Цены и ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель– исследование проблем ценообразования на уровне предприятия (фирмы).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
1.Методика ценообразования на предприятии………………………..…….5
1.1. Сущность цены и ее роль в рыночной экономике…………….…….5
1.2 . Функции цен…………………………………………………….……8
1.3 . Методы и принципы ценообразования………………………..…..11
1.4. Виды цен……………………………………………………………..13
1.5. Классификация цен………………………………………………….14
1.6. Ценовые стратегии предприятия…………………………………...22
1.7. Этапы процесса ценообразования………………………………….26
2.Опыт эффективного ценообразования ОАО "АЗОТ"……………….….29
2.1.Характеристика предприятия………………………………………..29
2.2.Политика ценообразования ОАО "АЗОТ"………………………….33
2.3.Выводы………………………………………………………………..34
Заключение……………...………………………………………………………36
Список литературы……

Файлы: 1 файл

Цены и ценообразование.doc

— 242.00 Кб (Скачать)
 

  Возмем,  как пример наиболее распространенный продукт отечественного рынка азотных удобрений – аммиачную селитру.

    Как правило, для полного представления о себестоимости продукта важно иметь представление об основных стадиях  изготовления,    сырье и ресурсах,

использующихся  для изготовления данного продукта

   Перечислим  основные стадии производства аммиачной селитры по схеме АС-72:

  - нейтрализация азотной кислоты газообразным аммиаком;

  - получение высококонцентрированного плава аммиачной селитры;

  - гранулирование плава;

  - охлаждение гранул;

  - обработки гранул поверхностно-активным веществом — диспер-гатором «НФ»;

  - очистка воздуха и сокового пара перед выбросом в атмосферу;

  - упаковка и хранение готового продукта.

   На  ОАО «АЗОТ»  введена модернизированная  схема АС-72, которая должна обеспечить дальнейшее повышение качества продукции, снижение капитальных затрат, уменьшение энергозатрат на производство продукции.

   Дальнейшее  повышение качества аммиачной селитры  необходимо для обеспечения возможности  ее бестарного хранения на заводе, бестарной  перевозки железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, длительного  хранения у потребителя без потери рассыпчатости  как в таре, так и насыпью.

  ОАО «АЗОТ» использует затратный метод ценообразования (метод, принимающий в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров), т.е. все затраты, подтвержденные  документами бухгалтерии, включаются в себестоимость. До недавнего времени формирование ценовой политики предприятия было пассивным, существовал огромный разрыв между нужной величиной продаж и величиной средних затрат.

  У предприятия существовали следующие проблемы, ограничивающие   сбыт

и не способствующие получению прибыли:

  1. Не полное использование мощностей предприятия. Предприятие обладает двумя установками для производства аммиака, до недавнего времени работала только одна из них, обе установки потребляют газа примерно столько же, сколько одна. А продукции от двух установок получается в 1,5 раза больше.
  2. Предприятие страдает от эффекта масштаба. Не включение второй установки обуславливалось отсутствием платежеспособного спроса.
  3. Важную роль для завода играет сезонность. Так, в  сельскохозяйствен-ный сезон (май - сентябрь) наблюдается дефицит удобрений, в то время как декабре наблюдается проблемы со сбытом.

   Данные  проблемы существенно подорвали   финансовое   положение   пред -

приятия, которое характеризовалось следующими показателями:

  • непокрытый убыток прошлых лет – 854090 тыс. руб.
  • балансовая прибыль на 01.05.00 – 64768 тыс. руб.
  • кредиторская задолженность на 01.05. 00 – 1548865 тыс. руб.
  • задолженность федеральному бюджету на 01.05.00 – 47862 тыс. руб.
  • задолженность областному бюджету – 44000 тыс. руб.
  • местному бюджету – 17187 тыс. руб.
  • пенсионному фонду – 82832 тыс. руб.
  • по налогу на пользователей автодорог – 44915 тыс. руб.

 Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, руководством ОАО «АЗОТ» было заключено соглашение с ООО « Межрегионгаз» о дополнительных поставках газа на завод. По этому соглашению завод получает природный газ для производства, при этом рассчитывается с газовиками своей продукцией (карбамид, аммиачная селитра, аммиак) при чем дополнительные объемы своей продукции реализует по каналам ООО «Межрегионгаз».

   Газоснабжение осуществляется на согласованном уровне, что позволило предприятию выйти  впервые за последние годы в режим  рентабельной работы, за 4 месяца 2000 г. получена балансовая прибыль 64768 тыс. руб. Объем товарной продукции к соответствующему уровню прошлого года вырос в 2 раза. Стабилизация работы предприятия позволила коренным образом изменить возможности оплаты за потребленный природный газ. Можно составить калькуляцию на аммиачную гранулированную селитру (Таблица 3).

                                                                                                                          Таблица 3

     Калькуляция на селитру аммиачную гранулированную (ед.)                                                                                                 

Наименование  статей расхода На объем 40000 тонн На объем 60000 тонн
Полуфабрикаты собств. выработки 442.75 442.75
Вспомогательные материалы 0.06 0.06
Технологическое топливо 29.97 29.97
Основная  з/п. произв. рабочих 2.67 1.78
Отчисления  на соц. страх 1.03 0.68
Расходы на сод-е и экспл-ю обор-я 24.25 16.17
Цеховые расходы 20.30 13.53
Цеховая себестоимость 521.03 504.94
Общезаводские расходы 15.64 10.43
Итого себестоимость производства 536.68 515.37
Внепроизводственные расходы 20 20
Полная  себестоимость продукции 556.68 535.37
 

   Как можно увидеть, снижение себестоимости  составляет 556.68-535.37=21.31 руб. При таком  объеме производства данное снижение себестоимости является очень значительным. Экономический эффект от данного увеличения выпуска – (556,68-535,37)*60000= 1278600 руб.

