Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 18:48, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что разразившийся в 2008 году мировой экономический кризис диктует необходимость выявления причин его возникновения и формирования путей выхода экономики страны из кризисного состояния. Особая острота проявилась и проявляется в России в силу определенных особенностей перехода ее экономики на рыночные отношения. В связи с этим перед руководством организаций, органами государственной и муниципальной власти встают задачи предотвратить кризисные явления и обеспечить устойчивое положение организаций, ибо банкротство одних организаций часто вызывает ухудшение финансового состояния многих других, порождая так называемый эффект домино.
Таким
образом, последствия бывают не только
отрицательные, но и положительные.
То есть предприятие может ждать
не только ликвидация и выкуп предприятиями-
II.
ВОЗДЕЙСТВИЕ МИРОВОГО
ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
КОМПЛЕКСА
2.1.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ОБ ОАО «РОССИЙСКИЕ
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
Железнодорожный комплекс исторически имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы и самым доступным транспортом для миллионов граждан. Без четкой работы железнодорожного транспорта невозможна стабильная деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" является одной из самых крупных в мире (входит в тройку лидеров) железнодорожных компаний с огромными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.
Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.
Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
ОАО "РЖД" перевозит свыше 1,3 млрд. пассажиров и 1,3 млрд. тонн грузов в год. В ОАО "РЖД" работают 1 300 000 сотрудников.
Стратегические цели компании:
- увеличение масштаба транспортного бизнеса;
- повышение производственно-экономической эффективности;
- повышение качества работы и безопасности перевозок;
- глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему;
- повышение финансовой устойчивости и эффективности.
Учредителем ОАО "РЖД" является Российская Федерация.
Единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.
Уставный капитал ОАО "РЖД" сформирован учредителем путем внесения в него имущества и имущественных комплексов организаций федерального железнодорожного транспорта.
Виды деятельности: грузовые перевозки, пассажирские перевозки в дальнем сообщении, пассажирские перевозки в пригородном сообщении, предоставление услуг инфраструктуры, предоставление услуг локомотивной тяги, ремонт подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры, научно - исследовательские и опытно-конструкторские работы, содержание социальной сферы.
Корпоративная структура включает в себя филиалы и представительства компании, дочерние и зависимые общества.
По видам осуществляемой деятельности филиалы компании подразделяются:
- филиалы - железные дороги;
- функциональные филиалы;
- филиалы - перевозочные компании;
- филиалы в области экономического и финансового обеспечения;
- филиалы в области капитального строительства;
- филиалы в области ремонта подвижного состава;
- филиалы в области путевого хозяйства;
- филиалы в области информатизации и связи;
- филиалы в области социальной сферы;
- филиалы - проектные бюро;
- иные филиалы.
Техническая характеристика ОАО "РЖД":
Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира - эксплуатационная длина - 85,2 тыс. км.
ОАО "РЖД" занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий - 42,9 тыс. км. и обеспечивает 39% совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и свыше 41% пассажирооборота.
В таблице 2.1 представлен состав парка подвижного состава.
Таблица 2.1 Парк подвижного состава11
Грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы) | 4,1 тыс. |
Грузовые вагоны всех типов (с учетом вагонов ОАО «ПГК», находящихся в управлении ОАО «РЖД») | 568,3 тыс. |
Маневровые локомотивы (тепловозы) | 5,9 тыс. |
Пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) | 2,7 тыс. |
Пассажирские вагоны дальнего следования | 24,1 тыс. |
Пассажирские вагоны пригородных поездов | 15,6 тыс. |
Вагоны дизельного подвижного состава | 800 ед. |
Предприятие имеет линейную структуру управления: руководителем предприятия является руководство ОАО «РЖД», ему подчиняется 17 дорог:
Восточно-Сибирская ЖД, Горьковская ЖД, Дальневосточная ЖД, Забайкальская ЖД, Западно-Сибирская ЖД, Калининградская ЖД, Красноярская ЖД, Куйбышевская ЖД, Московская ЖД, Октябрьская ЖД, Приволжская ЖД, Сахалинская ЖД, Свердловская ЖД, Северная ЖД, Северо-Кавказская ЖД, Юго-Восточная ЖД, Южно-Уральская ЖД.
Каждая дорога разбита на несколько отделений, у каждого отделения имеются свои линейные предприятия.
Управление линейным предприятием также построено по линейной схеме.
Из всего вышесказанного следует, что компания ОАО «РЖД» имеет линейно - функциональную организационную структуру.
