Информационные технологии управления в банковской сфере на примере ЗАО «ЮниКредит Банк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение автоматизированных информационных технологий в качестве инструмента повышения эффективности банковской деятельности.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………….…….
ГЛАВА 1. Теоретические АсПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и классификация информационных технологий управления…
1.2. Особенности реализации информационных технологий управления в банковской деятельности………………………………………………….…
1.3. Современные банковские информационные системы..……………….
ГЛАВА 2.анализ информационных технологий в ЗАО «ЮниКредит Банк»
2.1. Общая характеристика ЗАО «ЮниКредит Банк» и анализ технико-экономических показателей…………………………………………………...
2.2. Особенности реализации информационных технологий управления в ЗАО «ЮниКредит Банк»………………..
2.3. Преимущества и недостатки информационных технологий управления в ЗАО «ЮниКредит Банк»…………
ГЛава 3. Разработка рекомендаций по совешенствованию информационных технологий управления в ЗАО «ЮниКредит Банк»
3.1. Мероприятия по улучшению информационных технологий управления в ЗАО «ЮниКредит Банк»…………
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий…
Заключение ………………………………………………………..……….
Список литературы ……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Информационные технологии управления в банковской сфере на примере ОАО Вуз банк.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

Выделим следующие составные части информационного  обеспечения: информационная модель, система  показателей, система классификации  и кодирования, база данных как способ организации информации.

Информационная модель служит для описания и взаимоувязывания объектов предметной области. В банке объектами являются: документы, счета, клиенты, сделки, операции и др.

Реализация объектов предметной области  должна обеспечивать ведение системы показателей и отчетов, набора финансовых инструментов, множества валют и т.п. Необходимо иметь описание и поддержку таких объектов, как клиент, договор, документ, счет, проводка, план счетов, их свойств, связей, объемов информации, вспомогательных характеристик, перечень операций по каждому объекту и т.д. Среди этого разнообразия следует выделить ряд важных факторов реализации технологических этапов и операций: схемы движения документов, их маршрутизация; логика и алгоритмы обработки документов, договоров; формирование и контроль счетов и лимитов по объектам и элементам организационной структуры (подразделениям, исполнителям, банковским продуктам, клиентам). Информационная модель предметной области предполагает возможность обслуживания рабочих мест пользователей в соответствии с их принадлежностью к организационной структуре, выполняемыми функциями, степенью ответственности, формированием отчетов, обеспечением обмена данными как внутри банка, так и вне его.

Система показателей призвана не только отражать в виде информации реальные процессы банковской деятельности, но и быть инструментом анализа прогноза, выработки стратегии развития. В совокупности показатели образуют словарь информационной модели. Обширный словарь профессиональных терминов и понятий характеризует высокий уровень организации системы показателей в базе данных. Терминология словаря должна быть близка и понятна тому кругу пользователей, на который она рассчитана (менеджеры, специалисты, пользователи низшего звена). В составе показателей различают оперативные данные, отчетные, учетные, аналитические, прогнозные, плановые и т.д. Следует обратить внимание, что для банковской деятельности в большинстве случаев играющие стратегическую роль аналитические и прогнозные сведения являются пока недостижимыми, так как уровень профессионализма специалистов банковского дела невысок.

Система классификации и кодирования объектов банковской деятельности позволяет формализовать (описать по правилам) и упорядочить объекты, их признаки, связи. Система должна допускать формирование необходимого числа классификационных группировок и соответствовать объемам классифицируемых и кодируемых номенклатур (объектов). Важной характеристикой системы классификации и кодирования для банков является гибкость — способность допускать включения новых объектов и признаков без разрушения структуры классификации. Примеры классификации и кодирования объектов банка показаны в виде экранных форм на рис.1 и 2 (см. Приложение 1).

База данных (БД) представляет собой совокупность взаимосвязанных групп данных (файлов, таблиц). От качества ее построения и функционирования во многом зависит эффективность работы АБС и управления банком [1;356].

База данных создается на основе определенного способа структурирования данных при разработке модели бизнес-процесса. Главной задачей моделирования является построение информационного обеспечения пользователей всех рангов со всей полнотой отражения свойств объектов. Возможности будущего развития специфики предметной области банковского бизнеса связаны с совершенствованием методов моделирования информационной базы системы. Решение таких задач опирается на использование многофункциональных системных программ, которые должны работать с актуальными, полными и достоверными данными. В базе данных информационная модель отражает взаимосвязь объектов предметной области, их состав и свойства на уровне файлов, документов, показателей, реквизитов. На рис. 3 (см. Приложение) показан пример модели базы данных, отражающий состав и связи базовых банковских объектов. Пример взят из программного комплекса ИНВОБАНК, разработанного фирмой «Инверсия», которая является одним из ведущих производителей банковской программной продукции и технологии.

