Цены и ценообразование

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель– исследование проблем ценообразования на уровне предприятия (фирмы).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………......3
1.Методика ценообразования на предприятии………………………..…….5
1.1. Сущность цены и ее роль в рыночной экономике…………….…….5
1.2 . Функции цен…………………………………………………….……8
1.3 . Методы и принципы ценообразования………………………..…..11
1.4. Виды цен……………………………………………………………..13
1.5. Классификация цен………………………………………………….14
1.6. Ценовые стратегии предприятия…………………………………...22
1.7. Этапы процесса ценообразования………………………………….26
2.Опыт эффективного ценообразования ОАО "АЗОТ"……………….….29
2.1.Характеристика предприятия………………………………………..29
2.2.Политика ценообразования ОАО "АЗОТ"………………………….33
2.3.Выводы………………………………………………………………..34
Заключение……………...………………………………………………………36
Список литературы……

Файлы: 1 файл

Цены и ценообразование.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

   В свою очередь оптовые цены на продукцию  промышленности подразделяются на два  подвида: оптовые цены предприятия  и оптовые (отпускные) цены промышленности.

   1)Оптовые цены предприятия-цены изготовителей продукции, по которым они реализуют произведенную продукцию потребителям-другим предприятиям и организациям. Реализуя свою продукцию, предприятия или фирмы должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволила бы им функционировать в условиях рынка (рис.2).

        Издержки

          себестоимость

            ( продукции)

                                                                                  

                                           

                                                    Оптовая цена предприятия 

    Рис 2. Состав оптовой цены предприятия

   Цена  изготовителя продукции обращена к  производству, тесно связана с  ним. Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя  является трансфертная цена, которая применяется при коммерческих операциях между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Использование трансфертных цен может существенно на конкурентоспособность фирмы. 2)Оптовые (отпускные) цены промышленности-цены, по которым предприятия или организации   -   потребители         оплачивают продукцию    предприятиям-

производителям  или сбытовым (оптовым) организациям.

   Если цены изготовителей продукции больше тяготеют к производству, то оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой торговлей).

      Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок), которая формируется на базе биржевой копировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

      Таким образом, цены различаются  в зависимости от того, на какой  стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения. Изобразим  эти стадии следующим образом (рис. 3):

     Рис.3 Виды цен по стадиям товародвижения

  Каждый  последующий вид цены включает в  себя в качестве составной части  предыдущий.

  Цена  на продукцию строительства, имеет три вида: сметную цену, прейскурантную, а также договорную цены на готовые строительные объекты. Главным образом по этим ценам ведется расчет между заказчиками и строительными организациями.

   Закупочные  цены   обслуживают   оборот   продукции   между   сельским хозяйством и промышленностью, сельским хозяйством и населением, населением и государством.

   На  основе закупочных цен  для хозяйств определяются средние цены фактической реализации. Закупочные цены - договорные цены, устанавливаемые по соглашению сторон. Отличие закупочной цены от других

видов цен (оптовых и розничных) заключается  в том, что в ее состав не включается налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

   Тарифы  грузового и пассажирского  транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

     Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям; они, как правило, выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены показан на рис.3:

    

                     

    

      

    

    Рис.3 Состав розничной цены

  В состав розничной цены входят оптовая  цена, торговые надбавки, акциз (косвенный налог на потребителя, включаемый в цену товара), налог на добавленную стоимость.

    НДС, являясь также косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем. Процентная ставка НДС с 2000 г. Устанавливалась от 10% на отдельные продовольственные продукты и товары для детей и до 20% - на остальные товары (услуги). С 2004г. ставка НДС устанавливается в размере 18%.    

   Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, выражают растущие внешнеэкономические связи с другими государствами, в том числе ближнего зарубежья.

  • Классификация цен в зависимости от территории действия

   По  этому признаку различают:

    • Единые, или поясные, цены могут устанавливаться и регулироваться государственными органами. Речь идет о таких видах продукции, как, например, газ, электроэнергия и некоторые другие.
  • Региональные (зональные). Региональные цены могут регулироваться региональными органами власти и управления. Эти цены ориентируются при своем формировании на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе (цены и тарифы на большинство коммунальных услуг, а также закупочные цены на продукцию сельского хозяйства).
  • Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов

В зависимости  от этого экономического признака различают:

  • Единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод установления  предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок.
  • Зональные цены. При этом методе определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны.
  • Цены, определенные на основе базисного пункта. При этом методе предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию.
  • Классификация цен в зависимости от степени новизны товара

     Позволяет различать методы установления цен на новые товары и товары, реализуемые на рынке относительно продолжительное время. При выпуске новых товаров практика многих стран выработала целый ряд методов образования цен и стратегий ценообразования.

