Антикризисное управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что разразившийся в 2008 году мировой экономический кризис диктует необходимость выявления причин его возникновения и формирования путей выхода экономики страны из кризисного состояния. Особая острота проявилась и проявляется в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния многих других, порождая так называемый эффект домино.

Файлы: 1 файл

курсовик эк предприятия.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

      2.3. АНАЛИЗ ПРИЧИН СНИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 

     В ноябре 2008г. РЖД недополучено более 7,5 млн тонн грузов. Продолжаются отказы от перевозок грузов из-за падения спроса на ряд товаров и сырьё. В этой ситуации, по её мнению, необходимо наращивать перевозки высокодоходных грузов, в том числе наливных14

      Отрывочные  данные о динамике производства в  ноябре (производство электроэнергии, продукции черной металлургии, грузовые железнодорожные перевозки) говорят  о значительном усилении кризиса в реальном секторе экономики. Особенно драматично ухудшение в черной металлургии. Например, производство чугуна снизилось в ноябре на 45% по сравнению с июлем-августом 2008 года.15

      Динамика  продукции черной металлургии и  цемента говорит о том, что кризис в реальном секторе экономики больше всего поразил инвестиционный сектор (для черной металлургии сыграло большую роль и сокращение экспорта в два раза). В качестве обобщающей характеристики состояния экономики в ноябре может служить сокращение грузоперевозок по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 20%.16

      При восстанавливающемся внешнем спросе на российский экспорт внутренний спрос  продолжал медленно сокращаться. Резкое торможение роста доходов населения  существенно ограничивало потребительский спрос. (При стагнации заработной платы занятых вне бюджетной сферы рост совокупных доходов населения поддерживался за счет повышения оплаты труда бюджетников на 15% и пенсий на 8,7%). Из-за нисходящего тренда производства динамика инвестиций оставалась отрицательной.

      Только  с середины года, по предварительным  данным, общеэкономическая динамика стала позитивной. Резко ускорилось восстановление экспорта. С учетом сезонной составляющей его динамика в III квартале 2009 года возросла до 9,7%, что обусловило квартальный рост ВВП на 2,5%. Российская экономика, достигнув дна падения, начала выходить из рецессии.

      Повышательный тренд продолжился в IV квартале 2009 года. Валовое накопление основного капитала выросло на 1% по сравнению с предыдущим кварталом (с исключением сезонного фактора). Кроме инвестиций, начали расти и расходы на конечное потребление домашних хозяйств: они увеличились на 1,3% относительно предыдущего квартала. В результате в последнем квартале 2009 года, по предварительной оценке, ВВП вырос на 5,1% (с исключением сезонного фактора).

      Таким образом, по предварительной оценке, во второй половине 2009 года было соблюдено  техническое условие свидетельства  выхода российской экономики из кризиса. После рецессии, которая длилась  три квартала (IVквартал 2008 года и I – II кварталы 2009 года), на протяжении последующих двух кварталов ВВП России увеличивался (III – IV кварталы 2009 года). Предприятия и организации привыкают работать в новых воспроизводственных условиях, адаптируя к ним производство, инвестиции, сбыт и управление, разрабатывая антикризисные мероприятия, в первую очередь по снижению издержек, а также реструктуризации долговой нагрузки. Помимо улучшения экономической ситуации в различных регионах мира, сказывается эффект антикризисных монетарных, фискальных и инвестиционных мер властей по поддержке предприятий и населения. Тем не менее, несмотря на позитивные тренды, ждать быстрого достижения докризисных уровней производства, потребления и накопления не следует. Пока сложно судить, приобрела ли тенденция к восстановлению российского хозяйства необратимый характер и вошла ли экономика в фазу устойчивого роста17.

       С начала года дорогой отправлено без  малого 182 млн. тонн грузов - это 100,7% планового задания, однако до уровня прошлого года не хватает 7,6%.  Плановое задание по номенклатуре грузов не выполнено по коксу, цементу, нефтегрузам, цветной руде, метизам, и продовольственным грузам.

       В условиях финансовой нестабильности пристального внимания требует работа с высокодоходными  грузами. Выполнение плана погрузки грузов II и III классов за сентябрь превысило на 130 тыс. тонн, но этот результат хуже, чем за аналогичный период прошлого года, на 240 тыс. тонн. Увеличить объемы погрузки по высокодоходным грузам – сегодня для магистрали это задача номер один. Решив её, можно рассчитывать и на улучшение финансового положения дороги, и на рост благосостояния тружеников.

       Грузооборот девяти месяцев дорогой выполнен на 101,8%, однако, это всего лишь 90,2% показателя прошлого года. Задание  Правления на 2009 год 91,2% от уровня 2008 года.

     Использование антикризисных мер позволяет  не только избежать социальной напряжённости, но и подготовиться к увеличению объёмов работы.18

     Президент Российской федерации Дмитрий Медведев заявил о завершении спада в экономике страны. “ Объем внутреннего валового продукта во 2 квартале 2009г. по отношению к 1 кварталу вырос на 7,5%, в 3 квартале по отношению ко   2 кварталу рост ВВП составил 1,5%. В 4 квартале по прогнозам Минэконом-развития темпы роста экономики страны ускорятся до 2,4%. Появились положительные тенденции в сфере промышленного производства, грузооборота и транспортной отрасли.19

     В сентябре и компании ОАО “РЖД”  удалось существенно снизить  глубину спада погрузки - до минус 11,3% к сентябрю прошлого года, а темпы прироста самого массового груза - каменного угля составили + 4,5%. При этом, в прошед-шем месяце абсолютный объем среднесуточной погрузки максимальный в текущем году и превысил на 37% уровень января. Грузооборот ниже уровня прошлого года на 1,2%. В целом по итогам 9-ти месяцев снижение погрузки составило 19,5%, грузооборота – 9,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года20.  
 