Функционирование объектов в различных  процессах и операции с ними представляются в виде алгоритмов решения задач. Поэтому модель данных в базе существенно  зависит от типа операций, выполняемых  над данными при решении функциональных задач. Особенностью банковской деятельности является необходимость обработки нескольких типов данных — оперативных, аналитических, прогнозных. В рамках АБС решаются разные задачи: оперативная обработка больших объемов данных в режиме реального времени (в темпе протекания процессов), аналитическая работа и работа с данными по прогнозированию будущего развития. В зависимости от целевого использования информация структурируется как в виде баз данных, так и в виде хранилищ данных.

Для оперативной обработки текущих данных используются базы данных системы OLTP (On-Line Translation Processing — процессы транзакций в линии связи). Они основаны на постоянном обновлении информации в базе, данные регулярно добавляются, удаляются, корректируются. Важной задачей является надежное обеспечение транзакций. Под транзакцией понимается изменение состава данных в базе во время короткого по времени цикла взаимодействия с ней (запрос — выполнение — ответ) по линиям связи.

Хранилище — это ориентированные на предметную область, поддерживающие хронологию наборы данных, неизменяемые, интегрированные. Оно работает со значительными объемами данных по сравнению с базой данных и имеет более сложную систему организации. Технология хранилищ данных используется прежде всего с целью обобщения данных для всестороннего и глубокого анализа деятельности банка, для переосмысления его бизнеса, для получения консолидированной, объединенной по разным направлениям отчетности.

При решении аналитических задач  пользователям верхнего уровня (администрация, менеджеры, специалисты) требуются данные, выбранные и обобщенные (агрегированные) по ряду признаков. Таким требованиям удовлетворяют системы аналитической обработки данных OLAP (On-Line Analitic Processing — процессы анализа в линии связи). OLAP-системы построены на следующих базовых принципах: данные, необходимые для принятия решений, предварительно агрегированы в нужных разрезах; организация информации обеспечивает максимально быстрый доступ к ней; язык манипулирования данными основан на использовании бизнес-понятий и близок пользователям. Например, информация отбирается по бизнес-процессам и их конкретным показателям для специалистов по анализу отдельных направлений в деятельности банка.

Изменение условий ведения бизнеса  и соответствующее перепроектирование бизнес-процессов приводят к изменениям в информационных технологиях и, прежде всего в информационном обеспечении. Границы эволюционного (постепенного) развития информационного обеспечения зависят от свойств адаптивности бизнес-процессов и информационной базы. Свойство базы развиваться и адаптироваться к новым условиям означает возможность встраивания новых объектов в модель базы, а также их свойств и связей.

Одной из главных проблем на этапе  эксплуатации базы данных является проблема ее эффективного ведения в условиях изменения информационных требований пользователей, которые приводят к изменению концептуальной основы и, как следствие, к изменению модели данных. При этом возникает необходимость в перенастройке бизнес-логики, реструктурировании файлов базы, корректировке ретроспективных данных, обновлении алгоритмов, перенастройке интерфейса и т.д.

Автоматизируя новый или меняющийся бизнес-процесс, необходимо решать проблемы структуризации новых или реструктуризации имеющихся данных, реализации алгоритмов протекания процессов решения задач, обеспечивать комплекс операций по вводу, обработке, передаче, хранению и выводу данных. Анализ и проектирование структуры данных являются ключевыми этапами разработки информационного обеспечения не только на стадиях создания АБС, но и в процессе адаптации базы к новым условиям работы. Так, расширение возможностей предоставления банком новых услуг требует развития информационных систем, ИТ и зависит не только от наличия в базе данных о составе объектов, операций, но и способов их изменения или расширения.

Характерная для банковской сферы  высокая скорость изменения условий реализации бизнеса требует разработки специализированных методов ведения базы данных, соответствующих быстрым изменениям бизнес-среды, а также использования современного высокотехнологичного программно-технического инструментария.

