Теория цены и ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

Оглавление

Введение
Глава 1 Цена как экономическая категория
1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности цены
1.2 Функции цены в экономике
1.3 Виды цен
1.4 Методы ценообразования
Глава 2 Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
2.2 Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции
Глава 3 Ценообразование в российской экономике
3.1 Особенности ценообразования в российской экономике
3.2 Государственное регулирование процесса ценообразования в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Теория цены и ценообразования.docx

— 142.21 Кб (Скачать)

   Органы  ценообразования субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую  работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен на местных  рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают  на своей территории за счет средств  местного бюджета фиксирование и  регулирование цен на отдельные  социально значимые товары, изготовляемые  и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.

   Основные  направления государственной ценовой  политики в России: во-первых, последовательное проведение либерализации цен и  тарифов. Причем либерализация цен  должна быть увязана с развитием  конкуренции на товарных рынках России. Последнее является условием повышения  эффективности рыночной экономики.

   Во-вторых, осуществление государственного регулирования  цен и тарифов в отраслях, относящихся  к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы  предупредить со стороны субъектов  естественных монополий завышение  цен и тарифов на свою продукцию  и сокращение объемов производства, нужно государственное регулирование. Правительство Российской Федерации  принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.

   В настоящее время разграничена компетенция  в регулировании цен между  федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном  уровне сохраняется регулирование  цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

   Политика  регулирования цен в сфере  естественных монополий является важнейшим  условием для поддержания низкого  уровня инфляции в промышленности и  создания условий для экономического роста – повышения конкурентоспособности  отечественной продукции путем  снижения затрат на производство.

   На  продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий  государственное регулирование  цен и тарифов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

   Права органов исполнительной власти в  части регулирования цен в  значительной степени увязаны с  возможностями их бюджетов.

   Расширение  прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия  на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т. д.), с  тем, чтобы не допускать их необоснованного  завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности  бюджета [12].

   3.2 Государственное регулирование  процесса ценообразования в России 

   Государственное регулирование цен имеет своей  главной целью защиту экономики, а также населения от стихийных  проявлений экономических законов  рыночной экономики. Как бы не утверждалось о преимуществах свободного ценообразования, однако вся история развития рыночной экономики в промышленно развитых странах свидетельствует о том, что без вмешательства государства  в управление экономикой и ценами невозможно добиться нормального сбалансированного  развития народного хозяйства. Об этом свидетельствует и современная  практика ценообразования в странах  с развитой рыночной экономикой. Примером таких стран являются США, Япония, Франция, Финляндия и ряд других.

   Что касается России, то можно с достаточной  уверенностью утверждать, что розничные  цены на многие товары государством не регулируются и они постоянно растут, особенно на продукты высокого качества и медикаменты высокой эффективности, что делает их недоступными для основной массы населения.

   Государственное регулирование цен — это метод  управления ценами со стороны государства. В настоящее время ценообразование  в России носит во многом стихийный  характер, что является одной из основных причин относительно высокого уровня инфляции и роста цен. Между  тем, ценообразование является весьма важным и эффективным элементом  рыночного механизма, умело пользуясь  которым можно успешно решать многие экономические и социальные проблемы.

   В настоящее время в Российской Федерации вопросами ценообразования  занимаются много органов. К ним  относятся: органы ценообразования  Минэкономразвития РФ, Федеральная  служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба [13].

   Государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и  установления фиксированных цен  производителями товара, представителями  оптовой и розничной торговли. Независимо от того, насколько «обоснованы» эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие  нарушения получили название «горизонтальное  фиксирование цен».

   Во  избежание подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели  не должны: консультироваться или  обмениваться информацией с конкурентами о ценах, скидках, условиях реализации и кредита; подвергать осуждению  цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами о временном сокращении производства с целью поддержания высоких  цен. Исключение составляет договоренность о ценах, достигнутая под наблюдением  уполномоченного государством органа власти.

   Нарушением, преследуемым законом, является также  «вертикальное фиксирование цен». Оно  проявляется в том, что производители  или оптовая торговля требуют  продажи своего товара по конкретным ценам, контролируя таким образом розничные цены.

   Государство запрещает и ценовую дискриминацию, если она наносит ущерб конкуренции. Так, производители и оптовые  торговцы обязаны предлагать свой товар  разным покупателям – участникам каналов сбыта на одних и тех  же условиях. Ценовая дискриминация  допустима лишь в отношении товаров  различного качества, однако в этом случае от производителя требуется доказательство того, что в ценах строго учтены качественные различия [14].

   Государство также принимает меры по защите мелких магазинов от нечестной ценовой  конкуренции со стороны более  крупных. Запрещено продавать продукцию  по ценам ниже ее себестоимости с  целью привлечения покупателей  и устранения конкурентов. Оптовые  и розничные торговцы должны реализовать  продукцию по ценам, включающим издержки и фиксированный процент к  ним, а также покрывающим накладные  расходы и прибыль. В особенности  это относится к таким товарам, как хлеб, молочные продукты, спиртные напитки [15].

