Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:10, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Организация труда или организаци-онные отношения - это форма, в которой реализуются экономические результа-ты трудовой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы организации труда персонала 5
1.1. Понятие и элементы организации труда персонала 5
1.2. Задачи и функции научной организации труда 13
1.3. Принципы научной организации труда 17
ГЛАВА 2. Организация труда персонала в ООО «Игровая Компания «Мегатрон» 22
2.1. Описание структуры и характеристика ООО «Игровая Компания «Мегатрон» 22
2.2. Анализ элементов, функций, задач организации труда в ООО «Игровая Компания «Мегатрон» 26
2.3. Рекомендации по совершенствованию организации труда 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 56
- Принцип гуманизации – учет человеческого фактора при организации труда. Необходимо создавать такие условия в организации, в которых бы в наибольшей степени учитывались психофизиологические и социальные потребности работников. Гуманизация – важнейшее требование научной организации труда, но для реализации – это довольно сложный принцип. Для его соблюдения иногда следует поступиться и принципом экономичности. В рыночных условиях экономичность вроде бы должна превалировать, но дальновидные организаторы труда и производства, давай приоритет принципу гуманизации перед принципом экономичности, обеспечивают в конечном итоге высокую производительность и дисциплину труда, что дает ощутимый экономический эффект.21
2. В зависимости от сфер действия выделяют четыре разновидности принципов:
а) принципы, применимые к организации труда в масштабе общества;
б) принципы организации труда в учреждениях;
в) принципы коллективной организации труда подразделениях;
- общие принципы: введение организации коллективного труда на основе организационных проектов, закрепление за первичным трудовым коллективом (участком, отделом) производственной площади и оборудования, определение оптимальной численности персонала в подразделениях, точное определение функций, обязанностей и прав коллектива подразделения, материальная и моральная ответственность за результаты труда и др.;
- частные принципы: принципы формирования коллективов, разделения и кооперации труда, планирования работы, оплаты труда и др.
г) принципы индивидуальной организации труда.
3. В зависимости от охватываемого круга вопросов выделяют четыре разновидности принципов:
а) общие принципы в пределах каждой сферы действия;
б) частные принципы, применимые к отдельным элементам организации труда в каждой сфере действия:
- принципы разделения и кооперации труда: пропорциональность и равная напряженность производственных заданий при распределении обязанностей, согласованность действий между смежными работниками, оптимальная специализация работ, создание условий для перемены труда и роста его содержательности, соответствие квалификации и личных качеств исполнителя требованиям со стороны выполняемой работы, оптимальное содержание трудового процесса и др.;
- принципы организации рабочих мест: полное и комплексное оснащение рациональная планировка рабочего места, доступность элементов оснащения, удобство их обслуживания, переменное рабочее положение;
- принципы организации обслуживания рабочих мест: плановость, предупредительность, положение работника, хороший обзор оборудования и др., надежность, оперативность, регламентация, персонификация обслуживания и др.;
- принципы установления рациональных приемов и методов труда: экономия движений, экономия мускульной и нервной энергии, прямоточность, параллельность, непрерывность, синхронность, симметричность, ритмичность движений и др.;
- принципы создания условий труда: минимизация воздействия неблагоприятных факторов внешней производственной среды на работника, безопасность труда, максимизация работоспособности, оптимизация режимов труда и отдыха, эстетизация производственной среды, оптимизация половозрастной структуры коллектива и др.;
- принципы подбора, подготовки и повышения квалификации персонала: профессиональный подбор на основе профессиограмм, тестирования и другой проверки претендентов на занятие вакантной должности, сочетание теоретической подготовки с приобретением практических навыков при обучении профессии, регулярность и ступенчатость дисциплины труда, повышения квалификации и др.;
- принципы поддержания высокой дисциплины труда: сочетание убеждения с дисциплинарным воздействием на нарушителей дисциплины, гласность, воспитание производственного патриотизма, создание условий для взаимного контроля и взаимопомощи между работниками и др.22
в) принципы специфические, применимые к отдельным отраслям деятельности или к отдельным видам работ;
г) принципы особые, которые действуют ограниченной области внутри какого-либо элемента организации труда или вида работ.
