Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:21, курсовая работа
Цель работы — изучение направлений повышения эффективности активных и пассивных операций коммерческих банков.
При выполнении работы использованы общенаучные методы и специальные приемы экономического анализа (прием цепных подстановок, моделирование факторных систем, графический метод).
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены направления повышения эффективности операций коммерческих банков, изучены методы контроля активных и пассивных операций.
Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1 Ресурсы коммерческого банка, их характеристика 7
1.2 Размещение ресурсов коммерческим банком 16
2 АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕННЫХ И РАЗМЕЩЕННЫХ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА, НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 29
2.1 Краткая экономическая характеристика филиала №300 АСБ «Беларусбанк» 29
2.2 Современная практика организации банковского кредитования и оценка кредитоспособности потенциального заемщика 34
2.3 Банковский мониторинг, порядок создания резерва на возможные потери по активным операциям кредитного учреждения 36
2.4 Анализ эффективности активных и пассивных операций банка 41
3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 46
3.1 Оценка кредитного портфеля банка и его оптимизация 46
3.2 Международный опыт рейтинговой оценки коммерческих банков и его использование в Республике Беларусь 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список использованных ЛИТЕРАТУРНЫХ источников
В соответствии со своим размером и географическим рынком многие банки выступают в роли и корреспондентов, и респондентов. Обычно мелкие банки покупают услуги у более крупных респондентов, которые пользуются преимуществом экономии масштаба, а также у банков, расположенных на географически отдаленных рынках, где у клиентуры банка имеются определенные интересы. Респонденты платят за услуги либо в виде непосредственных гонораров, либо поддерживая депозитные балансы в банке-корреспонденте. В большинстве случаев оплата услуг принимает форму остатков депозитов до востребования, что предусматривает прибыль, получаемую корреспондентом от инвестирования таких балансов. Отношения "ты — мне, я — тебе ' составляют основу корреспондентских отношений. Система корреспондентских банковских отношений традиционно опиралась на личные знакомства банкиров. Усилившаяся конкуренция, вызванная ослаблением вмешательства государства в дела банков, их слияниями и приобретениями, привела к уменьшению количества коммерческих банков-респондентов и стала оказывать давление на пределы доходности. Открывая филиалы в других регионах, банк больше не нуждается в услугах, ранее оказываемых банком-корреспондентом. В ответ многие банки-корреспонденты перестают оказывать весь ассортимент услуг, уменьшают размеры своих корреспондентских отделов и больше внимания уделяют прибыльным продуктам и направлениям деятельности. Мелкие банки также стали испытывать на себе бремя конкуренции со стороны банков-корреспондентов в борьбе за клиентов. Банкир местного уровня, знакомя своего коллегу из банка-корреспондента более высокого уровня со своей клиентурной базой, часто обнаруживает, что корреспондент пытается сбыть свои услуги непосредственно клиенту и полностью обойти респондента. Такая ситуация вызвала двоякие последствия. Во-первых, вместо того чтобы иметь дело с одним банком-респондентом, корреспонденты теперь стремятся приобретать различные услуги у разных корреспондентов.
3.2
Международный опыт
рейтинговой оценки
коммерческих банков
и его использование
в Республике Беларусь
В современном понимании рейтинг - это комплексная оценка состояния анализируемого субъекта, которая дает возможность отнести его к некоторому классу или категории. Результаты исследования деятельности экономических субъектов выражаются комбинацией символов, на базе которой осуществляется определенная кластеризация, дающая возможность проведения текущей и сравнительной оценок. Рейтинги являются достаточно значимой составляющей в области деловой информации - они необходимы как для поддержания уровня делового доверия, так и в качестве индикатора перспективных на правлений размещения финансовых ресурсов, вложения инвестиционных потенциалов. Рейтинг по своей сути выполняет функцию преобразования достаточно больших объемов информации в мнения и рекомендации по принятию решения наиболее компактным образом.
Кредитные рейтинги — самые распространенные и широко используемые. Они присваиваются всеми ведущими международными рейтинговыми агентства ми. Кредитный рейтинг — это мнение экспертов агентств относительно общей кредитоспособности заемщика или кредитоспособности заемщика в отношении конкретных долговых обязательств, основанное на анализе достаточно стандартизованных факто ров риска. Эти рейтинги бывают долгосрочными, краткосрочными, присваиваются по международной или по национальной шкале. Кредитный рейтинг представляет собой информацию, которую инвесторы могут использовать при совершении операций с финансовыми инструментами и ценными бумагами. Долго- и краткосрочные кредитные рейтинги присваиваются на суверенном, субсуверенном уровнях, а также финансовым и нефинансовым экономическим субъектам в национальной и иностранной валютах (что даёт наличие рейтинга - см. рис.1).
