Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 17:26, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических основ и действующей практики культуры и качества торгового обслуживания в УП «Универмаг Беларусь», а также их роль на современном этапе.
Задачами работы соответственно является:
- характеристика культуры и качества торгового обслуживания;
- анализ культуры и качества торгового обслуживания в УП «Универмаг Беларусь»;
4. Оказывает услуги по
ответственному хранению
5. Организует производство товаров народного потребления.
6. Приобретает ценные
бумаги, патенты, лицензии, торговые
знаки и торговые марки,
7. Осуществляет любого
вида хозяйственную
Уставной фонд составляет 1950 млн. руб., сформирован за счет основных фондов и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Общая площадь универмага составляла в начале его открытия 21391 м2, в том числе торговых залов – 6790 м2 и складских помещений – 3271 м2. В то время за год работы товарооборот составлял 87 млн. руб., средняя заработная плата составляла 124 руб.
Сейчас площадь универмага составляет 31250 м2, торговая площадь в том числе – 7380 м2, складская – 8600 м2, в том числе по ул. Машиностроителей – 1700 м2. Товарооборот за 2008 год составил 49522612 тыс. руб., а средняя заработная плата – 267,1 тыс. руб.
Все это позволяет предприятию на равных конкурировать с другими торговыми предприятиями, а сложившийся свой стиль помог обрести своего покупателя. Поэтому универмаг смог выстоять, когда более трех лет рядом с ним строилась станция метро: сам универмаг был почти не виден со стороны Партизанского проспекта, трудно было к нему подобраться. Были приложены усилия по расстановке многочисленных указателей, чтобы покупатели в лабиринте стройки могли найти дорогу в «Беларусь».
В прошлом, в составе структурных подразделений, было пять торговых отделов: «Культура в быту», «Товары для дома», «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для шитья, рукоделия и спорта», и 35 секций.
Организационно-управленческая структура универмага является линейно-функциональной. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Преимуществом данной структуры является более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного линейного руководителя от глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов. Недостатком является отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями; недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует; чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, то есть тенденция к чрезмерной централизации.
Следует отметить, что для данного предприятия, в силу определённых его особенностей (размер, род деятельности), такая структура является приемлемой.
УП «Универмаг Беларусь» обладает достаточным опытом в управлении торговым процессом. Сложившаяся структура управления обеспечивает стабильную деятельность предприятия. Подбор подготовленных специалистов позволяет быстро и организованно решать производственные вопросы.
Заботясь о сбалансированности товарооборота и товарных ресурсов, недопущения образования сверхнормативных товарных запасов, в магазине ежемесячно разрабатываются планы товарного обеспечения по каждой из товарных секций. Решая эту задачу, работники органов снабжения (товароведы) изучают и учитывают спрос и предложение на все товары, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирают наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизируют запасы, снижают транспортно-заготовительные и складские расходы.
Основными поставщиками являются белорусские предприятия, изделия которых пользуются устойчивым спросом у покупателей.
Ежедневная, кропотливая работа с промышленностью позволила довести реализацию отечественных товаров до 75% в общем объеме товарооборота. В настоящее время универмагом заключено более 1500 договоров с предприятиями РБ, в том числе по прямым связям с 230 предприятиями.
Вместе с тем для более полного удовлетворения покупательского спроса проводится работа по вовлечению в товарооборот товаров, которые не производятся в Беларуси. Налаживаются связи по поставкам товаров из стран ближнего зарубежья, в т.ч. России, Молдавии, Украины, Прибалтики. В основном, это спорттовары, сувениры, керамические изделия, резиновая обувь, радиотовары и другие. Всего удельный вес указанных товаров составляет примерно 25%.
Предприятие повышает заинтересованность
во взаимном сотрудничестве с постоянными
поставщиками и прилагает усилия
для привлечения новых
В настоящее время значительную роль в потребительском выборе играет ценовая конкуренция. Поскольку себестоимость производства товаров на всех предприятиях промышленности разная, то, имея в наличии товар одной товарной группы, но широкого диапазона цен, можно привлечь дополнительный контингент покупателей.
При закупе товаров предпочтение будет отдано отечественному производителю.
Товары, не производимые в республике, УП «Универмаг Беларусь» будет закупать у фирм, завозящих их извне и являющихся первыми импортерами. Это дает возможность получения преимущества при ценовой конкуренции и большего эффекта. Снижение риска при работе с коммерческими структурами достигается путем заключения договоров на условиях оплаты по мере реализации или по факту поставки в течение 10–30 банковских дней с разработанной системой штрафных санкций за поставку некачественных товаров и нарушения условий поставки.
