Антикризисное управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что разразившийся в 2008 году мировой экономический кризис диктует необходимость выявления причин его возникновения и формирования путей выхода экономики страны из кризисного состояния. Особая острота проявилась и проявляется в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния многих других, порождая так называемый эффект домино.

Файлы: 1 файл

курсовик эк предприятия.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

     5. Для антикризисного управления  особое значение имеет стратегия  развития.

     Стратегии антикризисного управления могут быть разными. Наиболее важные стратегии:

     - предупреждения кризиса, подготовки  к нему;

     - выжидания зрелости кризиса для  успешного его преодоления;

     - противодействия кризисным явлениям, замедления негативных процессов;

     - стабилизации ситуации посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;

     - рассчитанного риска;

     - последовательного вывода из  кризиса;

     - предвидения и создания условий  устранения последствий кризиса.

     Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса.

     Таким образом, антикризисное управление состоит не только в нейтрализации и преодолении кризисов, но и в профилактике возможности появления кризисных ситуаций. 

    1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСА В ОРГАНИЗАЦИИ
 

     Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее существованию. Кризисы являются показателем развития отдельного предприятия, которое может не соответствовать развитию других предприятий или отрасли в целом. Это обусловлено тем, что каждое предприятие имеет сугубо индивидуальное развитие, возможности и средства и подчиняется законам и принципам циклического развития всей социально-экономической системы. Оно имеет собственные циклы и кризисные ситуации.4

     Причины кризиса зависят от его факторов, поэтому они подразделяются на внешние и внутренние.

     Внешние причины - это угроза из вне, а так как социально-экономическая система находится во взаимодействии со множеством различных субъектов, то и структура внешних причин также имеет довольно усложненный вид.

     1. Социально-экономические факторы общего развития страны:

     а) рост инфляции; нестабильность налоговой  системы - изменение налоговой ставки или принятие новых налогов особенно сильно сказывается на предприятиях в начальный период своего развития;

     б) нестабильность правительственной системы - глубокие разногласия в государственных органах, из-за чего все другие трудности остаются в тени;

     в) разделение властей на оппозиции, что  влечет за собой беспорядочное принятие решений;

     г) снижение уровня доходов населения - это является основанием для роста социальной напряженности и, как следствие, появления социального кризиса. Как правило, правительство вынуждено идти на такие меры из-за экономических и финансовых кризисов в стране и важнейших отраслях, поскольку требуются большие средства для преодоления кризисных ситуаций;

     д) рост безработицы - результат экономических  и промышленных кризисов и причина  социальных кризисов.

     2. Рыночные факторы:

     а) нестабильность валютного рынка;

     б) усиление монополизма;

     в) сокращение сферы рынка.

     3. Прочие внешние факторы:

     а) политическая нестабильность;

     б) рост криминальных структур - эта проблема остается актуальной на протяжении уже  долго времени, несмотря на многочисленные меры правительства. От криминальных действий страдают как малые и крупные предприятия, так и отрасли в целом. Наибольшая опасность кроется в возглавлении крупных отраслей и предприятий людьми с низкими профессиональными навыками и отсутствием опыта, что обычно приводит к кризисной ситуации, причем довольно тяжелой;

     в) природно-климатические причины - кроются в стихийных бедствиях, наносящих большой урон всему сектору деятельности и государству в целом;

     г) стихийные бедствия опасны тем, что  могут вызвать сразу несколько  кризисов - экономический, социальный, экологический. В такой ситуации очень трудно сориентироваться и определить первоочередность задач. Как правило, ощущается нехватка средств, для чего приходится использовать резервные фонды.

     Внутренние  причины возникновения кризиса:

     1. Управленческие причины:

     а) разногласия между участниками управленческой структуры - если это легкие разногласия, то обычно все решается путем переговоров. Но бывают сложные ситуации, сочетающие в себе психологические факторы, личные интересы участников, несогласованность действий - это может привести к серьезным последствиям, таким как кризис;

     б) отсутствие динамики в управлении- с течением времени предприятие  или отрасль развиваются и  приобретают все большие масштабы и формы, для чего требуется более  разветвленная и дифференцированная сеть управления. Отсутствие гибкости приводит к «неуспеваемости» хода управления за развитием;

     в) высокий уровень коммерческого  риска - если предприятие или бизнес создавались в рискованных условиях, то управление может некоторое время  сдерживать темпы развития, боясь потерь. Это может привести к потере шанса занять место на рынке или постепенному «затуханию»; дела;

