Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 10:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение франчайзинга, как основы гостиничных и ресторанных цепей.
Задачами в курсовой работе является изучение:
- франчайзинга в организации и управлении гостиничным бизнесом;
- использования франчайзинга в гостиничных цепях;
-франчайзинговой стратегии становления малого предпринимательства;
- проблем франчайзинга в гостиничной сети «B&B Rinaldi»;
- перспектив франчайзинга в гостиничных цепях на рынке РФ.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга в гостиничном бизнесе. 5
1.1. Франчайзинг в организации и управлении гостиничным бизнесом 5
1.2.Использование франчайзинга в гостиничных цепях. 9
1.3.Франчайзинговая стратегия становления малого .предпринимательства 11
Глава 2. Гостиничный франчайзинг на примере гостиничной сети ««B&B Rinaldi» 15
2.1. Организационно-экономическая характеристика «B&B Rinaldi» 15
2.2. Проблемы франчайзинга гостиничной сети «B&B Rinaldi» 18
Глава 3.Практические рекомендации по совершенствованию франчайзинговой деятельности и перспективы франчайзинга в гостиничных цепях на рынке РФ. 21
3.1. Практические рекомендации по совершенствованию франчайзинговой деятельности гостиничной сети «B&B Rinaldi». 21
3.2. Перспективы франчайзинга в гостиничных цепях на рынке РФ. 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Однако следует заметить, что если гостиница входит в корпоративную цепь, то такая форма сотрудничества не обязательно является коллективным бизнесом. Действительно, кроме полноправных членов сети существуют и ассоциированные участники, функционирующие в рамках договора франчайзинга, приобретая франшизу.
Франчайзинг – это метод ведения бизнеса, в том числе гостиничного, благодаря которому предприниматель, владеющий отелем (или предполагающий его создать), может заключить соглашение с уже действующей большой цепью. Франшизодатель в таком случае дает легитимное право заниматься определенным видом бизнеса, а также помогает организовать такую деятельность.
Потребителю достаточно трудно сориентироваться, является то или иное заведение полноправным или ассоциированным членом гостиничной цепи. Ни внешний вид, ни название не дают достаточной информации для классификации. Наиболее существенный отличительный признак заключается в том, что если отель выступает только как ассоциированный член (в рамках договора франчайзинга) гостиничной цепи, он вправе использовать самостоятельные методы менеджмента без согласования с администрацией холдинга. Управляющая компания в данном случае не несет ответственности за убытки предприятия и не может участвовать в доходах, кроме причитающихся ей платежей по франчайзинговому договору.
В. Перция считает4, что цель франшизодателя заключается в расширении цепи за счет привлечения новых членов; цель получателя франшизы – увеличение оборота. С этими определениями следует согласиться лишь отчасти, поскольку и цели франшизодателя и франшизополучателя одинаковы и состоят в получении прибыли за счет предоставления услуг размещения (в случае, если речь идет о франшизе в индустрии гостеприимства). Франчайзинг является инструментом, позволяющим расширить бизнес обоим участникам франчайзингового соглашения и на этой основе – извлечь дополнительную прибыль. Развитие франчайзинговых отношений ведет к росту количества клиентов с сформированными ожиданиями о качестве услуг за счет расширения цепи, с одной стороны. А с другой – может вести к росту присутствия крупных зарубежных сетевых организаций в национальном гостиничном хозяйстве и создавать угрозу развитию последнего.
Данное явление ведет к обострению конкурентной борьбы между гостиничными предприятиями. При увеличении туристских потоков это ведет к увеличению числа отелей и их брендов.
Франчайзинг, или
система «льготного»
Франчайзинг содержательно есть не что иное, как клонирование на договорной основе успешных бизнес-форматов хозяйственной деятельности, которое влечет за собой разрастание единой франчайзинговой сети юридически независимых предпринимательских единиц. Отличительными ее чертами являются:
‑ культивирование апробированной на практике технологии осуществления новых предпринимательских инициатив;
‑ проявление репутационного эффекта, обусловленного широкой осведомленностью покупателей о высокой потребительной стоимости предлагаемых товаров в сетях подобного типа.
В франчайзинговых сетях, таким образом, имеет место гомогенная предпринимательская деятельность, базирующаяся на жестких корпоративных стандартах, выполнение которых гарантирует франчайзи предоставление ими конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей. Статистика зарубежных стран свидетельствует о том, что более 70% предприятий, которые самостоятельно начали новую предпринимательскую деятельность, через пять лет теряют экономическую состоятельность. Полную противоположность им представляют предприятия, которые работают на основе франчайзинга, так как количество их банкротств лишь несколько превышает 10% барьер.
Мировая тенденция
усиления интереса к франчайзингу не
обошла Россию стороной. В последние
годы наблюдается интенсивный
‑ неоднородность покрытия территории страны товаропроводящими сетями;
‑ отсутствие на территории страны проблем языкового барьера;
‑ сходность национальных культур потребления и т.п.
Интерес к франчайзингу в российской экономике усилил периодичность появления научных статей, посвященных этой проблематике. Акцент в них преимущественно делается на процедурных моментах построения франчайзинговой сети, т.е. основное внимание уделяется разработке решений, которые находятся в компетенции франчайзера. Такая практика имеет свою логику, так как в ряде случаев российские предприятия стремятся расширить свой бизнес путем франчайзинга, предварительно не установив его строгой формулы в результате необходимых испытаний. Здесь следует отметить, что не всякая предпринимательская удача поддается механическому воспроизведению, т.е. клонированию. Последнее положение наиболее ярко проявляется в том случае, если бизнес-формат предпринимательской деятельности:
‑ содержит элементы гудвилла, связанные с персональными качествами, которые стимулируют клиентов продолжать пользоваться услугами данного предприятия;
- ограничивается территориальными границами или обусловливается исключительными обстоятельствами.
