Активные и пассивные операции коммерческих банков и направления повышения их эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — изучение направлений повышения эффективности активных и пассивных операций коммерческих банков.
При выполнении работы использованы общенаучные методы и специальные приемы экономического анализа (прием цепных подстановок, моделирование факторных систем, графический метод).
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены направления повышения эффективности операций коммерческих банков, изучены методы контроля активных и пассивных операций.

Оглавление

Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1 Ресурсы коммерческого банка, их характеристика 7
1.2 Размещение ресурсов коммерческим банком 16
2 АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕННЫХ И РАЗМЕЩЕННЫХ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА, НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 29
2.1 Краткая экономическая характеристика филиала №300 АСБ «Беларусбанк» 29
2.2 Современная практика организации банковского кредитования и оценка кредитоспособности потенциального заемщика 34
2.3 Банковский мониторинг, порядок создания резерва на возможные потери по активным операциям кредитного учреждения 36
2.4 Анализ эффективности активных и пассивных операций банка 41
3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 46
3.1 Оценка кредитного портфеля банка и его оптимизация 46
3.2 Международный опыт рейтинговой оценки коммерческих банков и его использование в Республике Беларусь 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список использованных ЛИТЕРАТУРНЫХ источников

Файлы: 1 файл

кирил.docx

— 149.79 Кб (Скачать)

     Рейтинг корпоративного управления является и  качественной интерпретацией количественных индикаторов, измеряющих уровень кредитного риска. Оперативное и достоверное определение уровня кредитного риска в статике, динамике и с элементами прогноза необходимо для обеспечения стабильных отношений и согласования интересов акционеров, инвесторов, кредиторов, клиентов и менеджмента любой кредитной организации. Для более точного определения уровня кредитного риска и принятия адекватных мер в случае его повышения необходимо на регулярной основе анализировать уровень отраслевого риска, динамику рисков, связанных с операциями на фондовом рынке (фондовой риск),производными финансовыми инструментами, за балансовыми сделками.

     Необходимо  отметить, что поддержание приемлемого  уровня вышеупомянутых рисков немыслимо  без создания методологии анализа  уровня процентного риска.

     IV. Индивидуальные рейтинги (присваиваются международным рейтинговым агентством «Fitch IBCA»).

     Индивидуальный  рейтинг является индикатором возможности  самого финансового посредника «поглотить»  ряд возникших в процессе его  деятельности финансовых и банковских рисков. Основными индикаторами, на базе которых эксперты рейтингового агентства принимают решение  о присвоении соответствующего рейтинга, являются:

    • прибыльность;
    • полнота, достоверность и оперативность баланса финансовой организации, включая уровень капитализации;
    • наличие/отсутствие каких-либо льгот со стороны государственных или регулирующих органов или учреждений;
    • качество менеджмента, включая степень проработки стратегии, политики и тактики деятельности в статике, динамике и с элементами прогноза;
    • оперативная внутренняя и внешняя среда осуществления деятельности;
    • последовательность, логичность управления капиталом финансовой организации, в том числе его диверсификация по географическим и функциональным направлениям деятельности финансового учреждения.

     Основные  рейтинги, присваиваемые рейтинговым  агентством «Fitch»:

  • рейтинг «А» — банк с очень высоким уровнем финансовой устойчивости. Традиционные финансовые и банковские риски, которые он принимает на себя, достаточно хорошо оптимизированы и сбалансированы. На практике это финансовые учреждения «лидеры», «звезды» или «коты»3; в случае, если они организованы недавно, — это «собаки»4;
  • рейтинг «В» — финансовый посредник финансово устойчив, но в периоды обострения кризисных явлений может испытывать временные трудности;
  • рейтинг «D» — слабая активность финансового посредника. Финансовое положение оценивается как уровень «ниже среднего», а его доходность - неудовлетворительная. Существует вероятность восстановить активность за счет собственных ресурсов, но для этого потребуется некоторое время;
  • рейтинг «Е» - финансовое учреждение достаточно уязвимо, ему необходима внешняя поддержка.

     Кроме этого, существуют и рейтинговые  градации, которые находятся между  основными рейтингами, -«А/В», «В/С», «C/D» и «D/E».

     Основные  принципы, которых придерживаются рейтинговые  агентства, должны обеспечивать достаточно адекватные основным рискам рейтинги.

