Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:30, курсовая работа
Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.
Введение
Глава 1 Цена как экономическая категория
1.1 Основные теоретические подходы к определению сущности цены
1.2 Функции цены в экономике
1.3 Виды цен
1.4 Методы ценообразования
Глава 2 Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции
2.2 Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции
Глава 3 Ценообразование в российской экономике
3.1 Особенности ценообразования в российской экономике
3.2 Государственное регулирование процесса ценообразования в России
Заключение
Список литературы
4) Свободное
вступление и выход из отрасли.
В условиях
чистой конкуренции для фирмы
спрос полностью эластичен от
цены. Это объясняется тем, что
на рынке действует большое
а)
P P S
D
P0 P0
D
0 0 Q
Q
Рисунок 3― Кривая спроса совершенно конкурентной фирмы (а)
и рынка (б).
Таким
образом, в условиях чистой конкуренции
ни одна фирма на рынке не играет
в ценообразовании заметной роли,
а цены складываются под воздействием
спроса и предложения. Фирмам приходится
ориентироваться на сложившийся
уровень цен. Однако и в данной
ситуации известны случаи кратковременного
воздействия на конъюнктуру рынка.
Для этих целей используют стратегию
«случайного» снижения цен, суть которой
состоит в установлении максимально высоких
цен и последующем их медленном снижении
до уровня рыночных. За тот небольшой период,
когда цены были высокими, фирме удается
продать какое-то количество товаров и
тем самым увеличить свой доход.
2.2 Ценообразование
в условиях несовершенной
Рынок монополистической конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Продукция не вполне взаимозаменяема и различается не только по физическим характеристикам, качеству, оформлению, но и по потребительским предпочтениям. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен. Рынку монополистической конкуренции присущи три характерные черты: острая конкурентная борьба между фирмами; дифференциация товаров, выпускаемых фирмами-конкурентами за счет различий как по потребительским свойствам, так и по предоставляемым неодинаковым дополнительным услугам; сравнительная легкость проникновения на рынок. Особенность маркетинга в этих условиях состоит в выявлении специфических потребностей покупателей разных сегментов рынка. Большую роль при этом играют реклама изделия, присвоение товарам марочных наименований.
В условиях монополистической конкуренции фирма определяет цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом используются разные стратегии ценообразования.
Наиболее распространенная стратегия - установление цен по географическому принципу, когда продукция, изготовляемая фирмой, реализуется потребителям в различных частях страны по разным ценам. Для этого используются разные варианты установления цены. От этой стратегии отличается стратегия определения цен в рамках товарной номенклатуры.
Стратегия цен «выше номинала» может быть использована при сильном дифференцированном покупательском спросе. Покупателям с высоким уровнем доходов фирма предлагает товары категории «люкс» по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпускаются обычные товары, реализуемые по сниженным ценам. Эта стратегия требует от фирмы, использующей ее, строгого контроля за конкурентами.
Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно. В этих условиях каждый участник чутко реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и очень осторожно относится к изменению цены на свою продукцию.
В условиях
олигополистической конкуренции применяется
множество стратегий
На рынке
чистой монополии господствует только
один продавец. Это может быть частная
фирма или государственная
Частная фирма-монополист сама устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других фирм.
Обладая большой свободой в установлении цен, фирма все же определяет оптимальный уровень цены, исходя из спроса на свою продукцию.
Поскольку
монопольное предприятие
P
A
P1
B
P2
0 Q
Q1 Q2
Рисунок 4 ― Выбор монополиста между снижением цен и увеличением объема производства
Площадь P1AQ1О – валовой доход от реализации Q1 объема продаж; P2BQ2О – валовой доход от реализации Q2 объема продаж. С увеличением объема производства с Q1 до Q2 валовой доход возрастает на величину площади FBQ2Q1 и одновременно уменьшается на Р1АFР2.
Таким
образом, при определении, как установить
объем выпуска, монополист должен иметь
в виду, что по мере расширения своего
производства он не только что-то приобретает
(стоимость дополнительно
Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Следуя этому принципу, фирма продает товар или услугу по разным ценам, независимо от различий в издержках. Дискриминационные цены существуют в разных формах. Их дифференцируют:
-
по группам покупателей –
-
по варианту товара или услуги
– разные варианты товаров
и услуг продаются по
-
по территориальному принципу
– товар реализуется в разных
местах и по разным ценам,
несмотря на то, что издержки,
связанные с доставкой,
-
по времени – цены на товар
и услуги различны по сезонам,
месяцам, дням недели и даже
времени суток; так, плата за
междугородные телефонные
Стратегия множественных цен основана на том, что фирма-монополист назначает для каждой группы покупателей максимально высокую цену. Однако в некоторых развитых странах эта стратегия запрещена законом.
Фирме-монополисту
не всегда выгодно прибегать к
установлению высокой цены, этим она
может привлечь конкурентов или
вызвать государственное
В
реальной экономике не существует ни
одного типа рынка в чистом виде.
Фирма может одновременно выступить
с одним своим товаром на рынке
чистой монополии, а с другим –
на высококонкурентном рынке; в недрах
олигополии возможно появление как монополий,
так и свободной конкуренции. Сам по себе
анализ типа рынка не может дать готовых
рецептов установления цен. Однако такие
исследования необходимы для определения
принципов ценообразования в зависимости
от соотношения спроса и предложения [9].
Глава
3 Ценообразование в российской экономике
3.1
Особенности ценообразования в
российской экономике
Основная
цель деятельности государства в
социальной рыночной экономике состоит
в поддержании социально-
свободы,
конкуренции и частной
В
соответствии со ст. 71 Конституции РФ
в ведении Российской Федерации
находятся основы ценовой политики.
На основании этого положения
президент совместно с
Политика цен – это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.
Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
В
структуре органов
Будучи
центральным органом
На
уровне субъектов Российской Федерации
вопросами ценообразования