Кроме того, отечественные предприятия, которые встали на путь развертывания франчайзинговых сетей, зачастую игнорируют то обстоятельство, что управление ими:
‑ требует специфических инвестиций, которые связаны с формированием специальных навыков у персонала и т.п.;
‑ не исключает «эффект домино» в отношении потери сетевым товарным знаком своего имиджа вследствие оппортунистического поведения одним из франчайзи;
‑ сопряжено с риском утраты контроля над франчайзи по истечении ряда лет и т.п.
Между тем, для малых предприятий вхождение в франчайзинговые сети не служит панацеей. Дело в том, что потеря франчайзером рыночных позиций, равно как и сбои в управлении франчайзинговой сетью, могут нанести неисправимый вред предпринимательской деятельности франчайзи. Это обстоятельство означает, что малые предприятия нуждаются в пригодных для практического применения рекомендациях по приобретению ими статуса франчайзи.6
Отдельного упоминания заслуживает еще одно обстоятельство. Договор франчайзинга в рамках российского права соотносится с договором коммерческой концессии. Под последней понимается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить другой стороне за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав, принадлежащих первой стороне. К числу этих прав относятся право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т.д. Будучи новым договором в российской практике, договор коммерческой концессии признается одним из самых сложных в гражданском праве.
В типовом руководстве по организации международной франчайзинговой сети рекомендуется перечислять в контракте франчайзинга следующие компоненты отношений с франчайзером:
‑ передача ноу-хау, которое включает постоянно обновляемые пособия по работе с системой тренинга;
‑ передача по лицензии товарных знаков и обозначений;
‑ предоставление помощи в реализации и менеджменте.
Соглашение
о франчайзинге, кроме того, должно
предусматривать систему
Эффективность франчайзинга как формы малого предпринимательства во многом определяют следующие условия:
‑ производство и физическое распределение осуществляется в пределах ограниченных географически территорий;
‑ для обслуживания покупателей существенное значение имеет местоположение предприятия;
‑ ведение предпринимательской деятельности требует знания особенностей местного рынка;
‑ репутационный эффект, порождаемый широкой известностью товарного знака среди покупателей, позволяет обеспечить значительное конкурентное преимущество;
‑ предпринимательская деятельность подвергается высокому уровню стандартизации и кодификации операционных процессов;
‑ отрасль является трудоемкой;
‑ приобретение торговых точек связано не со значительными затратами и рисками;
‑ трудовые затраты владельцев торговых точек измерить сложнее, чем эффективность их предпринимательской деятельности.
Формирование
франчайзинговых сетей в России
в целом находится под
Сеть мини-отелей «Rinaldi», признанный лидер на рынке гостиничных услуг в этом сегменте, основана в 2003 году. Со дня основания компания тесно сотрудничает с информационным проектом управляющей компании Rinaldi, также реализуемым с 2003 года, - Справочной гостиниц России, обеспечивающей подбор и бронирование номеров в большинстве отелей Санкт-Петербурга и Москвы.
Это позволяет
B&B Rinaldi оперативно реагировать на
все изменения в гостиничном
бизнесе и в динамично
Компания B&B Rinaldi взяла курс на предоставление качественных гостиничных услуг людям с различным уровнем дохода. Первые мини-отели Rinaldi класса Home и Optimum открылись на Малом проспекте, 6 и Московском, 20. Понимая потребности некоторых клиентов в размещении более высокого уровня, B&B Rinaldi вводит новый тип отелей – Rinaldi Premium. Эти отели отличаются интересными интерьерными решениями, повышенной комфортностью и имеют выход на центральные улицы города: Невский и Московский проспекты.7
В настоящий момент сеть насчитывает 13 гостиниц класса Home, Optimum и Premium, совокупное количество номеров в которых составляет 126.
Рост и развитие продолжалось. В 2005 году была создана туристическая компания "Rinaldi-tour", осуществляющая комплексное обслуживание как индивидуальных клиентов, так и туристических групп.
В 2006 году образовалась управляющая компания Rinaldi Hotels Group, которая успешно претворяет в жизнь проект хостела «Antonio House», ориентированного на людей с небольшим доходом и обслуживание групповых заявок.
Сегодня компания Rinaldi предоставляет своим гостям самый широкий спектр туристических услуг: от бронирования и размещения в отелях сети до организации специальных события.
Несмотря на относительно небольшой срок существования компании, сеть мини-отелей «Rinaldi» играет заметную роль в деловой и культурной жизни Санкт-Петербурга. Стремясь к повышению своей социальной значимости, B&B Rinaldi выступила спонсором таких значимых событий города, как кинофестиваль «Время жить» и ежегодный джазовый фестиваль JazzQ, а также профессионального конкурса «Новые лица туризма», проходящего при поддержке администрации Санкт-Петербурга.
Согласно штатному расписанию на предприятии действует следующая организационная структура, представленная на Схеме 1.
Схема 1. Организационная структура управления мини-отелем " B&B Rinaldi ".8
Директор |
Бухгалтер |
Служба приема и размещения |
Менеджер по работе с клиентами |
Кухня |
Администратор смены |
Хозяйственный отдел |
Инженерный отдел |
Служба безопасности |
Информация о работе Франчайзинг, как основы гостиничных и ресторанных цепей