 
 
 
 
 
 

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ВАГОННОГО ДЕПО БЕЛОВО –СТРУКУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» 

     Основные подсистемы антикризисного управления предприятием.

     1. Подсистема диагностики и прогнозирования  финансового состояния предприятия  в единстве с оценкой технико-технологических параметров производства с учетом морального и физического износа. Важна диагностика кризисных явлений на самом предприятии, что позволяет быстрее и с меньшими потерями осуществить антикризисное вмешательство. Еще более эффективным является прогнозирование возможных кризисных явлений и принятие предупредительных мер.

     2. Подсистема маркетинга, включающая  в себя разработку антикризисной  маркетинговой стратегии и тактики  как относительно профиля деятельности  предприятия в целом, так и  применительно к конкретным видам продукции.

     3. Подсистема антикризисной инвестиционной  политики, нацеленная на разработку  эффективной инвестиционной программы  сразу в нескольких разрезах: а) технико-технологической обоснованности  и эффективности инвестиционных  проектов; б) их финансовой окупаемости и рентабельности; в) нахождение источников финансирования и инвесторов, в том числе и при помощи получения гарантий под заемные средства со стороны достаточно мощных и надежных экономических структур или органов власти.

     4. Подсистема управления персоналом (предполагает обновление части кадров, повышение квалификации работников, изменение системы управления персоналом, разработку более эффективных стимулов и санкций, улучшение трудовой и особенно технологической дисциплины, создание благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе).

     5. Подсистема производственного менеджмента,  которая охватывает управление  технико-технологической стороной  производства.

     6. Подсистема финансово-экономического  менеджмента, использующаяся для управления финансовыми ресурсами и денежными потоками предприятий. Эта подсистема тесно связана с подсистемой финансовой диагностики.

     7. Подсистема организационно-управленческих  мер по ликвидации предприятия,  которая существует в нормальных условиях хозяйствования лишь в качестве потенциальной; однако если предприятие становится банкротом и нет возможности его оздоровить, эта подсистема превращается в реальную; правовая сторона этой системы досконально прописана в Законе о несостоятельности (банкротстве) предприятия; основу действия этой подсистемы составляет продажа имущества предприятия по рыночным ценам и погашение его долгов за счет выручки от реализации в соответствии с очередностью, установленной законом.21

     Кризисы различны, и управление ими также может быть различным. Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

     Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами:

     - гибкость и адаптивность, которые  чаще всего присущи матричным  системам управления;

     - склонность к усилению неформального  управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;

     - диверсификация управления, поиск  наиболее приемлемых типологических  признаков эффективного управления  в сложных ситуациях;

     - снижение централизма для обеспечения  своевременного ситуационного реагирования  на возникающие проблемы;

     - усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.

     Антикризисное управление имеет особенности и  в части его технологий:

     - мобильность и динамичность в  использовании ресурсов, проведении  изменений и преобразований, реализации инновационных программ;

     - осуществление программно-целевых  подходов в технологиях разработки  и реализации управленческих  решений;

     - повышенная чувствительность к  фактору времени в процессах  управления, осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;

     - усиление внимания к предварительным  и последующим оценкам управленческих  решений и выбору альтернатив  поведения и деятельности;

     - использование антикризисного критерия  качества управленческих решений  при их разработке и реализации.

     В Эксплуатационном вагонном депо Белово при в ходе в кризис в целях недопущения массового увольнения работников, сохранения квалифицированных кадров и рабочих мест, своевременной выплаты заработной платы, установления единого режима работы в условиях падения объема перевозок, была разработана антикризисная программа на 2009г. с плановым заданием по экономии эксплуатационных расходов 67919тыс.руб. (таблица 3.1)

     Таблица 3.1 Антикризисная программа на 12 месяцев 2009г.

п/п

  Ед.

Изм.

 
Значение показателя
Расходы по перевозкам, тыс.руб.
Всего ФЗП Отчисл. на соц.нужды Топливо Эл.энергия материалы
1. Премия основная тысруб   6602 5273 1329      
2. Надбавки рабочим  за профмастерство тысруб   196,1 156 40      
3. Совмещение  профессий тысруб   81,8 66 16      
4. Персональные  надбавки тысруб   105,4 88 17      
5. Предоставление  административных отпусков Чел-дн 9280 16417 13197 3220      
6. Естественный  отток Чел-дн. 137 9626 7630 1996      
7. Введение регламентированных перерывов тысруб   766 606 160      
8. Введение режима неполного рабочего времени Чел-дн. 1575 5077,8 4029 1049      
9. Экономный расход топлива  тн 12,9 232     232    
10. Экономный расход электроэнергии тыс.квт/ч 96,2 159       159  
11. Ужесточение контроля за использованием материалов     21654         21654
12. Повторное использование  материалов на текущем ремонте     7002         7002
  Итого по мероприятиям     67919 31045 7827 232 159 28656

Информация о работе Антикризисное управление предприятием