Теория цены и ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

Оглавление

Введение
Глава 1 Цена как экономическая категория
1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности цены
1.2 Функции цены в экономике
1.3 Виды цен
1.4 Методы ценообразования
Глава 2 Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
2.2 Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции
Глава 3 Ценообразование в российской экономике
3.1 Особенности ценообразования в российской экономике
3.2 Государственное регулирование процесса ценообразования в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Теория цены и ценообразования.docx

— 142.21 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет управления 

Кафедра экономической теории 
 
 

Курсовая  работа

на тему: Теория цены и ценообразования 

      Выполнил:

                студентка группы УП-1008

                Кутняк Е.А. 
                 
                 

           Проверил:

                д-р. экон. наук, профессор

                Дулин М.П. 
                 
                 

Краснодар 2012 
 
 

   СОДЕРЖАНИЕ

   Введение

   Глава 1 Цена как экономическая категория

   1.1 Основные  теоретические подходы к определению  сущности цены

   1.2 Функции  цены в экономике

   1.3 Виды  цен

   1.4 Методы ценообразования

   Глава 2 Ценообразование в условиях совершенной  и несовершенной конкуренции

   2.1 Ценообразование  в условиях совершенной конкуренции

   2.2 Ценообразование  в условиях несовершенной конкуренции

   Глава 3 Ценообразование в российской экономике

   3.1 Особенности  ценообразования в российской  экономике

   3.2 Государственное  регулирование процесса ценообразования  в России

   Заключение

   Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ

   Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь  это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению  и использованию валового внутреннего  продукта (ВВП) и национального дохода.

   Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

   Поэтому сегодня успех любого предприятия  во многом зависит от выбора стратегии  и способов ценообразования, методики установления цены, правильной постановки целей. Поэтому разработке ценовой  стратегии и способа ценообразования  должно уделяться самое пристальное  внимание со стороны руководства  предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке.

   Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

   Разработка  теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Яркими представителями, внесшими большой вклад в ее развитие, являются В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер, А. Маршалл.

   Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение цены и ценообразования  в рыночной экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1 Цена как экономическая категория 

   1.1 Основные теоретические подходы  к определению сущности цены 

   Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь  это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению  и использованию ВВП и национального  дохода.

   Существуют  две основные теории цены. По мнению сторонников одной теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить  за товар определенной полезности. Отсюда цена – денежное выражение  стоимости товара.

   Чем же определяется размер цены товара? Это  самый сложный вопрос экономической  теории, который до сих пор вызывает ожесточенные споры двух диаметрально противоположных школ.

   Разработка  теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой  были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

   Наиболее  последовательным сторонником стоимостной  теории цены является К. Маркс с его  учением об абстрактном труде  как объективной субстанции стоимости [1].

   Содержание  трудовой теории стоимости можно  кратко изложить в следующих основных положениях:

   1) Разнородные продукты рыночного  обмена имеют одинаковое внутреннее  содержание — стоимость. Поэтому  на рынке они приравниваются  друг к другу в определенной  меновой пропорции.

   2) Стоимость товаров создается  общественным трудом производителей. Стало быть, стоимость — воплощенный  в товаре общественный труд. А  равенство продуктов по их  стоимости означает, что в них  заключено одинаковое количество  труда.

   3) Труд, образующий стоимость, различается  по его сложности или качеству. Можно выделить простой (не  требующий какой-либо подготовки) и сложный (квалифицированный)  труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные знания и трудовые навыки. Потому в рыночном обмене товаров один час сложного труда может быть приравнен к нескольким часам простого труда.

   4) Сам труд измеряется с помощью  рабочего времени. Если труд  является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он  количественно измеряется в часах  работы.

   5) На изготовление одного и того  же вида продукта работники  обычно затрачивают неодинаковое  по величине индивидуальное рабочее  время. Ибо они имеют различные  условия производства, отличаются  по уровню квалификации, по степени  интенсивности трудовых усилий. Поэтому товары одного и того  же вида и качества, обычно  имеют разную по величине индивидуальную  стоимость.

   Но  на рынке товары не могут продаваться  по индивидуальной стоимости каждого  их владельца. Ведь в таком случае больше других выгадал бы человек, который  затратил на одинаковый продукт самое  большое по величине рабочее время (но это мог быть самый неискусный и ленивый). На рынке на изделия  одного вида и качества устанавливается  общественная (рыночная) стоимость. Стало  быть, трудовая теория стоимости раскрыла экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле «товаропроизводитель — общественный труд — товар — общественная стоимость — рыночная цена». Заметно, что здесь представлен взгляд на товарно-рыночные отношения лишь с одной стороны — с позиции товаропроизводителя и продавца продукта [2].

