Франчайзинг, как основы гостиничных и ресторанных цепей

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение франчайзинга, как основы гостиничных и ресторанных цепей.
Задачами в курсовой работе является изучение:
- франчайзинга в организации и управлении гостиничным бизнесом;
- использования франчайзинга в гостиничных цепях;
-франчайзинговой стратегии становления малого предпринимательства;
- проблем франчайзинга в гостиничной сети «B&B Rinaldi»;
- перспектив франчайзинга в гостиничных цепях на рынке РФ.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга в гостиничном бизнесе. 5
1.1. Франчайзинг в организации и управлении гостиничным бизнесом 5
1.2.Использование франчайзинга в гостиничных цепях. 9
1.3.Франчайзинговая стратегия становления малого .предпринимательства 11
Глава 2. Гостиничный франчайзинг на примере гостиничной сети ««B&B Rinaldi» 15
2.1. Организационно-экономическая характеристика «B&B Rinaldi» 15
2.2. Проблемы франчайзинга гостиничной сети «B&B Rinaldi» 18
Глава 3.Практические рекомендации по совершенствованию франчайзинговой деятельности и перспективы франчайзинга в гостиничных цепях на рынке РФ. 21
3.1. Практические рекомендации по совершенствованию франчайзинговой деятельности гостиничной сети «B&B Rinaldi». 21
3.2. Перспективы франчайзинга в гостиничных цепях на рынке РФ. 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ франчайзинг готовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

Начать собственный  бизнес - кого только не посещала эта идея, увлекая многих в пучину предпринимательства в надежде создать то, что может принести прибыль. Мысль о том, что ты сам себе хозяин, побуждала многих открыть собственное дело. Однако пока велики возможности, велик и риск. Подсчитано, что в течение первых пяти лет предпринимательство заканчивается неудачей у каждых двух из трех начинающих. Имеются две причины того, почему новое дело терпит неудачу: 1) предприниматель пытается предложить продукт или услуги, которые рынок не желает принимать, и 2) продукт, сам по себе интересный для рынка, имеет слабое маркетинговое обеспечение.

Чаще всего  обе эти причины являются следствием двух факторов: 1) отсутствие надежной системы предпринимательского контроля и 2) недостаток профессиональной подготовки руководства.

 

Один из путей  уменьшения влияния факторов риска - это участие в совместном предприятии, которое уже продемонстрировало успех на рынке, либо объединение  с фирмой, которая создала продукт  или услуги, принимаемые на рынке, и которая создала надежную систему финансового контроля и производства этого продукта.

Франчайзинг - это  метод предпринимательства, благодаря  которому предприниматель может  объединиться с уже действующей  большой цепью. Международная Ассоциация Франчайзных Организаций (МАФО) дает определение этому феномену как: "...длящиеся во времени взаимоотношения, по которым франчайзодатель предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в организации этой деятельности, обучении, реализации и управлении за вознаграждение от франчайзополучателя".

 

Франчайзодатель способен достичь более глубокого  проникновения на рынок с минимальными инвестициями, в то время как франчайзополучатель  в состоянии развернуть свою предпринимательскую деятельность с меньшим риском.

Целью курсовой работы является изучение франчайзинга, как основы гостиничных и ресторанных  цепей.

Предметом исследования выступает изучение франчайзинга гостиничных  цепей.

Объектом исследования – франчайзинг гостиничных цепей «B&B Rinaldi».

Задачами в  курсовой работе является изучение:

- франчайзинга  в организации и управлении  гостиничным бизнесом;

- использования  франчайзинга в гостиничных цепях;

-франчайзинговой стратегии становления малого предпринимательства;

- проблем франчайзинга в гостиничной сети «B&B Rinaldi»;

- перспектив франчайзинга в гостиничных цепях на рынке РФ.

Курсовая работа состоит из введния, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы франчайзинга в гостиничном бизнесе.

1.1. Франчайзинг в организации и управлении гостиничным бизнесом

Гостиничное хозяйство, занимая ведущее место в индустрии  туризма, создает основу для выработки  и применения различных систем организации  и управления, которые затем распространяются  и на другие сопряженные отрасли и сферы деятельности. 1

В мировой практике сформировалось несколько моделей  организации гостиничного бизнеса. Модель Ритца создана швейцарским  предпринимателем Цезарем Ритца, имя  которого носят многие престижные отели мира. Основной упор в данной модели делается на европейские традиции изысканности и аристократизма (например, «Палас-Отель» в Москве), но в настоящее время эта модель переживает кризис.

