Цены и ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель– исследование проблем ценообразования на уровне предприятия (фирмы).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
1.Методика ценообразования на предприятии………………………..…….5
1.1. Сущность цены и ее роль в рыночной экономике…………….…….5
1.2 . Функции цен…………………………………………………….……8
1.3 . Методы и принципы ценообразования………………………..…..11
1.4. Виды цен……………………………………………………………..13
1.5. Классификация цен………………………………………………….14
1.6. Ценовые стратегии предприятия…………………………………...22
1.7. Этапы процесса ценообразования………………………………….26
2.Опыт эффективного ценообразования ОАО "АЗОТ"……………….….29
2.1.Характеристика предприятия………………………………………..29
2.2.Политика ценообразования ОАО "АЗОТ"………………………….33
2.3.Выводы………………………………………………………………..34
Заключение……………...………………………………………………………36
Список литературы……

Файлы: 1 файл

Цены и ценообразование.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

  Регулирующая  функция цены заключается в том, что цена проявляет себя как инструмент регулирования экономических процессов-уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Кроме того, цена выступает в качестве срадства влияния на производство и потребление и их взаимосвязи. Регулирующую функцию в той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. Например, в условиях свободного рынка, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Между тем на рынках неограниченной конкуренции цена равновесия устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса.

  Распределительная (перераспределительная) функция цены предполагает перераспределение созданного общественного продукта между сферами экономики, хозяйственными звеньями, регионами и различными группами населения. Государство, например, поддерживает уровень цен на легковые автомобили, алкогольную и табачную продукцию на уровне, значительно превышающем уровень затрат. Доходы от этого превышения используются для поддержания относительно низких цен на товары первой необходимостию.

  Способствующая рациональному размещению производства функция цены. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал.

   Стимулирующая функция цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.

   Посредством цен можно стимулировать:

   - научно-технический прогресс (внедрение  новой технологии и т.д.);

   - экономию затрат ресурсов;

   - улучшение и совершенствование  качества продукции;

   - изменение структуры производства  и потребления.

   Как правило стимулирование осуществляется за счет повышенного уровня прибыли  в цене, надбавок и скидок к основной цене.

   В настоящее время в условиях развития рыночной экономики задачей первостепенной сложности является стимулирование производства конкурентоспособных товаров как для внутреннего, так и для внешнего рынка.

   Социальная  функция цены главным образом заключается в том, что с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг, происходит перерапределение национального дохода между фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Другими словами от величины цен зависит уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, т.е. социальное положение населения.

   Следует помнить, что от решения социальных вопросов напрямую зависит общественно-политическая ситуация как в определенном регионе,так и в стране в целом. 

   Итак, расмотрев функции цен, следует  отметить, что цена-это прежде всего  инструмент регулирования экономических  процессов в сфере производства, обмена, обращения и реализации продукции, при этом она всегда воздействует на экономические интересы.

   Все рассмотренные функции цены взаимосвязаны  и  проявляются только в системе  разных цен, а не в отдельно взятой цене конкретного товара.

        1.3.Методы и принципы ценообразования

   Согласно  наиболее распространенной точке зрения методология ценообразования есть совокупность общих правил формирования цены, связанных в основном с макроэкономическими особенностями хозяйственной системы, а также с разными сферами ценообразования. В связи с этим методологические принципы могут быть общими как для экономики в целом, так и для групп родственных отраслей, производств. Общие методологические правила определяются законодательными и правительственными органами страны.

   Первым  важнейшим элементом методологии  являются методы, которые различаются  в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Различают следующие методы: затратный, агрегатный, метод структурной аналогии, метод удельных показателей, закрытых торгов, балловый и аукционный методы, а также метод следования за лидером.

   Кроме того, есть, например методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании природно-географического фактора и др.

   Следующим важным элементом методологии являются принципы, которые тесно связаны  с методами.