     Основные  принципы, служащие базой для принятия решения о присвоении, изменении  или отзыве рейтингов конкретному  финансовому учреждению:

     а) независимость — присвоенный рейтинг представляет собой независимое мнение экспертов агентства относительно уровня финансовой устойчивости, возможности субъекта финансового сектора принимать на себя ряд финансовых и банковских рисков, вероятности получения поддержки от государственного органа или коммерческой организации в случае возникновения дестабилизирующей ситуации, а также эффективности организации системы корпоративно го управления. Независимость мнения аналитиков агентства от интересов любых участников рынка, государственных и коммерческих организаций — одна из важнейших гарантий объективности оценок в целях присвоения конкретного вида рейтинга. Наряду с качеством аналитической работы, независимость обусловливает и точность присвоенных рейтингов;

     б) публичность аналитических критериев — дает всем заинтересованным субъектам (например инвесторам)

     полное  представление об аналитических  подходах агентства при оценке рисков. Все критерии (но не конкретные индикаторы методологии) доступны и размещены  на сайтах ведущих рейтинговых агентств;

     в) коллегиальность — процедура принятия решения, позволяющая исключить любую возможность манипуляции мнением аналитиков. Рейтинговый комитет является важнейшим механизмом в процессе присвоения рейтингов, гарантирующим непредвзятость оценки аналитиков, контроль качества и отсутствие давления на мнение экспертов со стороны. Рейтинговый комитет формируется из 5-9 профильных специалистов в зависимости от особенностей эмитента. В задачу рейтингового комитета входят детальное обсуждение рейтингового отчета по конкретному финансовому учреждению и присвоение рейтинга определенного уровня посредством голосования;

     г) интерактивность — на ее основе построено взаимодействие с финансовым учреждением в процессе присвоения конкретного рейтинга и последующего наблюдения за ним. Аналитики агентств полагаются, прежде всего, на информацию, полученную от самого объекта исследования, а также на кропотливое, детальное обсуждение всех возможных ситуаций, способных повлиять на уровень его финансовой устойчивости. Интерактивность подразумевает регулярные встречи с руководством исследуемого субъекта и постоянный информационный контакт, позволяющий оперативно реагировать на происходящие изменения — внешние и/или внутренние;

     д) конфиденциальность информации — важнейшее условие работы руководства рейтинговых агентств с клиентами. Она позволяет гарантировать клиентам не разглашение переданной аналитикам конфиденциальной информации и предание огласке рейтинга только с разрешения исследуемого субъекта;

     е) использование рейтинговых шкал. Шкала дает возможность сравнивать финансовые учреждения разных стран и регионов (различный уровень суверенных, правовых и нормативных рисков), различной специфики деятельности (различная ранжировка по значимости отдельных финансовых и банковских рисков) по величине принимаемых на себя рисков;

     ж) постоянный анализ вероятности возникновения кризисной ситуации или дефолта с целью оперативного изменения присвоенных рейтингов или даже их отзыва.

     Информацию  о присвоении рейтингов ведущими международными рейтинговыми агентствами  можно получить из интернет-сайтов и пресс-релизов. На практике на сайтах отражаются только уровни рейтингов  и даты их присвоения. В пресс-релизах  почти всегда отмечаются некоторые  ключевые моменты, на базе которых присвоены соответствующие рейтинги, но конкретные методики не раскрываются.

     Для осуществления более полного  анализа основных индикаторов, на базе которых эксперты агентств присваивают  тот или иной рейтинг, необходимо сформировать альбом рейтингов. В нем  следовало бы от разить рейтинги, их расшифровку с точки зрения анализа  уровня основных финансовых и банковских рис ков, а также их связь с  уровнем финансовой устойчивости исследуемого экономического субъекта.

     Таким образом, рейтинги как стран, региональных и муниципальных образований, субъектов  финансового сектора экономики, так и нефинансовых организаций  и предприятий стали важным информационным средством, инструментом установления и поддержания деловых отношений  в рамках хозяйственной деятельности и регулирования делового общения. В условиях притока зарубежных инвестиций в банковскую систему России и  роста конкуренции у банков возникает  необходимость в повышении привлекательности  для клиентов. Рейтинговая оценка - важный сигнал для потенциальных  инвесторов. Однако рейтинги международных  агентств присвоены лишь незначительной части российских банков.

     Свобода выбора в рыночной экономике должна подкрепляться уверенностью в надежности партнера. Для принятия решения недостаточно внутренних оценок и зачастую необходима оценка независимых экспертов. Такую  роль в современном обществе играет, в частности, система рейтингов. Показатели рейтинга в компактной и  ёмкой форме характеризуют состояние  и перспективные тенденции изменения  финансовой стабильности банка, играя  роль индикаторов для принятия решений, установления и поддержания деловых  отношений. Текущий уровень рейтинга и динамика его изменения служат сигналами для сохранения, расширения или свертывания взаимосвязей.