В целом можно сказать,
что принципов организации
В настоящей работе рассматривается организация труда персонала ООО «Игровая Компания «Мегатрон» (далее ИК «Мегатрон»). Региональная оперирующая компания «Мегатрон» является одной из 5-ти оперирующих в России компаний, входящих в состав крупного международного холдинга «Ritzio Entertainment Group», крупнейшего международного оператора крупных сетевых проектов в сфере отдыха и развлечений.
ИК «Мегатрон» была основана 26 июня 2002 г. Период с 2003 по 2006гг. был периодом интенсивного роста организации, в это время было открыто несколько сотен игровых клубов на территории, начиная с московской области и заканчивая Восточной Сибирью. После принятия в 2006г. Федерального закона об ограничении игорной деятельности, компания была вынуждена закрыть около половины из своих заведений по всей стране. На начало 2008г. Компания насчитывала порядка 4500 сотрудников, работавших в 15 регионах РФ. Компания оперирует такими брэндами как «Вулкан» (игровые залы), «Семь чудес» и «V CASINO» (развлекательные комплексы с игровыми автоматами, казино и ресторанными зонами).
Структура Компании выглядит следующим образом (см. Приложение 1): возглавляет Компанию генеральный директор, ему помогает один заместитель. В Компании 8 департаментов и 3 региональных дирекции, возглавляемых директорами (топ-менеджмент). Департаменты представлены 13 отделами, которыми руководят начальники отделов и департамент оперирования - 52 территориальными менеджерами и управляющими комплексов (менеджмент среднего звена). Территориальные менеджеры и управляющие комплексами руководят менеджерами залов и менеджерами смен (линейный менеджмент).
Персонал компании можно разделить на несколько категорий сотрудников:
Ниже рассмотрим демографическую характеристику компании с учетом категорий сотрудников.
Демографическая характеристика компании по половому признаку выглядит следующим образом (Рис. 2.1.):
- 73,5% сотрудников компании – женщины, соответственно 26,5% - мужчины;
- среди топ-менеджеров компании 76,9% - мужчины, остальные женщины;
- менеджмент среднего звена состоит из 64,6% мужчин, остальные 35,4% женщины;
- среди офисных сотрудников компании 66,9% - женщины, остальные мужчины;
- среди линейного персонала компании 78,7% - женщины, остальные мужчины.
по половому признаку
Демографическая характеристика компании по возрастному признаку выглядит следующим образом (Рис. 2.2.):
- 63% сотрудников компании моложе 30 лет, 36,2% сотрудников в возрасте от 30 до 40 лет, и только 0,8% сотрудников старше 40 лет;
- все топ-менеджеры компании старше 30 лет. Из них 23,1% - старше 40 лет;
- весь менеджмент среднего звена, наоборот, моложе 40 лет. Из них 13,8% моложе 30 лет;
- весь линейный менеджмент моложе 40 лет, из них 86,9% моложе 30 лет;
- среди офисных работников 36,8% сотрудников моложе 30 лет, 60,1% сотрудников в возрасте от 30 до 40 лет, а оставшиеся 3,1% - старше 40 лет.
- среди линейного персонала компании 66,4% - работники моложе 30 лет, 33,1% - в возрасте от 30 до 40 лет, и оставшиеся 0,4% старше 40 лет.
по возрастному признаку
Демографическая характеристика компании по признаку образование выглядит следующим образом (Рис. 2.3.):
- 27,7% сотрудников компании имеют хотя бы одно высшее образование, соответственно 72,3% - не имеют высшего образования;
- топ-менеджеры компании все имеют хотя бы одно высшее образование;
- менеджмент среднего звена состоит на 95,4% из работников имеющих хотя бы одно высшее образование;
- среди офисных работников компании 87,6% - с высшим образованием;
- среди линейного персонала компании только 27,7% работников имеют высшее образование.
