Цены и ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель– исследование проблем ценообразования на уровне предприятия (фирмы).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
1.Методика ценообразования на предприятии………………………..…….5
1.1. Сущность цены и ее роль в рыночной экономике…………….…….5
1.2 . Функции цен…………………………………………………….……8
1.3 . Методы и принципы ценообразования………………………..…..11
1.4. Виды цен……………………………………………………………..13
1.5. Классификация цен………………………………………………….14
1.6. Ценовые стратегии предприятия…………………………………...22
1.7. Этапы процесса ценообразования………………………………….26
2.Опыт эффективного ценообразования ОАО "АЗОТ"……………….….29
2.1.Характеристика предприятия………………………………………..29
2.2.Политика ценообразования ОАО "АЗОТ"………………………….33
2.3.Выводы………………………………………………………………..34
Заключение……………...………………………………………………………36
Список литературы……

Файлы: 1 файл

Цены и ценообразование.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Филиал  ГОУ ВПО. «Иркутского Государственного Университета»

в г. Братске 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине: «Экономика предприятия» 

тема: «Цены и ценообразование» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка гр. Мз-02-2                                                                  
 
 

Проверила:

преподаватель                                                                              Аркадьева Л.Г. 
 
 
 

Братск 2006 

СОДЕРЖАНИЕ 

Список  литературы…….………………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Перед всеми фирмами, организациями встает задача назначения цены на свои товары или услуги. Цена выступает в разных ипостасях. Нас со всех сторон окружают цены. За жилье мы вносим квартплату, за учебу - плату за обучение, врачу выплачиваем вознаграждение. Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям, иначе их невозможно будет удачно продать на рынке. Поэтому фирма или организация должна выбрать правильную ценовую политику.

   На  мой взгляд, «ценовая политика предприятия» одна из основных тем, необходимых для подготовки экономистов всех без исключения специальностей. И особенно актуальной эта проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике.

   Как правило, в условиях рыночной экономики  коммерческий успех любого предприятия  во многом зависит от правильно выбранной  стратегии и тактики ценообразования  на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена-категория конъюнктурная. Сегодня она может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Поэтому ключевым понятием в этой работе, безусловно, является цена.

   Главная цель, которую я преследовала в  курсовой работе – исследование проблем  ценообразования на уровне предприятия (фирмы).

   Для достижения этой цели предполагаю решить следующие задачи:

    - определить сущность и роль  цены в рыночной экономике;

    - исследовать основные этапы процесса  ценообразования;

    - проанализировать возможные стратегии  ценовой политики предприятия;

    - изучить методологию процесса  ценообразования;

    - рассмотреть реальную практику  политики ценообразования на  примере ОАО «Азот».

 Данная курсовая  состоит  из введения,  теории, заключения,  списка   ли - тературы. В теории рассматриваются основные вопросы ценообразования: характеристика цены в условиях рыночных отношений, функции цен, а так же методология ценообразования, освещаются такие вопросы как виды и классификация цен, рассматривается факторы и порядок ценообразования, стратегические аспекты ценовой политики фирмы и исследован пример конкретного предприятия.

   Таким образом, активная ценовая политика может быть признана успешной в том случае, если она позволяет: восстановить и улучшить позицию предприятия на конкурентном рынке этого вида продукции, а также увеличить чистую прибыль предприятия.

   Поэтому фирмы, стремящиеся проводить грамотную  политику, прежде всего должны решить ряд задач:

   - получение максимальной прибыли;

   - завоевание рынка сбыта;

   - борьба с конкурирующими товарами;

   - рост объема производства и  продаж;

   - снижение затрат.

   В основу данной работы легли теоретические  и прикладные исследования в области  ценовой политики на уровне отечественных и зарубежных авторов, таких как И.В.Липсиц, Э.А.Уткин, И.К. Салимжанов, Ф.Котлер, К.Макконелл и С.Брю.

    Также использовались статистические данные периодических печатей и информационно-аналитических  обзоров рынка.   
 
 
 
 

1.Методика ценообразования на предприятии

  1.1.Сущность  цены и ее роль  в рыночной экономике

    С помощью цены решаются многие  задачи, что свидетельствует о  том, что в рыночной экономике  их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме  обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает.

   В современных условиях цены и ценообразование  становятся одним из основных элементов  развития рыночной экономики. Безусловно, мы привыкли к тому, что цена –  это категория рынка и, следовательно, для того чтобы понять сущность цен, необходимо их рассматривать в непосредственной увязке с рынком. Это является основной посылкой в понимании сущности цен, которая определяет их роль и значение в рыночной экономике.

   Прежде  всего, цена как конечный оценочный показатель товара аккумулирует в себе все понятия, составляющие фундамент товарных рынков. Фундаментом товарных рынков являются такие его понятия, как нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка. Как правило, изучение рынка, его анализ должны начинаться с глубокого осмысления перечисленных понятий.

