Анализ проблем управления качеством (на примере ОАО «Первоуральский новотрубный завод»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Качество – емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества к таким основным аспектам можно отнести: философский, социальный, технический, экономический и правовой.

С философских позиций качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от другого объекта. Вместе с тем качество объединяет многие объекты в совокупность, т.е. делает их однородными. Категория качества выражает соответствующую ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе исследования объект выделяется прежде всего каким-либо отдельным свойством или рядом свойств. С философской точки зрения, здесь свойство понимается как способ проявления определенной стороны качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он может взаимодействовать. В дальнейшем качество приобретает некоторое множество свойств.

Оглавление

Цель работы: провести анализ проблем управления качеством на ОАО «Первоуральский новотрубный завод».

Даная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

– раскрыть сущность качества и значение управления им в условиях рыночной экономики;

– дать характеристику системному управлению качеством;

– провести анализ проблем управления качеством на ОАО «Первоуральский новотрубный завод».

Файлы: 1 файл

ИСО качество.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

      Одной из своих основных задач руководство видит во внедрении эффективного механизма морального и материального стимулирования персонала, обеспечивающего каждому работнику возможность реализации естественного желания качественно работать.

      Реализация  поставленных целей обеспечивается вовлечением всех сотрудников - от генерального директора до рабочего - в работу по обеспечению и повышению качества выпускаемой продукции.

      Внедрение системы менеджмента качества позволило  навести порядок в деятельности всех подразделений предприятия, систематизировать и упорядочить работу с потребителями и поставщиками. От оценки поставок сделан переход к комплексной системе оценки и выбора поставщиков. Вопросы качества разработки новых изделий, производства, эффективного использования всех видов ресурсов, затраты на качество стали в центре внимания каждого работника.

      Однако  положение, сложившееся в автомобильной  отрасли к началу нового тысячелетия, потребовало существенных изменений  как в системе управления предприятием, так и системе качества. В августе 2001 г. руководство ОАО "ПНТЗ" принимает решение о разработке, внедрении и ресертификации системы менеджмента качества, отвечающей требованиям международного стандарта ISO 9001 версии 2000-го г. Этот стандарт предусматривает применение "процессного подхода" в СМК в отличие от функционального (элементного), на который ориентирован стандарт ISO 9001:1994.

      В период с 01.12. по 05.12.2003 на ОАО "Первоуральский новотрубный завод" аудиторы регионального  сертификационного инженерного  центра <Уралсерт> (г.Екатеринбург), представители сертификационного органа "TUV-CERT" (Германия), провели аудит системы менеджмента качества Общества, действующей в производствах бесшовных, электросварных труб и баллонов, по требованиям нового стандарта ISO 9001-2000. Аудит был проведен в связи с окончанием сроков действия международного стандарта ISO 9002-1994 и сертификата на систему качества ОАО "Первоуральский новотрубный завод" по этому стандарту. Проверка прошла в цехах ©© 2, 5, 8, 14 и 15, управлениях главного механика, главного энергетика, по работе с персоналом, снабжения, по коммерции, технического контроля, качества и сертификации, а также в техническом отделе, ЦЗЛ, службе главного метролога, ООВЭД. Также аудиторы посетили с проверкой службы завода, которые впервые были включены в систему качества: управление маркетинга, отдел надзора за эксплуатацией зданий, сооружений и капремонтов оборудования, отдел охраны труда, отдел охраны окружающей среды. На основании результатов проверки аудиторы сделали заключение о том, что действующая в ОАО "Первоуральский новотрубный завод" система менеджмента качества в целом соответствует требованиям стандарта ISO и после устранения ряда несущественных недостатков Новотрубному заводу будет выдан соответствующий сертификат до конца 2003 года. Как считает руководство Первоуральского новотрубного завода, сертификат качества на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001-2000 будет способствовать более успешному продвижению продукции предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

      Для приведения системы менеджмента  качества в соответствие требованиям  стандарта ISO 9001:2000 на предприятии была разработана необходимая документация, проведены паспортизация и аттестация рабочих мест, обучение и оценка компетентности персонала выполняющего работу, влияющую на качество продукции. После проведения самооценки, предварительного и сертификационного аудита в июле 2002 года ОАО "ПНТЗ" от органа по сертификации TUV CERT был получен сертификат о соответствии СМК требованиям стандарта ISO 9001:2000.

      Это событие стало значимым и важным для всего коллектива, ведь ОАО "ПНТЗ" получил такой сертификат одним  из первых среди машиностроительных предприятий Владимирской области. С другой стороны, этот факт накладывает  и определенную ответственность. Условия рынка, жесткая конкуренция заставляют постоянно совершенствовать и улучшать действующую систему менеджмента качества. Упор при этом делается на предотвращение дефектов, снижение изменчивости процессов, уменьшение потерь в цепочке поставок. С октября 2002 года на предприятии развернулась работа по подготовке системы менеджмента качества к сертификации на соответствие требованиям ИСО/ТУ 16949, где изложены отраслевые требования к системам качества поставщиков автомобильных компонентов.

      Открытое Акционерное Общество «Первоуральский новотрубный завод» - уникальное предприятие российской трубной промышленности, способное производить самый широкий сортамент стальных труб и баллонов для различных отраслей экономики.

      Стратегическими целями являются поставка продукции, соответствующей по своему качеству современным и перспективным требованиям потребителей, и завоевание прочных лидирующих позиций на рынке трубной продукции.

      Для этого создана и внедрена документированная  система менеджмента качества и взято обязательство поддерживать ее соответствие установленным требованиям и повышать ее результативность.

