|||
Веса в |
0,05 |
0,35 |
0,65 |
0,95 | |
* Разгруппировка показателей, характеризующих качество ресурсной базы вузов, обусловлена различной | |||||
функциональной |
в образовательном процессе. |
Ky = (Кр + Кп + Крез)/3, (5)
где Кп, Крез - обобщающие оценки качества процесса и качества результата бюджетной услуги, соответственно (Кп = К3; Крез = К4).
Результаты расчета обобщающих
показателей и комплексной
Таблица 7
Комплексная оценка уровня
качества услуг, предоставляемых в
сфере высшего
Расчетные оценки качества в рамках трех подходов: экспертного, формального и комбинационного приведены в табл. 8.
Таблица 8
Оценка уровня качества услуг, предоставленных высшими учебными заведениями в РБ за период 2000-2006 гг., доля ед.
Составляющие качества услуг |
2000 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2006 г.* |
2006 г.** |
Кр |
0,32 |
0,61 |
0,70 |
0,74 |
0,70 |
0,25 |
0,65 |
Кп |
1,00 |
0,51 |
0,09 |
0,03 |
-0,03 |
0,52 |
0,43 |
Крез |
0,40 |
0,74 |
0,78 |
0,80 |
0,73 |
0,49 |
0,43 |
Услуга в целом (Ку) |
0,57 |
0,62 |
0,52 |
0,52 |
0,47 |
0,42 |
0,51 |
* Экспертная оценка |
2006 г. |
||||||
** Комплексная оценка. |
Апробация предложенного инструментария
на примере оценки качества бюджетных
услуг высшего
Значение экспертной оценки качества
услуг для 2006 г. ниже оценки, полученной
формальным методом (0,42). Экспертный подход
пригоден для сопоставления оценок
качества услуг по составляющим, однако
использование их в качестве основы
для выработки объективных
Совместный учет в комплексном
показателе качества субъективных представлений
потребителей и объективных количественно
выраженных характеристик качества
услуги на основе комбинационного метода
позволяет устранить
Применение комбинационного
Литература
1. Финансовый потенциал саморазвития региона /Под ред. Н.И. Климовой. Уфа: Гилем, 2005.
2. Недосекин А.О. Комплексная оценка риска банкротства корпорации на основе нечетких описаний //Банки и риски. 2006. № 3.
3. Фишберн П. Теория полезности для принятия решений /Пер. с англ. М: Наука, 2008.