Основными преимуществами УП «Универмаг Беларусь», которые помогут ему выделится среди других предприятий торговли, и завоевать доверие покупателей будут являться:
предложение покупателю товаров соответствующих всем качественным требованиям;
предложение товаров с нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя (с различными наполнителями и добавками, соответствующим определенному вкусу круга покупателей);
проведение гибкой ценовой политики;
применение различных видов внутри- и вне магазинной рекламы;
расширение объема дополнительных услуг (комплектация подарочных наборов, доставка товара по заказу, доставка крупногабаритных товаров на дом покупателю).
реализация большого ассортимента товарных позиций, рассчитанных на группы населения с различными доходами.
реализация товаров населению в кредит, периодическое предоставление кредита на льготных условиях.
Основной целью стратегии маркетинга в УП «Универмаг Беларусь» в отношении потребителя выступает привлечение покупателей за счет расширения ассортимента товаров, нацеленного на разные уровни доходов населения, расширение видов деятельности.
Основой проводимой ассортиментной политики будет являться увеличение ассортимента реализуемых товаров как в ширину (разнообразие товарных позиций), так и в глубину (рост товарных разновидностей в пределах одной товарной группы).
Расширение ассортимента
реализуемых товаров
расширение связей с поставщиками товаров по номенклатуре изделий;
установление постоянных связей с фирмами, ввозящими товары в республику, и работы с ними по заказам;
расширение ассортимента продукции собственного кондитерского цеха;
оказание услуг по доставке крупногабаритных товаров покупателю на дом, по формированию заказов, изготовлению и оформлению подарков.
Универмаг «Беларусь» первым среди других универмагов открыл продовольственную секцию, имеет свою пекарню. Расположенный на 2 этаже кафетерий предлагает широкий выбор закусок, салатов, соков, напитков. Для работников созданы все условия для труда, учебы, отдыха и спорта. Например, в спортзале площадью более 800 м 2 установлены тренажеры, можно поиграть в баскетбол, волейбол, мини-футбол, большой и настольный теннис. Есть также конференц-зал на 340 мест, библиотека, читальный зал, парикмахерская, комната отдыха, столовая на 240 посадочных мест, буфет, медпункт, который располагает стоматологическим и физиотерапевтическим кабинетами.
В универмаге действует непрерывный процесс повышения квалификации работников. В учебных группах, непосредственно на рабочих местах и в учебном классе специалисты универмага, преподаватели Белорусского Государственного Экономического Университета, Института повышения квалификации, Торгового колледжа и училища проводят с продавцами и другими категориями работников занятия по правилам торговли, защите прав потребителей, свойствам товаров, культуре обслуживания, психологии общения и многим другим темам.
Основным направлением деятельности универмага является наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей, которое осуществляется путем расширения ассортимента реализуемых товаров, увеличения товарооборота как за счёт ускорения товарооборачиваемости, так и за счёт закупа и введения новых товарных групп.
За 2008 год УП «Универмаг Беларусь»
имеет следующие финансово-
Таблица 2.1. Основные показатели финансово-экономической деятельности УП «Универмаг Беларусь» за 2007–2008 гг.