      Руководство и коллектив предприятия  намерены постоянно:

  • повышать удовлетворенность деятельностью своего предприятия всех заинтересованных сторон: потребителей, акционеров, сотрудников, поставщиков и общества;
  • создавать условия для обучения и развития персонала, повышения его компетентности; способствовать тому, чтобы каждый сотрудник понимал свою роль в системе качества, сознательно соблюдал требования действующих документов и нес персональную ответственность за качество своей работы;
  • вовлекать всех сотрудников в работу по улучшению качества при лидирующей роли руководителей;
  • предоставлять необходимые ресурсы для достижения стратегических целей Общества;
  • с учетом важной роли поставщиков и партнеров в деятельности Общества развивать с ними взаимовыгодные отношения.
  • Учитывая потребности и ожидания заинтересованных сторон, поставлены следующие приоритетные задачи:
  • расширение номенклатуры выпускаемой продукции, освоение производства новых высокотехнологичных видов труб и баллонов, улучшение таких потребительских характеристик продукции, как качество упаковки, маркировки, консервации;
  • повышение дисциплины поставок, сокращение сроков исполнения заказов;
  • установление долгосрочных партнерских отношений с потребителями;
  • наращивание темпов технического перевооружения, внедрение новых технологий, применение современных информационных систем;
  • снижение издержек производства, достижение оптимального соотношения «цена-качество».

      Руководство ОАО «Первоуральский новотрубный  завод» заявляет о своей приверженности качеству, подтверждает свою решимость  возглавлять процесс постоянного  улучшения деятельности Общества и  призывает каждого сотрудника, независимо от его должности и профессии, вносить свой вклад в решение этой задачи.

      Совместными усилиями коллектив ОАО «ПНТЗ»  стремиться добиться того, чтобы для  потребителей предприятие являлось примером высокого качества продукции  и услуг.

       Используемые  на предприятии методы оценки качества продукции на предприятии можно подразделить на:

       - методы высокого уровня сложности,  которые используются разработчиками  систем управления предприятием, процессами; к таким методам относятся  методы кластерного анализа, адаптивные  робастные статистики и т.д.;

       - методы специальные, которые используются  при разработке операций технологического  контроля, планировании промышленных  экспериментов, расчетах на точность  и надежность и т.д.; эти методы  используются специалистами службы  качества, ОТК, разработчиками изделий и процессов;

       - методы общего назначения, такие  как "Семь инструментов качества", которыми должны владеть все сотрудники предприятия:

     2.3. Проблемы управления  качеством

 

     Основными проблемами в направлении совершенствования управления качеством продукции, являются:

  • включение в систему управления качеством продукции механизма маркетинговой деятельности; ориентация систем управления качеством, как и всей производственной деятельности, на потребителя;
  • усиление механизма воздействия систем управления качеством на все этапы жизненного цикла продукции.

     Проблемы ограниченности их внедрения носят уже не методологический, а чисто практический характер, причинами которых являются отсутствие квалифицированных кадров, ограниченность организационно-технической и материальной базы предприятия, недостаточный опыт массового использования статистических методов, отставание в автоматизации технологических и управленческих процессов.

     Внедрение международных стандартов ограничивается не только высокими требованиями к организации материально-технического снабжения, финансирования, программного обеспечения, но и препятствиями социально-психологического характера, вызванными стереотипами старого мышления.

     Предприятие ОАО «Первоуральский новотрубный завод», внедряющее стандарты, сталкивается с непониманием необходимости осуществления этой работы в существующих условиях. Условия, принципы и требования, закрепленные в уже переработанных стандартах, на практике выполняются не в полном объеме, что противоречит системному подходу в решении задач качества.

     Причины невыполнения состоят в нестабильности производственных, сбытовых, экономических  процессов, происходящих на предприятии. Большую трудность представляет организация маркетинговой деятельности и осуществление прогноза необходимого уровня качества изделия.

     Поэтому решить задачу достижения и поддержания  качества продукции на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение установленных  или предлагаемых требований потребителя на внутреннем рынке, пока достаточно сложно. Кроме того, большинство промышленных предприятий России на сегодняшний момент не могут обеспечить потребителю уверенность в том, что намеченное качество поставляемой продукции достигается или будет достигнуто.

     Главным инициатором внедрения систем управления качеством выступает – высшая управленческая команда.

     Определим факторы, которые чаще всего мешают компании внедрить систему управления качеством:

     1. Недостаток профессионального управления

     2. Нехватка финансовых средств

     3. Устаревшее оборудование

     4. Высокая стоимость технологий.

     В целях обеспечения эффективного внедрения системы управления качеством  в ОАО «Первоуральский новотрубный завод» следует изменить:

     1. Повысить профессиональный уровень  персонала

     2. Повысить эффективность внутрикорпоративных  коммуникаций между сотрудниками  компании

     3. Провести реорганизацию бизнес-процессов  компании

     4. Модернизировать систему информационных  технологий

     5. Изменить стиль управления

     6. Изменить организационную структуру компании.

Заключение

 

      Качество  продукции (включая новизну, технический  уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций  на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования – с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления.

      Управление  качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

      В последние годы сформировался новый  подход, новая стратегия в управлении качеством. Она характеризуется рядом моментов:

      • обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая  каким-то одним подразделением, а  как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;

      • новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная  структура предприятия;

      • вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;

      • качество должно быть ориентировано  на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

      • повышение качества продукции требует  применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

      • всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

Информация о работе Анализ проблем управления качеством (на примере ОАО «Первоуральский новотрубный завод»)