Рис.2.3. Демографическая характеристика ИК «Мегатрон»
по признаку образование
Основные принципы использования персонала в ИК «Мегатрон»:
На уровне организации и ее подразделений организация труда состоит из следующих элементов:
1) разделение труда;
2) кооперация труда;
3) организация рабочего места;
4) организация обслуживания рабочего места;
5) установление приемов и методов труда;
6) установление меры (нормы) труда;
7) планирование и учет трудовой деятельности;
8) подбор, подготовка
и повышение квалификации
9) оплата и материальное стимулирование труда;
10) создание благоприятных условий труда;
11) дисциплина труда.
Анализ организации труда в ИК «Мегатрон» автор будет проводить в соответствии с указанными выше элементами при помощи методов опроса (анкетирования, интервью) и анализа документов.
1. Разделение труда:
- Функциональное. В ИК «Мегатрон» существует деление персонала на служащих (руководителей, специалистов и технических исполнителей), вспомогательных рабочих, младший обслуживающий персонал и т.д.
- Профессиональное. Присутствует деление работников по профессиям (маркетологи, бухгалтеры, инспекторы по кадрам и т.п.) и специальностям (бухгалтер по заработной плате, бухгалтер по работе с подотчетными лицами, бухгалтер по взаиморасчетам с поставщиками и т.п.).
- Технологическое. Как пример можно использовать функционирование зала игровых автоматов: операторы занимаются обслуживанием клиентов – разъясняют правила игр, выписывают чеки на выигрыш, кассиры – выдают клиентам деньги по чекам на выигрыш, администраторы – распределяют обязанности внутри смены, решают конфликтные ситуации, совершают выемку денег из игровых автоматов и передают их кассирам, охрана – следит за безопасностью, менеджер зала – подводит итоги дня, предоставляет вышестоящему руководству отчетность по работе своего подразделения и планирует дальнейшую работу.
- Квалификационное. Присутствует распределение работ в зависимости от их сложности между работниками разных квалификационных групп. В залах игровых автоматов на должностях оператор, кассир и администратор установлена категорийность – 3, 2 и 1-я категория (1 категория означает более высокую квалификацию, нежели 2-я, а тем более 3-я).
- Территориальное. В ИК «Мегатрон» подразделения территориально обособлены (офисы региональных дирекций, казино, залы игровых автоматов, территориальные офисы, центральный офис и т.п.)
Таким образом, все виды и формы разделения труда сосуществуют в ИК «Мегатрон», представлены в полной мере.
2. Кооперация труда:
- Территориальная. Взаимодействие осуществляется между подразделениями и отделами (например, отдел маркетинга и рекламы и залы игровых автоматов при организации и проведении маркетинговых и рекламных акций; отдел персонала и бухгалтерия при учете отработанного времени и начислении заработной платы сотрудникам), так и между работниками внутри отделов.
- Функциональная. Система производственной взаимосвязи работников при осуществлении трудового процесса и их взаимодействие осуществляется как внутри функционально однородных групп, так и между этими группами (специалистов и вспомогательных рабочих, и т.п.). Как пример: по функции оценка персонала в компании взаимодействуют тренинг-менеджер, менеджер по персоналу и руководители подразделений.
- Профессиональная. Как пример: работа менеджера по персоналу по составлению бюджета отдела персонала дирекции предполагает взаимодействие с отделом финансов (сведение финансистами бюджетов всех дирекций в единый), бухгалтерией (передача данных о статьях и сумме бюджета, выдача наличных средств и перечисление безналичных платежей.
- Технологическая. Как указывалось выше, при функционировании зала игровых автоматов наряду с технологическим разделением труда осуществляется также и взаимодействие работников при выполнении трудового процесса.