   Кроме того, цена, как аккумулирующий показатель, является  и основной характеристикой  товара. Эффективность продукции, выпускаемой  предпринимателями, апробируется рынком, ценой ее реализации. Выгодна или невыгодна данная продукция, нужна она или не нужна – это подтверждается рынком и только ценой ее реализации на нем.

   Поскольку основной движущей силой рыночного  хозяйства является конкуренция, то цена, непосредственно связанная  с рынком, является инструментом рыночной конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала. И тем самым она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики.

   Однако, по мнению К.Маркса, (последовательного  сторонника стоимостной теории цены) цена – это денежное выражение стоимости товара   (работ, услуг),

поскольку стоимость любого товара составляет основу цены. Следовательно, здесь цена находится в прямой зависимости  от стоимости товара, а именно  с уменьшением стоимости цена товара снижается и, наоборот, с ее увеличением цена повышается.

   Одновременно  цена не только показывает, как эффективно используется труд, но в итоге определяет величину совокупных издержек производства  (себестоимости) продукции и размер прибыли, получаемой производителями  (продавцами) за счет производства и реализации товара.

   Таким образом, в общем виде цена

    Ц = С + П + Н,

      С - себестоимость (издержки производства) продукции;

    П - прибыль производителя (предприятия);

    Н – налоги, сборы, платежи, отчисления.

  Кроме того, в рыночной экономике функционирует механизм цен, связанный с законом спроса и предложения. Простая модель, по которой изучают взаимодействие спроса и предложения на рынке, существует почти 200 лет. На рынке согласно этой модели выделяют две основные силы – производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), которые соперничают между собой, пытаясь извлечь наибольшую прибыль. Цель продавцов – продать свои товары по более высокой цене и получить большую прибыль, а покупателей – приобрести нужные им товары с большей полезностью по низкой цене.

  Таким образом, рынок – это экономический  процесс, который путем столкновения интересов продавцов и покупателей (спроса и предложения) приводит к  образованию цены.

   Рынок можно выразить следующей схемой (рис.1): 

        

                        максимизация                                                 максимизация  

                            прибыли                                                         полезности

      Рис.1 Структура рынка       

   Из  представленной схемы можно сделать  такой принципиальный вывод: цена занимает центральное место в рыночных отношениях, гармонизируя разные экономические  интересы производителя и потребителя, приводя в действие спрос и  предложение.

  В соответствии с действующим законодательством (Налоговый кодекс РФ) рыночной ценой товара (работ, услуг) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (т.е. имеющих одинаковые характерные для них основные признаки) или однородных товаров, работ и услуг в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. При этом при определении и признании рыночной цены товара используются официальные и специальные источники информации об их рыночных ценах (справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены реальных контрактов, товарных аукционов и торгов), публикуемые в разных печатных изданиях, экономических газетах и журналах, бизнес-справочниках, фирменных каталогах, проспектах оптовой и розничной торговли.

  Итак, из выше изложенного следует, что рынок и цена – это категории, обусловленные товарным производством. При этом первичным является рынок, поскольку при товарном производстве экономические отношения складываются не в процессе производства, а в условиях рынка, на котором формируются товарно-денежные отношения и устанавливаются стоимостные категории. Как правило, цена товара, его полезность, качество и потребительские свойства проходят проверку рынком и окончательно формируются на нем, получая общественное признание.

   Следует добавить, что цена выражается в единицах определенной валюты

(национальной  или международной) за количественную  единицу товара. Уровень цены  формируется под влиянием ряда  не зависящих от участников  сделки объективных обстоятельств,  к которым относятся особенности товара, его конкурентоспособность, соотношения спроса и предложения на рынке, государственное регулирование цен, степень монополизации рынка, а также под воздействием субъективных обстоятельств – выбора определенного рынка, контрагента, времени, места и способа заключения сделки, знаний и опыта использования конъюнктуры рынка. 

   Экономическая сущность цены активно проявляется в ее специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов, которые в конечном счете определяют роль цен в хозяйственном механизме общества.

1.2. Функции цен

  В рыночной экономике цены выполняют  ряд функций. Функции цен характеризуются  совокупностью общих свойств, которые  объективно присущи ей как экономической  категории.

  Функции цены - это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания.

  Как правило, цены выполняют следующие основные функции:

  • учетно-измерительную;
  • регулирующую (сбалансирования спроса и предложения);
  • распределительную (перераспределительную);
  • способствующую рациональному размещению производства;
  • стимулирующую;
  • социальную.

  Выполняя  учетно-измерительную функцию, цены позволяют сопоставлять различные блага, несопоставимые по потребительским характеристикам. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек производства и реализации под воздействием различных рыночных факторов. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель - в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара  должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет бдагодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятий.

Информация о работе Цены и ценообразование