Активные и пассивные операции коммерческих банков и направления повышения их эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — изучение направлений повышения эффективности активных и пассивных операций коммерческих банков.
При выполнении работы использованы общенаучные методы и специальные приемы экономического анализа (прием цепных подстановок, моделирование факторных систем, графический метод).
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены направления повышения эффективности операций коммерческих банков, изучены методы контроля активных и пассивных операций.

Оглавление

Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1 Ресурсы коммерческого банка, их характеристика 7
1.2 Размещение ресурсов коммерческим банком 16
2 АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕННЫХ И РАЗМЕЩЕННЫХ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА, НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 29
2.1 Краткая экономическая характеристика филиала №300 АСБ «Беларусбанк» 29
2.2 Современная практика организации банковского кредитования и оценка кредитоспособности потенциального заемщика 34
2.3 Банковский мониторинг, порядок создания резерва на возможные потери по активным операциям кредитного учреждения 36
2.4 Анализ эффективности активных и пассивных операций банка 41
3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 46
3.1 Оценка кредитного портфеля банка и его оптимизация 46
3.2 Международный опыт рейтинговой оценки коммерческих банков и его использование в Республике Беларусь 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список использованных ЛИТЕРАТУРНЫХ источников

Файлы: 1 файл

кирил.docx

— 149.79 Кб (Скачать)

3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ  БАНКОВСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 

3.1 Оценка кредитного портфеля банка и его оптимизация 
 

     Известно, что пассив коммерческого банка (правая сторона баланса) содержит данные о банковском капитале по видам источников денежных средств, образующих этот капитал. Главную часть денежных средств  представляют собой банковские пассивы (или обязательства банка), к числу  которых относятся депозиты (вклады) и кредиты (займы), полученные банком.

     С точки зрения обеспечения ликвидности  коммерческого банка выполнение им своих долговых обязательств по возврату вкладов клиентам (в срочном  или бессрочном порядке) в наличных деньгах требует от банка наличия  этих денежных средств либо реальных возможностей быстро превратить некий  актив банка в необходимые  наличные деньги.

     Функции обменных операций в наибольшей степени  осуществляют так называемые основные депозиты, вклады до востребования  и чековые депозиты, обеспечивая  достаточный уровень ликвидности  коммерческих банков большинства западных стран.

     Основные  депозиты — депозиты, сделанные  хозяйственными агентами — предприятиями, организациями, кооперативами, расположенными и функционирующими в непосредственной близости от коммерческого банка.

     Чековый депозит — счет, дающий право  на выписывание вкладчиком чека, подлежащего  обязательному погашению.

     Основные  депозиты — главный источник денежных средств мелких и средних по величине банков западных стран. И несмотря на то, что некоторые из них относятся к категории депозитов, приносящих проценты, банки привлекают их охотнее в связи с тем, что они существенно повышают уровень ликвидности.

     Крупные срочные вклады не считаются частью основных депозитов и, следовательно, не обладают потенциалом обеспечения  ликвидности коммерческих банков.

     Вклады  до востребования  и чековые депозиты относятся к категории наиболее ликвидных банковских депозитов.

     Сберегательные  и краткосрочные вклады хотя и  не выполняют непосредственно роль средств осуществления обменных операций (определяющее условие ликвидности  коммерческих банков), тем не менее  они обеспечивают банкам нормальный уровень ликвидности.

     В практике банковского дела развитых капиталистических стран основные депозиты, являются ключевыми источниками  банковских денежных средств пассивной  части баланса, обеспечивающими  одновременно необходимый и достаточный  уровень ликвидности.

     Предпринимаемая банками маркетинговая деятельность по привлечению основных депозитов  приводит лишь к незначительному "притоку" новых средств. Кроме того, для  ограниченного территориального региона  объем денежных средств, подлежащих инвестированию или сбережению, —  величина ограниченная. При этом ни качество, ни диапазон предлагаемых банковских услуг не в силах ее повысить.

     Для привлечения дополнительных денежных средств коммерческие банки западных стран от ситуации ожидания прихода  вкладчиков со своими предложениями  обратились к использованию совокупности финансовых инструментов, известных  под названием управляемые пассивы.

     Экономическая сущность управляемых пассивов —  это рациональная альтернатива управлению ликвидными активами в качестве вторичных  резервов, когда банки находятся  в состоянии постоянной готовности к непредвиденным обстоятельствам  — неожиданному оттоку депозитов, неожиданным  заявкам на предоставление кредита  ценным клиентам банка и т.д.

