Теория цены и ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

Оглавление

Введение
Глава 1 Цена как экономическая категория
1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности цены
1.2 Функции цены в экономике
1.3 Виды цен
1.4 Методы ценообразования
Глава 2 Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
2.2 Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции
Глава 3 Ценообразование в российской экономике
3.1 Особенности ценообразования в российской экономике
3.2 Государственное регулирование процесса ценообразования в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Теория цены и ценообразования.docx

— 142.21 Кб (Скачать)

   Маршалл же разработал теорию цены, которая  представляла собой симбиоз издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения. Именно Маршалл  ввел в экономическую теорию понятия "цена спроса" и "цена предложения". "Цена спроса", по Маршаллу, определяется полезностью товара, при этом саму полезность он рассматривает как  максимальную цену, которую готов  уплатить за товар покупатель. Иными  словами, функция спроса на товар  зависит от предельной полезности, а цена спроса ни что иное, как денежная оценка желания [3].

   На  рисунке 1 представлено графическое  соотношение кривых спроса и предложения  относительно ценового фактора в  ситуации рыночного взаимодействия (точка пересечения кривых спроса и предложения показывает равновесную рыночную цену).

   

   Рисунок 1― Кривая спроса и предложения: «крест Маршалла» 

   Если  каждому количеству товара соответствует  определенная цена, устраивающая совокупного  потребителя (цена спроса), тогда этому  же количеству товара соответствует  тоже определенная цена, устраивающая совокупного производителя (цена предложения). Но чем выше цена предложения, тем  больше количество товара. Поэтому  кривая предложения пойдет так, как  линия SS на рисунке 1. Точка пересечения  обеих кривых означает ту цену р, при которой будет продано количество товара q. Это та цена, при которой готовность производителей изготовить определенное количество товара совпадает с готовностью потребителей купить это же самое количество. Это точка рыночного равновесия — точка равновесия спроса и предложения [4].

   В итоге спор между изложенными  концепциями сводится к следующему: что же определяет цену товара –  «предложение» (стоимость) или «спрос» (полезность)? Является ли полезность товара «функцией» его стоимости или, напротив, стоимость есть «функция» полезности товара? Современная экономическая  теория не оставляет надежды синтезировать  оба подхода к ценообразованию, совместив в цене «объективность» (стоимость) и «субъективность» (полезность) товара. Однако бесспорным является положение  о том, что количественное определение затрат на производство и реализацию товаров и услуг было и остается объективной потребностью и реальностью в любой общественно-экономической формации. Ведь очевидно, что объективный процесс формирования затрат в условиях рыночных отношений происходит на базе рыночных цен и требует возмещения всех расходов, связанных с осуществлением процессов производства и реализации товаров за счет доходов, полученных от их продажи [1]. 

   1.2 Функции цены в экономике

   Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен  и способы их реализации различаются  в зависимости от природы той  экономической среды, в которой  действуют, используются цены. Прежде всего имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

   Рассмотрим  основные функции цен.

   Функция учета и изменения затрат общественного  труда. Эта функция определяется сущностью цены как денежного  выражения стоимости. Цена выступает  тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных  процессов, измерения их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские  свойства товаров и услуг исходя из затрат труда. Цена показывает, во что  обходится обществу обеспечение  потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько  затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель – в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.

   Функция сбалансированности спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь  производства и потребления, предложения  и спроса. По цене можно судить о  наличии или отсутствии необходимых  пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в  хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным  изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя  его повышать качество и расширять  ассортимент товаров.

   Балансирующую функцию той или иной степени  выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) происходит и прилив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров или услуг. Использование балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики.

   Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что  устанавливается обратная зависимость  между рыночной ценой и количеством  покупаемых товаров. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров  или услуг зависит от уровня цен. Чем выше цена и характернее тенденция  к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При  уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда  не хватает каких-либо товаров и  услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает большое  количество товаров и услуг данного  вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.

   Характерно  и постепенное убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка. Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию  рыночного предложения этих товаров. Под предложением обычно понимают уже  имеющиеся возможности производства, потенциал ускоренного наращивания  мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение  характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством  товаров, производимых и предлагаемых к продаже. С повышением цен увеличивается  объем производимых товаров, и наоборот.

   Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения  товаров. По каждому товару цена свидетельствует  о необходимости либо сокращения его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения производства (если спрос  имеется). Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень  прибыли. Чем они выше, тем быстрее  растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах  или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска и продаж товаров. Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь на свободном рынке.

   Стимулирующая функция цены характеризуется ее взаимодействием на производство и  потребление разных товаров. Цена стимулирует  производителя через уровень  заключенной в ней прибыли. В  результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления  товаров.

   Посредством цен можно реально стимулировать  научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и  потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли  в цене, надбавками, скидками с цены.

   Функция распределения и перераспределения. Эта функция цены связана с  отклонением ее от стоимости в  рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения  и перераспределения национального  дохода между регионами, отраслями  экономики, ее секторами, различными формами  собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными  группами населения. Данная функция  цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную  стоимость и другие формы изъятия  налогового характера, поступающие  в бюджет.

   С помощью цены перераспределяется создаваемая  стоимость между производителем и потребителем, между отдельными слоями общества. Особенно рельефно эта  функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Применение цен в качестве средства перераспределения  национального дохода предпочтительно  тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве.

   Функция цены как средство более рационального  размещения производства. С помощью  механизма цен происходит перелив  капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.

ФУНКЦИИ ЦЕНЫ

 
 

    распределительная

    контрольная

     
 
 
 

    балансирования  спроса и предложения

    учета и измерения  затрат

     
 

    стимулирующая

     
 
 

   Рисунок 2 – Функции цены 
 

   1.3 Виды цен

   По  ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен.

   1) Виды цен в зависимости от  сфер торговли

   На  цены накладывает отпечаток вид  торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операция и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

   Оптовыми  называются цены, по которым продукция  реализуется крупными партиями, в  условиях так называемой оптовой  торговли. Система оптовых цен  применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

   Розничными  принято называть цены, по которым  товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в  условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом  объеме каждой продажи. По розничным  ценам обычно реализуются товары народного потребления населению  и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям.

   Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой  компенсируются издержки обращения  в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

   Закупочные  цены – это цены государственных  закупок продукции у предприятий, организаций, населения.

   Определенной  спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование ценна услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.

   2) Виды цен, различающиеся степенью  и способами регулирования

   По  степени и способу регулирования  цены разделяются на группы:

   - жесткофиксированные (назначаемые);

   - регулируемые (изменяемые);

   - договорные (контрактные);

   - свободные (рыночные).

   Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими  государственными органами, их уровень  фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой  экономике назначаемые цены имеют  широкое распространение, они известны под названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их. В основе такого ценообразования обычно лежит затратный принцип, то есть цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к которым прибавляется нормативная прибыль или из которых вычитается государственная ценовая дотация.

Информация о работе Теория цены и ценообразования