При построении модели функций банка  и его бизнес-процессов следует  учитывать фактор повышенной заинтересованности банка в информации о ссудозаемщиках (клиенты, которые обращаются в банк за кредитом). Во многом существование кредитных организаций определяется их способностью извлекать такую информацию. Поэтому новые технологии обработки и передачи информации приводят к появлению новых видов банковских продуктов, возрастает необходимость для банков ее сбора и использования. Расходы на приобретение информации постоянно снижаются благодаря технологическим изменениям в ее обработке и распространении. В результате информационной специализации в банках появляются новые продукты и услуги. Что в свою очередь приводит к необходимости совершенствования, модернизации информационной системы банка. Переход к новой базе данных и технологии ее ведения происходит при возрастании объема и номенклатуры услуг, клиентов, контрагентов, числа сделок и операций, появлении новых и сложных задач, росте прямых и косвенных издержек, снижении производительности и эффективности труда.

Необходимость соблюдения баланса  между качеством информационного обеспечения АБС и затраченными на разработку и функционирование ресурсами приводит к тому, что современные технологии в основном ориентированы на массовое, промышленное создание сложных систем большими коллективами специалистов. Разрабатываются и создаются корпоративные АБС крупными специализированными фирмами — разработчиками банковских информационных технологий, которые имеют соответствующую научную базу и высококвалифицированных профессионалов в области создания новых информационных технологий [1;360].

3.1 Инновационные процессы  в банках

 

Интенсивный рост числа инноваций в банковской сфере обусловлен высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий. Высокий уровень этих технологий снижает издержки участников сделок. Постоянно уменьшающиеся затраты на разработку и реализацию инноваций способствуют их росту. Эти особенности и определяют динамику инновационного развития банковской системы.

Основными направлениями развития инноваций в российской банковской системе можно назвать следующие:

  • дистанционное обслуживание в самых разнообразных формах;
  • наращивание функций и услуг в клиентских отношениях, персонифицирование услуг (индивидуализация услуг под отдельных
  • клиентов);
  • обеспечение безопасности информации, документов, сетей,
  • программно-технического оборудования и с соблюдением «прозрачности» для государственных надзорных и налоговых органов, для акционеров, в том числе обеспечение юридической
  • поддержки и защиты;
  • развитие информационного обеспечения для управленческих
  • функций анализа, прогноза, стратегического долгосрочного
  • планирования;
  • расширение розничного банкинга;
  • участие банков в электронной коммерции;
  • наращивание функций и повышение качественного уровня
  • информационных технологий;
  • углубленные проработки в расширении информационных и
  • функциональных возможностей рабочих мест специалистов,
  • администраторов, менеджеров и других пользователей и др.

Остановимся на некоторых из перечисленных  направлений. Дистанционное обслуживание, реализуемое путем использования общедоступных сетей, обеспечивает взаимодействие:

  • банк — клиент;
  • Интернет — клиент, Интернет — банк;
  • офис — удаленный менеджер;
  • головной офис — региональные офисы;
  • Интернет — трейдинг — банк.

Фирмы — разработчики банковских программно-технологических решений предлагают разнообразные продукты, обслуживающие те или иные взаимодействия с различным функциональным наполнением. Например, программный комплекс Interbank предназначен для дистанционного банковского обслуживания клиентов. Комплекс состоит из ряда модулей, объединенных концептуальными, архитектурными и технологическими решениями. Interbank использует разнообразные каналы электронного взаимодействия: телефон, сеть Интернет, мобильные средства связи, электронную почту и др., занимая промежуточное положение между функционирующей в банке автоматизированной банковской системой (АБС) и клиентом. В составе комплекса присутствуют банковская и клиентская части. Банковская часть включает следующие модули:

• бэк-офис удаленных рабочих мест;

  • сервер интернет-приложений RS-Portal и прикладные решения на его основе;
  • систему телефонного обслуживания клиентов RS-Audio;

• главный узел (хост) почтовой системы  RS-Mail.

Клиентская часть программного комплекса InterBank представляет набор модулей:

  • Клиент Windows;
  • Клиент Dos;
  • терминал почтовой системы RS-Mail;
  • Интернет—клиент для юридических лиц.

В теоретическую основу комплекса InterBank заложены следующие принципы.

1. Состав электронных услуг,  предоставляемых банком, имеет тенденцию расширяться. В банках постоянно возникает необходимость реализации решения, которое позволит добавлять новые виды услуг впоследствии, как только банку надо будет их использовать. Внедрять услуги важно без существенной перестройки живого и функционирующего комплекса, на ходу, не прерывая его работу, и с минимальными издержками, в том числе и по невысокой цене. Состав будущих услуг разработчику заранее неизвестен, но при грамотной реализации основы комплекса это отнимет минимум времени и средств.

Информация о работе Информационные технологии управления в банковской сфере на примере ЗАО «ЮниКредит Банк»