    2.2.Политика ценообразования ОАО «АЗОТ»

   Для того чтобы иметь представление  о ценообразовании на ОАО «АЗОТ», необходимо иметь представление  о структуре управления отдела цен и ценовой политики (рис.6).

   

                                                    

                                                    

      Рис.6 Структура управления                

   Главной задачей отдела цен и ценовой  политики ОАО «АЗОТ» является разработка эффективной ценовой политики на основе контроля, анализа, разработки рекомендаций,  расчета и корректировки текущих цен с целью обеспечения надежной адаптации предприятия к колебаниям рыночной конъюнктуры, ценовой политики к изменениям внешней среды и внутренних факторов для обеспечения рентабельности хозяйственной деятельности предприятия. Основные обязанности начальника отдела цен и ценовой политики состоят в том, чтобы давать предложения об изменении цен в зависимости от эластичности спроса на данный вид продукции и уровня конкуренции, корректировать ценовую политику в зависимости от изменения политических, экологических, социальных и других внешних факторов, прогнозировать цены на сырье, материалы, работы и услуги, анализировать влияние цен на отклонения фактической себестоимости от расчетной (по видам продукции).             

   Так, ценовая политика ОАО «АЗОТ» строится следующим образом: 

  1. Цены исходя из фактической себестоимости, с учетом цен конкурентов, применяющиеся для внутреннего рынка.
  2. Экспортные цены, корректирующиеся в зависимости от мирового рынка азотных удобрений и цен на нем.
  3. Государственно-регулируемые цены, предназначенные для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
  4. Зачетные цены, формируемые по принципу «все равно возьмут», учитывающие неблагоприятное положение покупателей.
  5. Цены, направленные на политику вытеснения конкурентов, т.е. которые на первом этапе могут быть убыточными, с дальнейшим достижением рентабельности за счет объемов поставок.

   2.3.Выводы

   Таким образом, проанализировав ценовую  политику на ОАО «АЗОТ», в качестве рекомендаций по дальнейшему ее совершенствованию, необходимо сделать следующие выводы:

  • ценовая политика ОАО «АЗОТ» на данном этапе разработана в правильном направлении. Основными целями маркетинга, являются  обеспечение выживаемости, максимизация  прибыли, завоевание  лидерства по  показателям качества
  • в ценообразование предприятия  применяется затратный метод, однако учитывается существующая конъюнктура рынка
  • для дальнейшего снижения себестоимости продукции путем снижения стоимости закупок может способствовать ликвидация монополизма менеджера, ответственного за номенклатуру комплектующих, независимый конъюнктурный анализ внутренних и внешних предложений
  • целесообразно организовать постоянный динамический пересчет себестоимости, проводить ежемесячный анализ зависимости проданного объема продукции и цены продажи для последующего нормативного планирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    На  основе проведенной работы, сделаем  главные выводы:

   -  ценовая политика предприятия  в условиях рынка складывается из многих факторов, связанных с выбором конкретных целей ценообразования, повышения уровня производства, максимизации прибыли, укрепления рыночных позиций предприятия;

   -  решая вопрос об инициативном  изменении цен, фирма должна  тщательно изучить вероятные реакции потребителей и конкурентов;

   - необходимым для предприятия  является приобретение знаний  в этой области для выбора  правильного подхода в установлении  цен при выходе на рынок;

   - в целях достижения хороших  результатов в производственной и коммерческой деятельности предприятию необходимо также дальнейшее углубление такого рода знаний на основе изучения мирового опыта, специфики экономик других стран;

   - формированию эффективного ценообразования  в России мешает ряд факторов, такие как высокие налоги, сборы, платежи в фонды, импортные и экспортные пошлины, завышенные цены естественных монополий;   

   -   цена должна устанавливаться предприятием таким образом, чтобы с одной стороны, удовлетворить нужды и потребности покупателей, а с другой способствовать достижению поставленных целей, обеспечить поступление достаточных финансовых ресурсов.

    - для обеспечения эффективного  ценообразования фирма прежде  всего должна поставить перед  собой следующие цели:

  • обеспечение выживаемости;
  • максимизация текущей прибыли;
  • завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества товара. 
 
 

       СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  • Абрютина М.С. Ценообразование в рыночной экономике: Учебник. М.: Издательство «Дело и сервис», 2002.
  • Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебник. М.: Юрайт, 2004.
  • Голощапов Н.А. Цена и ценообразование: Словарь – справочник/ Под ред. В.И. Осипова. Обнинск: Викинг, 2000.
  • Горина Г.А. Виды цен и их классификация //Справочник экономиста, 2004.-№6- С. 41.
  • Иванова О. Моделирование механизма рыночного ценообразования // Маркетинг, 2001. - № 2 - С. 47-50.
  • Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. М.: БЕК, 1999.
  • Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс. М.: Республика, 1992г.
  • Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебник. М.: Инфра – М, 2001.
  • Слепов В.А.,Николаева Т.Е. Ценообразование: Учебное пособие. М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003.
  • Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. М.: Финстатинформ, 1999.
  • Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика: Учебник. М.: Экмос, 1997.
  • Экономика  предприятия / Под редакцией В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000 год.

Информация о работе Цены и ценообразование