Модель Кемонса  Уильсона ориентирована на значительную гибкость в сочетании с достаточно высокими стандартами обслуживания (цепь гостиниц «Холидей Инн»). Основные отличительные черты гостиничной цепи, организованной по этой модели, следующие:

- единство стиля  (архитектура, интерьер);

- единство обозначений  и внешней информации;

- просторный  и функциональный холл;

- быстрота регистрации  клиентов;

- номера, предусмотренные  для постоянных клиентов;

- завтрак «шведский  стол»;

- наличие конференц-холла;

- гибкая система  тарифов;

- единая структура   управления, маркетинга и службы коммуникаций.

Под контролем  гостиничных цепей, построенных  по данной модели, находится более 50% гостиничных номеров в мире. Такие  цепи управляются одним собственником  – головным холдингом.

В «добровольные» гостиничные цепочки (типа «Best Western», «Romantic Hotels»), как своеобразную модель, независимо от страны расположения, под единой торговой маркой объединяют гостиницы, выдерживающие определенные наборы и стандарты услуг. Гостиницы платят взносы в единый фонд, средства которого идут на рекламные и маркетинговые цели, мероприятия по продвижению их услуг на рынок. При этом полностью сохраняется финансовая и управленческая самостоятельность каждой гостиницы.

Практика выработала интеграцию и сочетание моделей. Так, возникли гостиничные консорциумы, объединяющие отели и небольшие гостиничные группы разного класса: «Best Western Hotels», «Romantic Hotels & Restaurants», российская компания «Best Eastern Hotels». Консорциумы, не навязывая собственных стандартов сервиса, способствуют продвижению отелей на международных рынках, представляют их интересы в системах резервирования. Гостиницы, вошедшие в консорциум, должны платить установленный процент от прибыли или делать фиксированные ежегодные отчисления. Среди российских отелей в международные консорциумы входят «Art Hotels» («Best Western Hotels») и «Аэростар» («Supranational Hotels»).

Семейства или ассоциации («The Leading Hotels of the World», «Preferred Hotels & Resorts Worldwide», «Small Luxury Hotels of the World» и др.) объединяют отели, отвечающие определенным требованиям. Помимо маркетинговой системы продаж, гостиница получает известный брэнд и привлекательный имидж. Ассоциации жестко контролируют соблюдение своих стандартов, не вмешиваясь в управление отелем, но вместе с тем, в случае грубых нарушений корпоративных норм оставляют за собой право на  исключение нарушителя из своих рядов. Оплата услуг таких компаний складывается из фиксированного ежегодного членского взноса, не зависящего от текущих доходов отеля, и комиссионного вознаграждения за осуществляемые услуги бронирования. В ассоциацию «The Leading Hotels of the World» входят четыре российских отеля: «Националь», «Балчуг Кемпински», «Астория» и «Гранд Европа».

Гостиничные объединения  могут быть образованы по принципу франчайзинга. Существуют десятки вариантов сотрудничества между франчайзинговой сетью и гостиницей, различающиеся взаимными обязательствами.

Франчайзинговый договор по продаже лицензии на использование  торговой марки и прав на участие  в системах сбыта и маркетинга сети считается одним из наиболее успешных в мировой практике («Мариотт Гранд», «Мариотт Роял», «Мариотт Тверская» («Marriott»), «Националь» («Le Royal Meridien»), «Виноградово» (Holiday Inn) и др.). При этом оператор не управляет гостиницами, не изменяется и собственник. Так, московские отели «Marriott» управляются американской компанией «Interstate», а «Националь» остается муниципальным предприятием.

Франчайзинг может  базироваться на контракте на управление, включающем несколько договоров: на использование торговой марки, на предоставление персонала и know-how, на участие в системах бронирования, на техническое обслуживание и т.д. В качестве примера следует отметить «Шератон Невский Палас». Сеть принимает обязательства по внедрению эффективной модели менеджмента в отеле, и ее прибыль напрямую зависит от достигнутого уровня доходов гостиницы.

Наиболее распространен  вариант договора, по которому оплата услуг отельного оператора складывается из вступительного взноса (для высококлассных отелей $100-150 тыс.), роялти (4-8% от валовой операционной прибыли), отчислений на маркетинговые цели и комиссионных за использование каналов сбыта.

В России получила широкое распространение практика создания совместных предприятий («Рэдиссон  Славянская», «Балчуг Кемпински», «Марко Поло Пресня», «Новотель Шереметьево», «Шератон Палас» и др.). В этом случае сеть становится одним из инвесторов проекта, вкладывает свой капитал и технологии на условиях участия в прибылях отеля.

Гостиничный оператор может выступать владельцем отеля, но такая схема требует больших финансовых вложений, что сдерживает расширение сети. В таких моделях владение отелем считается залогом стабильности бизнеса.2

Франчайзинговые сети охватывают более 70% всех отелей Северной Америки. В Европе в группы и консорциумы  входят лишь 16% гостиниц. Практика ведения бизнеса показывает, что средний доход входящих в цепь отелей на 60% больше, чем у независимых гостиниц, а их заполняемость, соответственно,  больше на 8%.