     Проведение  рейтинговой оценки деятельности банков, зарегистрированных  на  территории  Республики  Беларусь  (далее   - банки),  для  последующего  информирования юридических лиц и граждан может  осуществляться коммерческими и некоммерческими организациями, за  исключением банков  (далее  -  организации,   осуществляющие рейтинговую оценку).

     Учредителями  и (или) собственниками организаций, осуществляющих рейтинговую  оценку,  не  могут быть банки, а также лица, являющиеся учредителями  (участниками)  банка и имеющие более 5 процентов акций банка,  члены  органов  управления  банка,  члены  кредитного совета (комитета),  руководители  обособленных  и структурных подразделений банка.

     Организации,  осуществляющие  рейтинговую оценку, не могут быть учредителями  (участниками)  банка, имеющими более 5 процентов акций банка.

     Рейтинговая  оценка  деятельности  банков  может проводиться путем  сравнительной  рейтинговой оценки с последующим ранжированием ряда    банков   и  путем  оценки  соответствия  конкретного   банка определенным параметрам без сравнительной характеристики.

     Организации, осуществляющие рейтинговую оценку, самостоятельно  определяют  методику  составления рейтинговой оценки деятельности банков, а также показатели для ее составления.

     В  методике  составления сравнительной  рейтинговой оценки могут использоваться следующие показатели деятельности банков:

  • соблюдение  банками  экономических  нормативов,   установленных Национальным банком;
  • соблюдение порядка формирования фонда обязательных резервов;
  • прибыльность банков (собственных средств и активов);
  • капитализация банков (увеличение собственного капитала банка);
  • участие  банков  в  кредитовании  реального  сектора экономики, инвестиционной    деятельности,  привлечении  средств   нерезидентов Республики  Беларусь,  размещении  средств у нерезидентов Республики Беларусь;
  • объем невозвращенных кредитов;
  • другие показатели деятельности банков на основании соответствующих договоров, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

     Организации,   осуществляющие  рейтинговую  оценку,   должны использовать  унифицированные  подходы  к  оценке  деятельности всех банков, вошедших в рейтинг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     При написании этой курсовой работы была проанализирована деятельность Филиала №300 АСБ «Беларусбанк» за несколько лет. Было установлено, что филиал №300 АСБ «Беларусбанк» имеет право осуществлять следующие виды банковских операций:

  1. привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
  2. размещение привлеченных денежных средств от имени Банка и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
  3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  4. осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц;
  5. валютно - обменные операции;
  6. доверительное управление денежными средствами;
  7. выдача банковских гарантий;
  8. инкассация денежной наличности, валютных и других ценностей, а также платежных документов (платежных инструкций);
  9. выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;
  10. финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
  11. предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.).

     Эти операции подразделяются на активные и пассивные. Под активными банковскими  операциями понимаются операции, направленные на предоставление денежных средств  банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями. Под пассивными банковскими  операциями понимаются операции, направленные на привлечение денежных средств  банками и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями. Активные операции осуществляются коммерческими банками с целью получения прибыли при одновременном поддержании необходимого уровня ликвидности банка и оптимального распределения рисков по отдельным видам операций. Необходимость соблюдения данных требований заставляет банки размешать часть своих активов во вложения, не приносящие дохода.

     По  экономическому содержанию все активы коммерческого банка можно разделить  на 4 группы:

  1. Свободные резервы — это наличные деньги в кассе. Свободные резервы — самый ликвидный вид активов банка. Но, как правило, эти активы или не приносят дохода, или дают минимальный доход.
  2. Кредиты и средства, размешенные в виде депозитов в других кредитных организациях. При размещении ресурсов в форме кредитов или депозитов у банка возникают фиксированные по суммам требования к заемщикам. Доход банка по этим операциям устанавливается при заключении сделки. Он выплачивается в виде процента.
  3. Инвестиции — это вложение ресурсов банка в ценные бумаги и другие финансовые активы (иностранную валюту, драгоценные металлы), а также долевое участие в совместной хозяйственной деятельности.
  4. Материальные и нематериальные активы самого банка (внутренние инвестиции).

Информация о работе Активные и пассивные операции коммерческих банков и направления повышения их эффективности