Теория цены и ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

Оглавление

Введение
Глава 1 Цена как экономическая категория
1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности цены
1.2 Функции цены в экономике
1.3 Виды цен
1.4 Методы ценообразования
Глава 2 Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
2.2 Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции
Глава 3 Ценообразование в российской экономике
3.1 Особенности ценообразования в российской экономике
3.2 Государственное регулирование процесса ценообразования в России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Теория цены и ценообразования.docx

— 142.21 Кб (Скачать)

   Регулируемые  цены называются так потом, что их величина регулируется государственными органами. При регулировании воздействие  со стороны государства на цены носит  ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия  на изменение спроса и предложения  товара. К примеру, при необходимости  установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить  налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями  этой группы товаров, что приведет к  расширению спроса на товар и соответственно к повышению цен на него. Таким  же образом можно способствовать снижению цен.

   Регулирование цен по величине может также проводиться  путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности).. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий-монополистов.

   Договорные  цены – это цены, величина которых  определена предваряющим акт купли-продажи  соглашением, документально зафиксированным  контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в  договорах специальный раздел, в  котором оговаривается уровень  цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень (не выше или не ниже) либо связь с  государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, например, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

   Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного  ценового вмешательства государственных  органов, формируются по воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объему предложения товаров на рынке [17].

   3) Виды цен по способу установления

   Твердые (постоянные) цены устанавливают договоры и не меняются в течение всего  срока поставки продукции по данному  соглашению или контракту.

   Текущие цены — по ним осуществляется поставка продукции в данный период времени. Они могут меняться в рамках одного контракта и отражают состояние  рынка.

   Подвижная цена — цена, зафиксированная в  договоре с оговоркой о том, что  она может быть пересмотрена в  дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится  или понизится).

   Скользящая  цена устанавливается на изделия, требующие  длительного срока изготовления. Исчисляется в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений  в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.

   4) Виды цен с учетом фактора  времени

   Постоянная  цена — цена, срок действия которой  заранее не определен.

   Сезонная  цена — вид закупочных или розничных  цен на товары, носящие сезонный характер, определяется путем применения скидок с первоначальной продажной  цены, действует в течение определенного  периода времени.

   Ступенчатая цена — ряд последовательно снижающихся  цен на продукцию в заранее  обусловленные моменты времени  по предварительно определенной шкале.

   5) Виды цен по способу получения  информации об уровне цены

   Справочные  цены публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических  обзорах; используются в качестве ориентировочной  информации при установлении цен  на аналогичную продукцию или  при анализе уровней и соотношений  цен.

   Прейскурантные  цены — вид справочной цены, публикуемой  в прейскурантах фирм-продавцов.

   Расчетная цена применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам; рассчитывается и обосновывается поставщиком для  каждого конкретного заказа с  учетом технических и коммерческих условий данного заказа.

   6) Виды в зависимости от вида  рынка

   Аукционные  цены — цены публичной продажи  по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем  партию товаров (лот); устанавливаются  в результате изменения соотношения  между спросом и предложением.

   Биржевые  котировки — цены стандартизированного однородного товара (в том числе  ценные бумаги), реализуемого через  биржу.

   Цены  торгов — цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов  на поставку товаров или получения  подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным  в специальном документе (тендере) условиям.

   7) Виды цен по условиям поставки  и продажи

   Цена-нетто  — цена на месте купли-продажи.

   Цена-брутто (фактурная цена) определяется с  учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида “франко” и условий страховки).

   “Франко”  — данный термин означает, до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик  возмещает транспортные расходы [18]. 
 

   1.4 Методы ценообразования

   1. Затратные методы ценообразования  основаны преимущественно на  учете затрат на производство  и реализацию продукции. К затратным  методам ценообразования относятся:

   Метод полных издержек - это способ формирования цен на основе всех затрат, которые  списываются на единицу того или  иного изделия и к которым  добавляется необходимая фирме  прибыль. Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции которых практически гарантирован.