     Стабилизация  денежно- кредитной системы подразумевает  в качестве фундамента надежно функционирующую  банковскую сеть, а точнее, - банки, владеющие  достаточной ресурсной базой, ликвидные  и платежеспособные. Таким образом, формирование ресурсной базы банков можно определить как ключевой элемент  стабилизации денежно- кредитной системы. Основную роль при этом играет управление пассивами коммерческого банка.

     При моделировании ресурсного обеспечения  ключевое значение приобретает базирование  модели на соответствующей концептуальной основе, главным принципом которой  является оптимизация структуры  пассивов банка. Она может быть достигнута, прежде всего, при установлении соответствия пассивов банка активам по срокам и сумма.

     Функции управления пассивами и активами тесно связаны между собой  и оказывают практически одинаковое влияние на уровень рентабельности банка. Определение объемов, сроков, цены мобилизованных средств затрагивают  весь спектр отношений в области  управления активными операциями. При  этом структура источников финансирования деятельности банка должна быть адекватна  структуре его активов, то есть определенные виды обязательств (пассивы) по размерам и срокам привлечения должны соответствовать  определенным видам активов (также  по объемам и срокам). Данный вопрос является весьма важным, так как  это соответствие влияет на финансовую устойчивость банка.

     При поступлении на корреспондентский  счет краткосрочных средств клиентов целесообразно осуществлять кредитование тех программ, которые могут обеспечить возврат средств в короткие сроки. Так, некоторые белорусские банки  увеличивают свою прибыль благодаря  предоставлению краткосрочных кредитов за счет низкорискованных межбанковских  кредитов. Подобный способ можно считать  обоснованным только если имеется стабильная тенденция к увеличению остатков на счетах клиентов. В данном случае можно говорить о совпадении реализации принципов ликвидности банка  и максимизации его прибыли.

     Для обеспечения сбалансированности структуры  источников финансирования последние  целесообразно формировать в  зависимости от конъюнктуры рынка, объектов кредитования, прибыльности и оборачиваемости активов.

     Другое  направление оптимизации структуры  пассива баланса банка связано  с качественным совершенствованием уже существующих видов и поиска возможных вариантов модификаций  предоставляемых услуг не только для удовлетворения потребностей имеющихся  клиентов, но и для привлечения  новых их категорий.

     Необходимо  поддерживать структуру пассивов, обеспечивающую определенное соотношение собственного капитала и обязательств банка, что  позволяет увеличивать прибыль  банка и повышать его финансовую устойчивость. Привлечение дополнительных средств с точки зрения финансовых результатов деятельности банка  выгодно и рационально лишь в  том случае, если цена этих средств, выраженная процентной ставкой меньше текущего значения нормы прибыли. Нарушение  этого важного правила обычно приводит к увеличению затрат на покрытие долгов за счет собственных средств, ухудшает финансовые результаты банка  со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до банкротства.

     Таким образом, главная задача коммерческого  банка состоит в поддержании  постоянного баланса между потребностями  в ресурсах и возможностями их приобретения на условиях, обеспечивающих его финансовую устойчивость и удовлетворение интересов партнеров.

     Важным  принципом является соблюдение банком достаточности ресурсов: привлекаемые средства должны быть не меньше, но и  не больше необходимых для прибыльной работы и устойчивой деятельности банка. Поэтому коммерческие банки разрабатывают  программы регулирования и размещения ресурсов, определяют сферы наиболее прибыльных вложений средств на определенный период, проводят анализ выполнения этих программ. При оценке операций применяется  комплексный подход, учитывающий весь спектр вопросов, имеющих отношение к конкретной сделке, и в то же время отражающий состояние банка.

     В коммерческих банках управление пассивами  играет важную роль в уравновешивании  рисков и целей прибыльности.

     Решения в области управления пассивами  воздействуют на прибыльность разными  способами: путем определения расходов, связанных с выплатой процентов  по заемным средствам, расходов, не связанных с выплатой процентов, но связанных с такими затратами, как обработка чеков, оплата груда  служащих и расходы на основные фонды, а также воздействием на доходы от деятельности, не связанной с получением процентов, например гонорары и сборы  за обслуживание депозитов. Они оказывают  влияние и на риски, связанные  с изменением процентной ставки, и  на риски ликвидности тем, что  определяют чувствительность пассивов к изменениям процентных ставок и  легкость доступа к приобретаемым  средствам.