   Интересно отметить, что нередко используется так называемая психологическая цена. Определяя цену, продавец должен учитывать психологию ее восприятия потребителем. Цена на товар устанавливается ниже круглой суммы, например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т.д. В результате у покупателя создается впечатление точного  определения затрат на производство и недопустимость обмана, а также более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него, учитывается и такая особенность психологии покупателей: они любят получать сдачу. В действительности в выигрыше остается продавец.

   Еще одна разновидность цен на новые  товары – цена с возмещением издержек производства. В данном случае цены определяются с учетом фактических издержек производства и средней нормы прибыли на рынке или в отрасли. Цена устанавливается по формуле:

                 Ц = И + Р + Н (И + Р),     где.    И – издержки производства;

                  Р – административные расходы и расходы по реализации;

       Н – средняя норма прибыли на данном рынке или в отрасли.

      Престижная цена устанавливается на изделия очень высокого качества известной фирмы, обладающие уникальными свойствами.

     На товары, реализуемые на рынке продолжительное время, устанавливаются следующие виды цен:

  • Скользящая, или падающая, цена устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка;
  • Долговременная цена. Эта цена не подвержена изменениям на протяжении длительного времени;
  • Цены потребительского сегмента рынка устанавливаются на примерно

одни  и те же виды товаров и услуг, реализуемых  различным социальным группам населения  с неодинаковым уровнем доходов по разным ценам;

  • Гибкая цена быстро реагирует на изменение соотношения спроса и предложения на рынке;
  • Преимущественная цена;
  • Цены на изделия, уже снятые с производства. В данном случае цены выше, чем на обычные товары;
  • Ниже, чем у большинства предприятий, устанавливаются цены на товары, дополняющие другой товар, реализуемый по обычной цене.  Эти цены используются как реклама;
  • Договорные цены.  По ним покупателям предлагаются какие-либо скидки по сравнению с обычной ценой.

   Особую  группу образуют цены, используемые в учете и статистике. Как

правило, к основным задачам статистики цен относится наблюдение за уровнем и динамикой цен путем систематизации и определения их средних значений в динамических рядах.

    При проектировании технически  сложных изделий определяются  лимитные (предельно допустимые) цены. Научно-исследовательскими организациями, разрабатывающими прогнозы развития отраслей и производств используются прогнозные (ориентировочные) цены. Роль этих цен в условиях перехода к рыночным отношениям значительно возрастает.

  Делая вывод, отметим, что формирование и установление оптовых, закупочных, розничных, свободных, регулируемых и других видов цен осуществляется на основе ценовой политики государства и предприятия, законодательных и нормативных актов, ценовых факторов, сложившегося спроса и предложения, возможностей производителя и потребителя, качества и потребительских свойств товаров (услуг), а также на базе анализа себестоимости производства, размеров налогов, отчислений и сборов, изучения цен и качества товаров (услуг) конкурентов. 

  1.6. Ценовые стратегии предприятия

  Ценовая политика фирмы - важнейшая часть ее общей хозяйственной политики, обеспечивающая адаптацию фирмы к экономическим условиям.

   В условиях рыночной экономики коммерческие организации имеют реальную возможность проводить собственную хозяйственную политику, в том числе ценовую. В этой связи, анализ деятельности преуспевающих фирм показывает, что они, как правило, обладают и четкой политикой цен, и определенной стратегией ценообразования.

  Сама  же суть ценовой политики предприятия заключается в том, чтобы устанавливать на товары и услуги такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия.

   Одной из основных задач ценовой политики можно считать, скажем, поддержание цен несколько ниже уровня основных конкурентов, чтобы обеспечить ускоренный рост продаж по сравнению с общим темпом расширения рынка. Соответствующая этой политике стратегия ценообразования будет определять набор процедур и мероприятий, с помощью которых такая политика будет проводиться на практике.

   Формирование  стратегии ценообразования –  один из наиболее значимых аспектов функционирования предприятия в рыночной среде. Нужно  помнить, что цена - весьма тонкий инструмент рынка и с ней надо   обращаться   доста-точно осторожно. Непродуманные решения могут быстро сказаться на финансовых результатах или дать впоследствии отрицательный эффект.

   Итак, стратегия ценообразования - это выбор предприятием определенной динамики изменения исходной цены товара, направленный на получение наибольшей прибыли в рамках планируемого периода.

   Рассмотрим  классификацию стратегий ценообразования, предложенную Джерардом Дж. Тэллисом (США) (рис.4) .  
 
 
 

Информация о работе Цены и ценообразование