   Метод стандартных издержек позволяет  формировать цены на основе расчета  затрат по нормам с учетом отклонении фактических затрат от нормативных. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат.

   Метод прямых издержек - это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически  все условно-переменные затраты  зависят от объема выпускаемой продукции  и рассматриваются как прямые. Остальные затраты (косвенные) относятся  на финансовые результаты.

   2. Параметрические методы ценообразования  основаны на учете технико-экономических  параметров товаров. К  ним  относятся:

   Метод удельной цены основан на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное отделения цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных  оценок во избежание грубых ошибок.

   Метод баллов заключается в использовании  экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование  балльного метода при определении  конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму: отбор основных параметров; начисление баллов по каждому параметру; суммирование баллов по базовому и  искомому товару; расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов. Ценовой метод баллов лучше применять  при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, вкус и т.д.).

   Ценовой метод регрессии состоит в  определении эмпирических формул (регрессионных  уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества товара.

   Выделяют  следующие этапы ценообразовательного процесса на предприятии:

   определение базовой цены, (т.е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных  компонентов);

   определение цены с учетом скидок, наценок и  т.д. [7]

   Применяются основные методы расчета базовой  цены

   1. Метод полных издержек, или метод  Издержки плюс. К полной сумме  затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму,  соответствующую норме прибыли.  Если за основу берется производственная  с\с, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины.

   Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета  цен по традиционным товарам, а также  для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых  прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.

   2. Метод стоимости изготовления  Полную сумму затрат на покупное  сырье, материалы, полуфабрикаты  увеличивают на процент, соответствующий  собственному вкладу предприятия  в наращивание стоимости товара. Метод не применим для ценовых  решений на длительную перспективу;  огн дополняет метод полных издержек. Он применяется в специфических условиях и случаях принятия решений:

   о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства;

   об  отказе или продолжении конкурентной борьбы;

   об  изменении ассортиментной политики при определении наиболее и наименее рентабельных изделий;

   по  одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам.

   3. Метод маржинальных издержек  предполагает увеличение переменных  затрат в расчете на единицу  продукции на процент, покрывающий  затраты и обеспечивающий достаточную  норму прибыли. Обеспечиваются  более широкие возможности ценообразования:  полное покрытие постоянных затрат  и максимизация прибыли.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции 

2.1 Ценообразование  в условиях совершенной конкуренции 

Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка. Структура  рынка – это основные характерные  черты рынка, к числу которых  относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых  продавцов и выхода из него, доступность  рыночной информации.

Существуют  разнообразные варианты сочетания  элементов рыночной структуры, другими  словами, возможны разные модели рынка, в зависимости от которых предприниматели  либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет.

Обычно  выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая  конкуренция, олигополия, чистая монополия. Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует.

Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.

Совершенная (чистая) конкуренция – это соперничество  многочисленных производителей, при  котором влияние каждого участника  экономического процесса на общую ситуацию рынка настолько мало, что им можно пренебречь. В условиях совершенной конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Основными чертами совершенной конкуренции являются:

1) Очень  большое число независимо действующих  продавцов, обычно предлагающих  свою продукцию на высоко организованном рынке;

2) Стандартизированная  продукция. Конкурирующие фирмы  производят стандартизированную,  или однородную продукцию. При  данной цене потребителю безразлично,  у какого продавца покупать  продукт. Вследствие стандартизации  продукции отсутствует основание  для неценовой конкуренции, то  есть конкуренции на базе различий  в качестве продукции, рекламе  или стимулирования сбыта;

3) На  чисто конкурентном рынке отдельные  фирмы осуществляют незначительный  контроль над ценой продукции.  Это свойство вытекает из предшествующих  двух. В условиях чистой конкуренции  каждая фирма производит настолько  небольшую часть от общего  объема производства, что увеличение  или уменьшение ее выпуска  не будет оказывать ощутимого  влияния на общее предложение,  или, следовательно, цену продукта.

Информация о работе Теория цены и ценообразования