   Принципы  ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

   Важнейшими  принципами ценообразования являются:

  • научность обоснования цен;
  • целевая направленность цен;
  • непрерывность процесса ценообразования;
  • единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

   Принцип научности обоснования  цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса  и предложения.

   В связи с этим необходимо выявить  тенденции развития производства на перспективу, спрогнозировать изменении  е уровня издержек, спроса, качества товаров, учесть разнообразную информацию, в том числе экономическую, при  установлении цен.

   Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например социальная защита населения или целевая ориентация цен на освоение новой эффективной продукции, повышение ее качества. С этой целью на определенный период времени на принципиально новые виды продукции устанавливаются повышенные цены, обеспечивающие максимальную прибыль.

   Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

   Принцип непрерывности процесса ценообразования определяется его динамичностью и проявляется, во-первых, в том, что продукция на каждом этапе движения от сырья до готового изделия имеет цену; во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших и освоением новых видов товаров. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.

   Принцип единства процесса ценообразования  и контроля за соблюдением цен состоит в государственном регулировании цен на продукцию и услуги отраслей и предприятий-монополистов в сфере транспорта, связи, газа, электроэнергии, коммунального хозяйства и некоторых других.

   В связи с этим выполнение всех общих  правил, рекомендаций, положений по ценообразованию, предусмотренных в законодательном и правовом порядке, является обязательным условием государственной дисциплины цен. В случае нарушения дисциплины цен на предприятии или в организации на виновников налагаются административные и экономические санкции (штрафы и др.).

   При этом различаются два вида контроля:

  1. Государственный, осуществляемый государственными органами ценообразования - федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам.
  2. Общественный, проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации законом о защите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю над ценами со стороны обществ потребителей. 

   Итак, в рыночных условиях цена – это основной результативный показатель деятельности предприятия, который необходимо рассматривать не абстрактно-изолированно, а в системе различных взаимосвязей, в том числе общегосударственных. Это относится ко всем сторонам предпринимательской деятельности как на отечественных рынках, так и во внешнеэкономической деятельности. 

    1.4.Виды цен

   В современной ценовой среде действуют  разные системы цен, которые формируются  в зависимости от особенностей и  масштаба обслуживания современных  рынков.

   На  основе этого выделим существующие виды цен:

     - мировые цены  - цены, обслуживающие международный рынок в целом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рынка;

     - цены международных региональных рынков - цены, являющиеся конкретной формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные рынки (базовые) рынки, на которых наблюдается наибольшее сосредоточение международных центров купли-продажи товаров;

     - национальные (внутренние) цены - цены, обслуживающие националь-ную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны;

     - цены в международном  совместном бизнесе  - цены, обслуживающие товарообороты в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями, других форм международного совместного бизнеса;

    - внешнеторговые цены – цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции2.

   Как правило, изменение структуры одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен. Это главным образом обусловлено взаимосвязью элементов рыночного механизма и субъектов рынка.

1.5.Классификация цен

В зависимости  от ряда экономических признаков все цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям.

  • Классификация цен по степени регулируемости

    В условиях рыночных отношений одним из важных  классификационных признаков цен является  степень их свободы от регулирующего  воздействия государства. Значительная часть цен является свободной, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения, независимо от какого – либо государственного влияния.

     Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции, фиксированные цены. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.

      Наиболее соответствующими природе рыночных отношений являются свободные цены, однако полностью перейти только к ним невозможно. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся  экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам. Сфера действия свободных цен с 1 января 1992г. после либерализации цен была резко расширена. На подавляющее большинство товаров в настоящее время действуют свободные цены.  

  • Классификация цен по характеру экономического оборота

   По  этому признаку цены подразделяются на следующие виды:   

  • оптовые цены на продукцию промышленности;
  • цены на строительную продукцию;
  • закупочные цены;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • розничные цены;
  • тарифы и платные услуги населению;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.

     Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями, нередко со сменой форм собственности.

Информация о работе Цены и ценообразование