Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:48, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что разразившийся в 2008 году мировой экономический кризис диктует необходимость выявления причин его возникновения и формирования путей выхода экономики страны из кризисного состояния. Особая острота проявилась и проявляется в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния многих других, порождая так называемый эффект домино.
2.3.
АНАЛИЗ ПРИЧИН СНИЖЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ
ДОРОГИ» В УСЛОВИЯХ
КРИЗИСА
В ноябре 2008г. РЖД недополучено более 7,5 млн тонн грузов. Продолжаются отказы от перевозок грузов из-за падения спроса на ряд товаров и сырьё. В этой ситуации, по её мнению, необходимо наращивать перевозки высокодоходных грузов, в том числе наливных14.
Отрывочные данные о динамике производства в ноябре (производство электроэнергии, продукции черной металлургии, грузовые железнодорожные перевозки) говорят о значительном усилении кризиса в реальном секторе экономики. Особенно драматично ухудшение в черной металлургии. Например, производство чугуна снизилось в ноябре на 45% по сравнению с июлем-августом 2008 года.15
Динамика продукции черной металлургии и цемента говорит о том, что кризис в реальном секторе экономики больше всего поразил инвестиционный сектор (для черной металлургии сыграло большую роль и сокращение экспорта в два раза). В качестве обобщающей характеристики состояния экономики в ноябре может служить сокращение грузоперевозок по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 20%.16
При
восстанавливающемся внешнем
Только с середины года, по предварительным данным, общеэкономическая динамика стала позитивной. Резко ускорилось восстановление экспорта. С учетом сезонной составляющей его динамика в III квартале 2009 года возросла до 9,7%, что обусловило квартальный рост ВВП на 2,5%. Российская экономика, достигнув дна падения, начала выходить из рецессии.
Повышательный тренд продолжился в IV квартале 2009 года. Валовое накопление основного капитала выросло на 1% по сравнению с предыдущим кварталом (с исключением сезонного фактора). Кроме инвестиций, начали расти и расходы на конечное потребление домашних хозяйств: они увеличились на 1,3% относительно предыдущего квартала. В результате в последнем квартале 2009 года, по предварительной оценке, ВВП вырос на 5,1% (с исключением сезонного фактора).
Таким
образом, по предварительной оценке,
во второй половине 2009 года было соблюдено
техническое условие
С начала года дорогой отправлено без малого 182 млн. тонн грузов - это 100,7% планового задания, однако до уровня прошлого года не хватает 7,6%. Плановое задание по номенклатуре грузов не выполнено по коксу, цементу, нефтегрузам, цветной руде, метизам, и продовольственным грузам.
В условиях финансовой нестабильности пристального внимания требует работа с высокодоходными грузами. Выполнение плана погрузки грузов II и III классов за сентябрь превысило на 130 тыс. тонн, но этот результат хуже, чем за аналогичный период прошлого года, на 240 тыс. тонн. Увеличить объемы погрузки по высокодоходным грузам – сегодня для магистрали это задача номер один. Решив её, можно рассчитывать и на улучшение финансового положения дороги, и на рост благосостояния тружеников.
Грузооборот девяти месяцев дорогой выполнен на 101,8%, однако, это всего лишь 90,2% показателя прошлого года. Задание Правления на 2009 год 91,2% от уровня 2008 года.
Использование антикризисных мер позволяет не только избежать социальной напряжённости, но и подготовиться к увеличению объёмов работы.18
Президент Российской федерации Дмитрий Медведев заявил о завершении спада в экономике страны. “ Объем внутреннего валового продукта во 2 квартале 2009г. по отношению к 1 кварталу вырос на 7,5%, в 3 квартале по отношению ко 2 кварталу рост ВВП составил 1,5%. В 4 квартале по прогнозам Минэконом-развития темпы роста экономики страны ускорятся до 2,4%. Появились положительные тенденции в сфере промышленного производства, грузооборота и транспортной отрасли.19
В
сентябре и компании ОАО “РЖД”
удалось существенно снизить
глубину спада погрузки - до минус
11,3% к сентябрю прошлого года, а темпы
прироста самого массового груза - каменного
угля составили + 4,5%. При этом, в прошед-шем
месяце абсолютный объем среднесуточной
погрузки максимальный в текущем году
и превысил на 37% уровень января. Грузооборот
ниже уровня прошлого года на 1,2%. В целом
по итогам 9-ти месяцев снижение погрузки
составило 19,5%, грузооборота – 9,9% по отношению
к аналогичному периоду прошлого года20.
III.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
НА ПРИМЕРЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО
ВАГОННОГО ДЕПО БЕЛОВО
–СТРУКУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ДИРЕКЦИИ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ОАО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ
ДОРОГИ»
Основные подсистемы антикризисного управления предприятием.
1.
Подсистема диагностики и
2.
Подсистема маркетинга, включающая
в себя разработку
3.
Подсистема антикризисной
4. Подсистема управления персоналом (предполагает обновление части кадров, повышение квалификации работников, изменение системы управления персоналом, разработку более эффективных стимулов и санкций, улучшение трудовой и особенно технологической дисциплины, создание благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе).
5.
Подсистема производственного
6.
Подсистема финансово-
7.
Подсистема организационно-
Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:
- гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
-
склонность к усилению
-
диверсификация управления, поиск
наиболее приемлемых
-
снижение централизма для
- усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.
Антикризисное управление имеет особенности и в части его технологий:
- мобильность и динамичность в использовании ресурсов, проведении изменений и преобразований, реализации инновационных программ;
-
осуществление программно-
- повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;
-
усиление внимания к
-
использование антикризисного
В Эксплуатационном вагонном депо Белово при в ходе в кризис в целях недопущения массового увольнения работников, сохранения квалифицированных кадров и рабочих мест, своевременной выплаты заработной платы, установления единого режима работы в условиях падения объема перевозок, была разработана антикризисная программа на 2009г. с плановым заданием по экономии эксплуатационных расходов 67919тыс.руб. (таблица 3.1)
Таблица 3.1 Антикризисная программа на 12 месяцев 2009г.
№
п/п |
Ед.
Изм. |
Значение показателя |
Расходы по перевозкам, тыс.руб. | ||||||
Всего | ФЗП | Отчисл. на соц.нужды | Топливо | Эл.энергия | материалы | ||||
1. | Премия основная | тысруб | 6602 | 5273 | 1329 | ||||
2. | Надбавки рабочим за профмастерство | тысруб | 196,1 | 156 | 40 | ||||
3. | Совмещение профессий | тысруб | 81,8 | 66 | 16 | ||||
4. | Персональные надбавки | тысруб | 105,4 | 88 | 17 | ||||
5. | Предоставление административных отпусков | Чел-дн | 9280 | 16417 | 13197 | 3220 | |||
6. | Естественный отток | Чел-дн. | 137 | 9626 | 7630 | 1996 | |||
7. | Введение регламентированных перерывов | тысруб | 766 | 606 | 160 | ||||
8. | Введение режима неполного рабочего времени | Чел-дн. | 1575 | 5077,8 | 4029 | 1049 | |||
9. | Экономный расход топлива | тн | 12,9 | 232 | 232 | ||||
10. | Экономный расход электроэнергии | тыс.квт/ч | 96,2 | 159 | 159 | ||||
11. | Ужесточение контроля за использованием материалов | 21654 | 21654 | ||||||
12. | Повторное использование материалов на текущем ремонте | 7002 | 7002 | ||||||
Итого по мероприятиям | 67919 | 31045 | 7827 | 232 | 159 | 28656 |