     г) недостаточное знание конъюнктуры  рынка - при образовании предприятия  следует провести внимательный анализ ситуации на рынке, исследование тенденций спроса и предложения и реальное оценивание своих возможностей в связи с этим. В процессе деятельности нужно Также постоянно следить за этими процессами для внесения изменений в организационную и производственную структуры для сохранения конкурентоспособности на рынке;

     д) сложности с учетными системами  для своевременного обнаружения  кризиса необходимо проводить анализ деятельности. Во многом это осуществляется через различные отчетные документы, отражающие прибыль, расходы, издержки, баланс и т. д. Предоставление этих документов должно проходить в точно установленные сроки, в противном случае можно пропустить первые признаки наступления кризиса;

     е) затруднения маркетинговых служб. Хорошо организованный маркетинг - половина успеха, так считают большинство  специалистов. Он помогает в повышении конкурентоспособности и раскрутке. Однако при недостаточной организации он может иметь противоположный эффект.

     2. Производственные причины:

     а) устаревшая техническая база - приводит к снижению производительности и  качества выпускаемой продукции, а значит, и спроса на нее;

     б) низкая производительность труда - связана  с отсутствием стимулов упорной  и эффективной работы: подходящих условий труда и оплаты труда, социальных гарантий, карьерного роста, дополнительных преимуществ;

     в) высокие энергозатраты- это связано, как правило, с изнашиванием технической  базы, где старое оборудование просто еще не было доведено до уровня экономии энергии.

     3. Рыночные причины:

     а) низкая конкурентоспособность товара - связано с недостаточным уровнем качества или плохо проведенной маркетинговой кампанией;

     б) зависимость от постоянного ограниченного  количества поставщиков и клиентов.5

     Если  обобщить все факторы, то в большинстве  случаев ухудшение финансового  положения организаций и их последующее банкротство связано с:

     - неэффективной системой управления  и некомпетентностью высшего  руководства;

     - слабым учетом изменений состояния  рынка (спроса, конкурентов, ценовой  политики и др.), производственного  и финансового потенциала организации;

     - хищениями на высшем уровне управления;

     - неэкономичным и нетехнологичным  производством продукции.6

     Наличие хотя бы одного фактора уже является предкризисным состоянием, но наибольшее влияние на общее состояние предприятия  или отрасли оказывают сложности  в управленческих структурах. Именно эти трудности являются наиболее характерными для современного бизнеса, препятствующими нормальному и эффективному функционированию систем вследствие возникновения кризисов.

     В механизме антикризисного управления приоритеты должны быть отданы:

     - мотивированию, ориентированному  на антикризисные меры, экономии  ресурсов, избежанию ошибок («семь  раз отмерь...»), осторожности, глубокому  анализу ситуаций, профессионализму  и пр.;

     - установкам на оптимизм и уверенность,  социально-психологическую стабильность деятельности;

     - интеграции по ценностям профессионализма  и компетентности;

     - инициативности в решении проблем  и поиску наилучших вариантов  развития;

     - корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

     Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.7

     Для выживания в условиях кризисных  ситуаций требуется сплоченность всех структур - экономических, финансовых, управленческих.

     В настоящее время разработано множество программ по диагностированию и мониторингу кризисных ситуаций.

     Но  прежде чем приступать к их использованию, нужно внимательно проанализировать структуру социально-экономической  системы и выбрать подходящую. Предпочтительнее все-таки будет разработка собственного комплекса мер по прогнозированию и обнаружению кризисов, поскольку, несмотря на общие положения, среда каждой системы сугубо индивидуальна.

     Вообще, во время всего периода существования  социально-экономической системы  необходимо наблюдать за внешними и внутренними факторами, потому что все процессы находятся в условии динамического развития.

     Таким образом на предприятие влияют внешние факторы (на которые предприятие не в силах повлиять) и внутренние факторы, которые фирма в силах устранять, и регулировать. 

     1.3. ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА В ОРГАНИЗАЦИИ 

     В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и  последствия. Результаты наступившего кризиса могут быть различными. Правильно  организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.

     Однако  следует иметь в виду, что кризис в организации не обязательно  приводит к негативным последствиям.

     В таблице 1.1 классифицированы позитивные и негативные последствия, возникающие  в результате наступления кризиса  в организации. 

     Таблица 1.1 Возможные последствия наступления  кризисного состояния организации8

Позитивные Негативные
Ослабление кризиса Усиление кризиса
Финансовое  оздоровление организации

(преодоление  кризисного состояния)

Переход к новому кризису
Сохранение  организации как юридического лица Ликвидация  организации (распродажа имущества  организации)
Реструктуризация (преобразование) организации Смена собственника

Информация о работе Антикризисное управление предприятием