   По  официальным данным в результате проведенного территориальными управлениями ФАС России мониторинга ценообразования  на рынке тепловой энергии в 2007 году выявлено следующее:

   -в  57 регионах не выявлено нарушений  в процедурах ценообразования  на рынке тепловой энергии;

   -в  6 регионах (Московской, Нижегородской,  Рязанской, Свердловской, Томской  областях, Республике Удмуртия) регионах  выявлены признаки нарушения  пункта 1 статьи 5 Закона РФ «О  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» , а именно нарушения установленного порядка ценообразования на рынке тепловой энергии, в том числе при расчете платы за тепловую энергию приобретаемую жилищными организациями, конечным потребителем которой является население.

   В большей части субъектов РФ процедура  ценообразования соответствует  законодательно установленным нормам. Также необходимо отметить факт, что  в подавляющем большинстве регионов при тарифообразовании не применяется дифференциация по группам: «население» и «жилищные организации», что исключает возможности нарушений при применении тарифов при расчетах с жилищными организациями [16]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Цена  и ценообразование являются важной составной частью эффективности  деятельности предприятия.

   Установление  цены – один из важных элементов  прибыльности предприятия, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку  уровень и соотношение цен  на отдельные виды продукции,  оказывают  влияние на объемы совершаемых клиентами  закупок.

   В условиях рынка ценообразование  является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор  общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли, укрепления рыночных позиций  фирмы и многое другое. От цен  во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная  ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы  на рынке.

   Если  каждый экономист будет знать  структуру ценообразования, тогда  он сможет приблизиться ближе к цели которые предприятие ставит перед  собой, сможет увеличить прибыль  и удержаться на рынке, расширить  производство, уменьшить издержки и  прочее, но разумеется для достижения окончательных целей необходимо воссоединять знания не только о структуре, но и методах, и стратегиях ценового образования.

   Проанализировав основные методы расчета окончательной  цены товара, можно сделать вывод, что пользоваться одним только методом  в условиях рыночной экономики предприятию  не следует, так как это не всегда позволяет получить запланированную  прибыль.

   Процесс ценообразования очень сложен в  настоящее время. А при постоянно  изменяющейся рыночной конъюнктуре  грамотный экономист должен знать  все влияющие факторы и нюансы установления цены, для расширения и прибыльности производства в любой  сфере деятельности. 

   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

   1 Цены и ценообразование: Учебник  для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. – 304 с.―ISBN 5-7866-0152-8

   2 Агапова И.И. История экономической  мысли: учеб.-практич. пособие / Ассоциация авторов «Тандем».―М.: Издательство «ЭКМОС», 2005. ― 248с. ― ISBN 5-88124-009-8

   3 Бакалавр экономики: Хрестоматия  в 3-х томах. Т. 2. / Под общ. ред. В.И. Видяпина. ― М.: Триада, 1999. - 1050 с. ― ISBN 5-88443-062-0

   4 Цены и ценообразование: Учебник  для вузов / Под ред. В.Е. Есипова. 4-е изд. СПб.: Издательство «Питер», 2007.― 560с.― ISBN 5-94723-684-2

   5 Цены и ценообразование: Учебное  пособие / Желтякова И. А., Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. — СПб: Издательство «Питер», 1999.— 112с. ― ISBN 5-8046-0106-7

   6 Герасименко В.В. Ценообразование:  Учебное пособие / Герасименко  В.В.― М.: ИНФРА-М, 2008. ―427с. ― ISBN 978-5-16-002012-9

   7 Курс экономической теории: Общие  основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной  экономики: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича.— 2-е изд.— М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. — 832 с.― ISBN 5-86509-053-4

   8 Шуляк П.Н. Ценообразование: учеб.-практич. Пособие / Шуляк П.Н. ―8-е изд. ―М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. ―192с. ― ISBN 5-94798-590-Х

   9 Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3 Макроэкономика: Учебное пособие  / Седов В.В.― Челябинск, 2002.― 120с.―  ISBN 5-7271-0609-5

   10 Салимжанов И.К. Ценовая политика организации / И.К. Салимжанов // Финансы.―2006. ―№8. ― С.55-58. ― ISBN…….

   11 Колесников Ю.А. Основы государственной  политики в сфере регулирования  страховой деятельности в российской  федерации / Ю. А.Колесников // Финансы и право.―2007.―№1. ―С. 39-42. ―ISBN…….

   12 Салимжанов И.К. Конкуренция и ценообразование / И.К. Салимжанов // Финансы.―2005. ―№9. ― С.16-19. ― ISBN…….

   13 Салимжанов И.К. Рынок и регулирование цен / И.К. Салимжанов // Финансы.―2007. ―№7. ― С.68-70. ―ISBN…….

   14 Амосов А.И. Ценообразование и  социально-экономическая политика  в России / А.И Амосов // Экономика  и математические методы. ―2005. ―№7―С.111-118. ― ISBN…….

   15 Жилкина М.С. Финансовые, кредитные и страховые инструменты государственного регулирования экономических процессов / М.С. Жилкина // Финансовый бизнес. ―2007.―№1. ―С. 11-19. ― ISBN…….

Информация о работе Теория цены и ценообразования