     Методика  принятия решений проста. Сначала  руководство банка решает проблему выбора генеральной линии: то ли банк выберет в качестве своих потенциальных  клиентов частных депозиторов — "розничных* клиентов, то ли "оптовых" — коммерческие фирмы и правительственные  органы, то ли и тех, и других. Такой  выбор особенно важен, поскольку  клиентура банка влияет на систему  доставки продуктов (пассивов) и на расходы, связанные с выплатой процентов. Тот банк, который не делает упора  в своей деятельности на розничные  депозиты до востребования, может закрыть  свои отделения и заменить постоянные издержки процентами. В свою очередь  банк денежного центра полагается на средства, приобретаемые на национальных и международных рынках. Эти средства обычно выступают в виде депозитных сертификатов и евродолларов и приобретаются  через дилеров ценных бумаг.

     Следующий шаг — установление цены и торговля банковскими пассивами с целью  добиться желаемого сочетания состава  и срока погашения длительности для достижения рубежных показателей  прибыльности и риска.

     Управление  пассивами ставит перед банками  две проблемы: выбор размера ставки, которую они должны платить, чтобы  сохранить имеющиеся средства и  привлечь новые; угроза того, что независимо от ставок клиенты могут снять  с депозитов свои деньги. Основное опасение банкиров — это уязвимость в случае кризиса ликвидности, который может возникнуть в связи с неожиданными снятиями депозитов. Банки должны быть в состоянии занимать средства на финансовых рынках, чтобы восполнить отток депозитов и остаться платежеспособными. Проблемы ликвидности заметно обостряются в связи с тем, что банки все чаще полагаются на "горячие деньги" и рыночные депозиты. Банку стоит лишь намекнуть на свои трудности с качеством активов, как клиенты переводят свои депозиты. В этом случае попавшему в затруднительное положение банку приходится выплачивать существенные надбавки для привлечения средств вместо снятых или обращаться за "аварийным'' кредитом к регулирующим органам.

     Риск  ликвидности, связанный с депозитной базой банка, зависит от многих факторов: числа депозиторов, среднего размера  счетов, географического расположения депозитора, конкретных характеристик  каждого счета в отношении  срока погашения и ставок. Все  эти факторы диктуются клиентами, и банки не в состоянии навязывать свою волю при составлении депозитного  контракта. Но они могут отследить  потенциальный отток депозитов, если знают сезонный характер остатков и время наступления крупных  сделок, таких как масштабные снятия со счетов на выплату заработной платы  и сроки погашения больших  депозитных сертификатов. Кроме того, они могут периодически связываться  с крупными депозиторами, сообщать им озон ставки и получать сведения о желаемых ставках для изучения возможности реинвестирования средств  депозиторов.

     Большинство банков пытаются встроить в свою депозитную базу "буфер ликвидности". Малые  банки с ограниченным доступом к  национальным финансовым рынкам развивают  сервисное обслуживание клиентов для  повышения уровня базового финансирования и уменьшают эластичность процентов  по пассивам. Многие крупные банки  периодически занимают больше средств, чем им требуется, чтобы гарантировать  доступ к источникам депозитов. Если заемные средства оказываются им ненужными, они вкладывают их в краткосрочные  ссуды. Размер ликвидности, имеющейся  у крупных банков через покупные средства, ориентировочно оценивается  путем сравнения текущих заимствований  банка с его максимальным размером долга к оплате в течение предыдущего  года.

     Система корреспондентских  отношений. Система корреспондентских отношений — это система межбанковских отношений, в которой один банк продает услуги другим финансовым учреждениям. Учреждение, предоставляющее услуги, называется банком- корреспондентом, а учреждение — покупатель услуг называется банком-респондентом

     Банки-респонденты  покупают услуги у банков-корреспондентов  по различным причинам. Некоторые  услуги могут быть слишком дороги, если их предоставлять самостоятельно; другие услуги из-за запретов регулирующих органов не могут предоставляться вообще. Мелкие банки, например, желают оказывать своим клиентам полный комплекс услуг, но спрос на определенные сделки непредсказуем. Было бы непростительно дорого вкладывать средства в технологию и рабочую силу для проведения международных сделок или инвестировать в консалтинговую службу по слияниям и приобретениям, если такие операции проводятся лишь от случая к случаю. Подобные услуги становятся рентабельными лишь тогда, когда их много и можно добиться экономии масштаба, что снижает стоимость единичной операции. Даже с учетом надбавки, которую корреспондент устанавливает сверх себестоимости, такие услуги оказываются дешевле, чем если бы они выполнялись самостоятельно. Аналогичным образом банки-корреспонденты продают банкам-респондентам участие в ссудах. Это происходит тогда, когда размер отдельной ссуды превышает допустимые для данного банка размеры заимствования.

Информация о работе Активные и пассивные операции коммерческих банков и направления повышения их эффективности