   Итак, стоимость – это воплощенные  в товаре общественно полезные затраты  труда, но не всякие, а только соответствующие  средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все  товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

   Таким образом, теория Маркса усматривает  в стоимости объективную основу цены, тем самым, различая стоимость  и цену [1].

   Австрийская школа предельной полезности (ее основатели К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер) дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Основные положения их теории таковы:

   1) Полезность нельзя отождествлять  с объективными свойствами блага. 

   2) Сам покупатель дает свою субъективную  оценку роли. определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.

   3) Ценность блага сводилась к  пониманию человеком значения  потребляемой вещи для его  жизни и благосостояния.

   В этом утверждении имеется определенная доля истины. Даже в одной семье  люди придают тому или другому  благу разную ценность для их жизни и благосостояния. Ведь не случайно сложились поговорки: «О вкусах не спорят», «На вкус и цвет товарища нет».

   Полезные  блага подразделяются на два вида:

   1) имеющиеся в безграничном количестве (вода, воздух и т. п.). Эти вещи люди не считают полезными для себя, поскольку они имеются в таком избытке, который не нужен для удовлетворения человеческих потребностей;

   2) являющиеся относительно редкими  и недостаточными для насыщения  сложившихся потребностей в них. Именно этим благам хозяйствующие лица приписывают ценность.

   На  практике, пожалуй, важно, что сравнительная  редкость благ должна приниматься в  расчет при установлении цен. Именно так это происходит, например, при  ценообразовании на продукцию земледелия, где имеется сравнительно мало хороших  по качеству земельных участков. Еще  в большей мере уникальность некоторых  благ оказывает воздействие на цены, когда на аукционах продаются  раритеты.

   В процессе личного потребления действует  закон убывающей полезности. Согласно этому закону степень удовлетворения потребности одним и тем же продуктом, если мы непрерывно продолжаем им пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение. Известно, что проголодавшийся человек с большим аппетитом съедает первый ломоть хлеба. Затем с каждым новым куском утрачивается полезность хлеба до тех пор, пока пропадает желание есть этот продукт. Все съеденное количество хлеба образует величину насыщения.

   Ценность  благ определяет предельная полезность, то есть субъективная полезность «предельного экземпляра», удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в  продукте данного рода.

   Предельная  полезность, а следовательно, и ценность блага, зависит от «запаса» (наличного количества) данного продукта и потребности в нем. Если при неизменной величине потребности увеличивается «запас», то предельная полезность вещи снижается. Когда «запас» уменьшается, то предельная полезность и ценность возрастают. Все это сказывается на величине рыночной цены продукта, которая прямо зависит от его предельной полезности. Похоже, что рыночная практика подтверждает данную зависимость. Так, в условиях относительной недостаточности какого-то продукта (уменьшения его «запаса») цена устанавливается на более высоком уровне, что, по существу, оправдывает покупку «предельного продукта».

   Как видно, основные положения теории предельной полезности отражают экономические  связи, которые можно представить  в формуле «потребитель — потребность  — полезность блага — его ценность — цена». Так, по-видимому, можно  оценивать товар и рыночные отношения  со стороны покупателя, потребителя.

   Таким образом, эта концепция объясняет  цену товара суммой денежных затрат в  наилучшем варианте использования  производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит  не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких  затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной вне стоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.

   Альфред Маршалл выдвигает тезис, что  человек не может создавать материальные предметы как таковые - он создает  полезности. Нетрудно предположить, что  в основе теоретических построений Маршалла лежит закон насыщаемых потребностей или закон убывающей  предельной полезности. Он формулирует  его следующим образом: "Общая  полезность для человека (совокупность приносимого удовольствия или иной выгоды) возрастает с каждым приращением  блага, но не с такой скоростью, с какой увеличивается этот запас". Это закон лег в основу его концепции ценообразования, пожалуй, самой знаменитой части экономического учения Маршалла. Но положение, что цена товара определяется исключительно его предельной полезностью уже было сформулировано представителями "австрийской школы". Новизна подхода заключалась в том ,что Маршалл разработал теорию цены, в которой попытался примирить концепцию ценообразования классической и австрийской школы. Так, в классической политической экономии имело место положение о естественной и рыночной цене товара, где последняя объяснялась временным отклонением от естественной цены товара под воздействием различных случайных обстоятельств. Естественная же цена определялась издержками производства и изменялась вместе с естественной нормой каждой из ее составных частей. По мнению представителей классической политической экономии, естественная цена как бы представляла собою центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров, и эта цена в долгосрочном периоде определялась издержками производства.

Информация о работе Теория цены и ценообразования