Показатели |
Фактически за 2007 год |
Фактически за 2008 год |
Отклонения +/- |
Темп роста в% к 2007 году |
1. Товарооборот |
||||
– в действующих ценах |
40810070 |
49522612 |
8712542 |
121,35 |
– в сопоставимых ценах |
40810070 |
41900848 |
1090778 |
102,67 |
2. Товарооборот без 5% налога |
||||
– в действующих ценах |
40356683 |
47874223 |
7517540 |
118,63 |
– в сопоставимых ценах |
40356683 |
40506153 |
149470 |
100,37 |
3. Валовый доход от реализации |
||||
– в действующих ценах |
7513532 |
8842990 |
1329458 |
117,69 |
– в сопоставимых ценах |
18,62 |
18,47 |
-0,15 |
99,19 |
4. Прочие доходы |
198146 |
212502 |
14356 |
107,25 |
5. Издержки обращения |
||||
– в сумме |
6342718 |
7244803 |
902085 |
114,22 |
– в% к товарообороту |
15,78 |
15,13 |
-0,65 |
95,88 |
6. Прибыль от реализации |
||||
– в сумме |
511100 |
760400 |
249300 |
148,78 |
– в% к товарообороту |
2,07 |
2,5 |
0,43 |
120,77 |
7. Внереализационные доходы |
89000 |
148400 |
59400 |
166,74 |
8. Внереализационные расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
9. Балансовая прибыль (П. 6+П. 7-П. 8) |
||||
– в сумме |
600138 |
908763 |
308625 |
151,43 |
– в процентах к товарообороту |
1,49 |
1,9 |
0,41 |
127,52 |
10. Среднесписочная численность |
||||
– работников |
1117 |
1119 |
2 |
100,18 |
– продавцов |
553 |
557 |
4 |
100,72 |
11. Товарооборот на 1-го работника (среднемесячный) |
||||
– в действующих ценах |
3045 |
3688 |
643 |
121,12 |
– в сопоставимых ценах |
3045 |
3120 |
75 |
102,46 |
12. Товарооборот на 1-го продавца (среднемесячный) |
||||
– в действующих ценах |
6150 |
7409 |
1259 |
120,47 |
– в сопоставимых ценах |
6150 |
6269 |
119 |
101,93 |
13. Торговая площадь |
7380 |
7380 |
0 |
100,00 |
14. Товарооборот на 1 кв. м. торговой площади |
||||
– в действующих ценах |
5530 |
6710 |
1180 |
121,34 |
– в сопоставимых ценах |
5530 |
5677 |
147 |
102,66 |
15. Среднемесячная зарплата |
||||
– на 1 работника |
237,9 |
267,1 |
29,2 |
112,27 |
– на 1 продавца |
223,6 |
249,8 |
26,2 |
111,72 |
Таким образом, товарооборот в действующих ценах в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возрос на 7517540 тыс. руб. или на 18, 6%; в сопоставимых ценах на 149470 тыс. руб., темп прироста 0,4%; прирост товарооборота составил в сумме 7368070 тыс. руб. или на 18, 2%.
Валовые доходы возросли на 1329458 тыс. руб., темп роста 117,7%, но уровень валового дохода снизился на 0,15%, это произошло за счет повышения удельного веса продовольственных товаров в общем объеме товарооборота и снижение соответственно удельного веса промышленных товаров. Это негативно сказалось на размере прибыли от реализации.
В сумме издержки обращения возросли на 902085 тыс. руб. или на 14,2%, однако уровень издержек обращения снизился на 0,59%, прежде всего за счет снижения уровня транспортных расходов, что положительно сказалось на конечных результатах хозяйственной деятельности.
Так, прибыль от реализации возросла на 249300 тыс. руб., темп роста 148,7%, рентабельность оборота возросла на 0,43%.
Балансовая прибыль возросла на 308625 тыс. руб., прирост – 51,4%, рентабельность по балансовой прибыли увеличилась на 0,41%.
Увеличение рентабельности произошло за счет сокращения уровня некоторых статей издержек обращения в 2008 году по сравнению с 2007 годом.
Таким образом, в 2008 году по сравнению с 2007 годом предприятие сработало более эффективно и тем самым увеличило чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
Среднесписочная численность увеличилась на 2 человека, темп роста 100,2%, в том числе число продавцов увеличилось на 4 человека, тем роста 100,7%. Удельный вес продавцов в 2008 году вырос на 0,3%.
Прирост товарооборота на 1 работника составил 21,1%, в сопоставимых ценах 2,5%. Прирост товарооборота на 1 продавца в сопоставимых ценах составил 1,9%.
Товарооборот на 1 квадратный метр торговой площади в сопоставимых ценах увеличился на 2,6%. Это произошло прежде всего за счет роста товарооборота. Среднемесячная заработная плата на 1 работника возросла на 29,2 тыс. руб. или на 12,3%. Среднемесячная зарплата на 1 продавца выросла на 26,2 тыс. руб. или на 11,7%.
2.2 Анализ культуры и качества торгового обслуживания покупателей в УП «Универмаг Беларусь»
В универмаге были созданы
благоприятные условия для
Прежде всего, это просторные и удобные торговые залы, в которых постоянный микроклимат поддерживается 8 кондиционерами производительностью 40 тыс. м3 воздуха в час каждый. Было установлено шесть бесшумных эскалаторов, которые могли доставлять с этажа на этаж 150 человек в минуту, также телефонная станция внутренней связи на 200 номеров, радиоузел, промышленная телевизионная установка с 12 телекамерами, размещенными в торговых залах, с помощью которых можно наблюдать за ходом торгового процесса и оперативно его контролировать.
Информация о работе Анализ качества торгового обслуживания в УП «Универмаг Беларусь»