Наряду с  франчайзингом для объединения  в гостиничные цепи используются трастовые договоры, по которым владелец сохраняет права собственности на имущество, но передает активы в управление менеджменту данной цепи.

Гостиничные цепи отличаются высокими требованиями к  качеству услуг, для чего осуществляется их регулярная сертификация, а также эффективностью хозяйствования.

Экономическая эффективность работы гостиницы  отражается не только в рациональных затратах, экономичной технологии, надежных партнерских связях, но и  в оптимальном использовании  номерного фонда, стабильной его  загрузке, гибкости тарифного плана.

Для увеличения загрузки применяется система мер  по привлечению и удержанию постоянных клиентов, ориентированных на данное качество услуг, посредством системы  скидок. Включение всех гостиниц цепочки  в единую систему резервирования мест через Интернет также способствует увеличению загрузки.

Международная ассоциация франчайзинга выделяет 70 отраслей, в которых используют методы франчайзинга, в т.ч. рестораны, отели, туризм и  развлечения.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах, для чего он должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер обеспечивает лидерство в конкурентной борьбе, имидж, узнаваемость брэнда, основной тренд развития, участвует в проведении международных рекламных компаний и т.д.

В мировой практике принято в зависимости от характера  предпринимательской деятельности выделять несколько видов франчайзинга:

‑ сбытовой, используемый производителем товаров для построения единой разветвленной сбытовой сети, функционирование которой находится под его контролем;

‑ товарный, предполагающий передачу исключительных прав на реализацию продукции, выпускаемой франчайзером и под его товарным знаком, на определенной территории;

‑ производственный, предусматривающий передачу прав на производство и сбыт под торговым знаком франчайзера продукции с использованием запатентованной технологии производства, материалов, сырья или исходного компонента продукции (примером здесь может служить производство безалкогольных напитков компаниями «Coca-Cola» и «Pepsi», осуществляемое на территории разных стран);

‑ франчайзинг бизнес-формата. Данный вид подразумевает передачу комплексной системы ведения предпринимательской деятельности, в т.ч. товарного знака, технологии ведения бизнеса, отработанной и апробированной фирмой-франчайзером.

По определению  Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), франчайзинг бизнес-формата рассматривается как «продолжительные правоотношения между франчайзером и франчайзи, которые включают в себя предоставление не только товаров, услуг и торговых марок, но и комплексной предпринимательской системы – маркетинговой стратегии и плана, пособий и стандартов, контроля за качеством и постоянное двухстороннее общение».

 

1.2.Использование франчайзинга в гостиничных цепях.

Гостиничная цепь – это сетевая организация, возникающая  в результате замены многоуровневых иерархий кластерами специализированных бизнес-единиц. Последние обеспечивают предоставление гостиничных услуг и координируются преимущественно рыночными механизмами. Взаимодействия в данных интегрированных образованиях основаны на том, что экономические субъекты преследуют не столько узкоэгоистические интересы, связанные с ориентацией на возмещение затрат и получение прибыли в кратчайшие сроки, сколько нацелены на стратегии, предполагающие получение выгоды в будущем, и не обязательно в эквивалентной форме. Таким образом, правила обмена наполняют сети конкретным содержанием, значительная часть которого имеет неэкономический смысл и включает в себя отношения доверия, которые, институционализируясь, приобретают экономический характер.

Увеличение  объемов гостиничного строительства приводит к концентрации отелей, находящихся в собственности отдельных лиц или компаний. К настоящему времени сложилась стратегия эффективного менеджмента вновь возведенными отелями: сначала владелец либо сам подбирает персонал, определяет ценовую политику и стратегию продаж, либо для решения перечисленных задач приглашает управляющую компанию. Последний вариант в современных условиях получает все большее распространение.

По мере развития бизнеса основная задача управления трансформируется в использование стандартных бизнес-процессов, которые позволяют использовать накопленные в отрасли эффективные решения. Гостиничная цепь подразумевает консолидацию нескольких отелей в интегрированный бизнес, осуществляемый в рамках единого руководства и под единым брендом. Преимуществом такого объединения следует признать то, что потребители могут с высокой степенью вероятности прогнозировать качество предоставляемых им услуг вне зависимости от региона размещения некоторого участника данной цепи. Это ведет к существенной экономии рекламного бюджета нового объекта сети, поскольку использование популярного бренда предоставляет клиенту возможность формировать обоснованные предположения о качестве предлагаемых услуг, а также позволяет гостинице пользоваться уже действующей структурой бронирования и продаж.3

Информация о работе Франчайзинг, как основы гостиничных и ресторанных цепей