То есть основные стратегические решения по функционированию компании и по назначению главы компании принимает правительство Российской Федерации. Руководство ОАО «РЖД» принимает решения, связанные с непосредственным функционированием железных дорог (прокладка путей, постройка зданий и сооружений, внедрение новых машин и механизмов). Руководства дорог принимают решения, связанные непосредственно с функционированием дорог, находящихся в их подчинении. Например: начальник Западно-Сибирской железной дороги принимает решение об установке на станциях стрелок со сбрасывающими остряками, и на каждой станции, относящейся к Западно-Сибирской железной дороге, начальники станции обязаны организовать установку таких стрелок.
Руководства
отделений дорог принимают
Например, у начальника эксплуатационного вагонного депо в непосредственном подчинении находятся заместитель начальника по кадрам и социальным вопросам, заместители начальника по эксплуатации, заместители начальника по ремонту, главный инженер, главный механик, начальник технического отдела, планово - экономический отдел, отдел труда и заработной платы. Но помимо этого он, например, наряду с заместителем начальника по эксплуатации несёт ответственность за работу пунктов технического обслуживания вагонов.
Из
вышесказанного следует, что основные
решения принимает правительство Российской
Федерации, и для того, чтобы такая крупная
и сложная отрасль народного хозяйства
как железнодорожный транспорт нормально
функционировала, каждое решение должно
быть очень точно взвешено и обдуманно.
2.2.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕЙ
СРЕДЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОАО «РОССИЙСКИЕ
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО
ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Капитализация российских компаний снизилась за сентябрь-ноябрь 2008 года на три четверти; золотовалютные резервы сократились на колоссальную величину – более чем на 150 млрд долларов, или на 25%, в том числе на 80 млрд долларов только за октябрь; банковские вклады населения снизились впервые за многие годы даже в номинальном выражении почти на 10%; обанкротилось несколько крупных инвестиционных и коммерческих банков.
Быстро
сокращается продукция
Сокращение международного спроса на экспортную продукцию России (металлы, цветные и черные, удобрения, лесная продукция и др.) в связи с рецессией мировой экономики, приводит к снижению объемов железнодорожных перевозок.
Высокая инфляция при входе в кризис. В 2008 году она составляла 13,3%, а в 2009 году – около 10%. В России в условиях падения производства и сокращения спроса повышаются цены, что противоречит представлению об экономике. Раздутые бюджетные расходы из-за большого притока валюты в 2003-2007 годах и первой половине 2008 года (рост на 40% в год) и взятые государством высокие социальные и экономические обязательства стали главной причиной инфляции.13
Нет сомнений, что мировой экономический кризис оказал значительное влияние на ход российского. Российская экономика за последние 20 лет стала частью мировой. Можно, однако, усомниться в том, что это стало для нее благом. Поспешная и неквалифицированная интеграция в мировую экономику стоила ей колоссального оттока капитала (по весьма правдоподобным расчетам – примерно в 1 трлн долларов), потери или подрыва многих отраслей экономики, чего зачастую можно было избежать. Плюсы усиления внешней конкуренции и увеличения разнообразия и доступности многих благ и услуг были, как нам представляется, намного менее значимыми и преимущественно востребованными небольшой частью населения.
Посмотрим более внимательно на каналы влияния мирового кризиса на российскую экономику. Они очень сильно отличались от аналогичного влияния в странах Запада. Там оно шло преимущественно через вовлеченность финансовых институтов в американский рынок ипотечных бумаг и в их производные. Деятельность американских финансовых институтов и их партнеров в других западных странах говорит о серьезнейших неполадках в деятельности финансовой системы и регулирующих органов.
В России главным последствием кризиса стало падение мировых цен на нефть и сокращение возможностей использования иностранных финансовых ресурсов. Это влияние характерно для стран с преимущественно экспортоориентированной экономикой, слабой банковской и финансовой системой – то есть слаборазвитых стран. Об этих недостатках российской экономики давно говорили и экономисты, и государственные деятели, но действенных мер по их преодолению принято не было. К тому же импортируемый кризис «наложился» на собственный кризис перегретости экономики, а также системный кризис.
Кто
же виноват в нынешнем кризисе? Из
приведенных данных очевидно, что
окончательно обанкротилась сложившаяся
в последние 20 лет экономическая
модель. К ее губительным для будущего
страны порокам относятся не только
колоссальное сокращение основных фондов,
но и фактическое разрушение инвестиционной
системы, систем образования, науки, геологоразведки,
вооруженных сил – то есть секторов экономики,
которые определяют будущее страны и ее
безопасность. Произошло чудовищное социальное
расслоение, которое напрямую сказалось
и на экономических показателях, так как
огромные личные доходы российской буржуазии
изымались из внутреннего хозяйственного
оборота и производственного накопления.