Рейтинговый подход предполагает разработку системы значений показателей, в данном случае для оценки показателей финансового состояния банка. Эта система включает несколько уровней (групп, категорий) финансового состояния банков. Конечным результатом её является отнесение анализируемого банка к той или иной группе. В мировой практике существует три основных метода по строения рейтинга: номерной, балльный и индексный.
Номерная система рейтинга заключается в построении сочетаний значений показателей финансового состояния банка и присвоении каждому из этих сочетаний определённого места в рейтинге. В соответствии с технологией построения номерная система рассчитана на слабо детализированную методику с небольшим охватом факторов, влияющих на финансовое состояние банка, имеющих небольшую шкалу критериальных значений.
Для построения рейтинга в рамках более сложных методик используют балльную систему,которая позволяет осуществить оценку финансового состояния банка в баллах, присвоенных ему по каждому оценочному показателю. Сводная балльная оценка банка даёт возможность определить принадлежность последнего к той или иной группе банков.
Помимо вышеназванных, широко распространённых в мировой банковской практике рейтинговых систем существует также относительно редко встречающийся индексный методпостроения рейтинга. При его использовании производится расчёт индекса каждого из оценочных показателей финансового состояния банка. Расчёты могут производиться относительно базисных данных или средних значений, рассчитанных за ряд лет.
Рейтинг - это лишь сравнительная оценка уровней риска коммерческого банка по различным видам его деятельности, способ сопоставления их между собой по величинам различных рисков и позволяет:
Ценность рейтинга заключается в едином, однородном подходе к измерению и анализу показателя развития банков и позволяет оценить надежность, риск возможного невыполнения банком своих обязательств, это косвенная и независимая оценка риска возможных будущих потерь. Рейтинг - это не совет, как действовать, это «информация к сведению» для всех частников рынка. Население и организации в большинстве своем не имеют возможности оценить состояние того или иного банка для вложения свободных ресурсов, возможности получения кредита на свои нужды. С прохождением определенного количества времени ситуация среди банков меняется. Поэтому для ориентации населения и юридических лиц необходима оценка состояния банка, т.е. рейтинг. Рейтинг позволит кроме этого инвесторам провести оценку с каким из банков они могли бы без проблем сотрудничать на долгосрочной основе.
В развитых странах и странах с открытой экономикой постоянно проводятся рейтинги коммерческих банков, которые позволяют проводить оценку состояния банка и в зависимости от этого принимать определенные решения.
В мире на сегодняшний день функционируют ряд рейтинговых агентств, которые присваивают рейтинги странам, банкам, компаниям, проектам. К таким агентствам относятся Standard and Poor"s, Moody's, Fitch IBCA и другие.
Примером
проведения рейтинга коммерческих банков
служит участие банков в программах
международных кредитных линиях
Всемирного банка, ЕБРР и других международных
финансовых институтов финансирования
МСП. Этот рейтинг проводился с согласия
руководства коммерческого
Основная
функция коммерческих банков - это
кредитование экономики и все
вышеуказанные факты
Агентства «Standard & Poor's» и «Moody's» (совместно с агентством «Интерфакс») на регулярной основе по общепринятой методике присваивают так называемые страновые/суверенные рейтинги. Системы этих рейтингов нацелены на достаточно оперативную и достоверную оценку величины кредитных рисков в экономике страны. Из названных рейтингов исключен риск дефолта. Между рейтингами международных и внутри страновых шкал существует согласованность. Кроме этого, каждое из названных международных рейтинговых агентств присваивает и некоторые специфические для отдельных агентств рейтинги, которые на практике играют вспомогательную роль для принятия решений, т.е. дополняют кредитные рейтинги.
Считается,
что наличие у финансового
учреждения даже невысокого рейтинга,
выставленного одним из ведущих
международных рейтинговых
При выпуске долговых обязательств кредитный и прочие рейтинги:
Рассмотрим
подробнее некоторые из специфических/
I.
Рейтинги финансовой
Данные рейтинги отражают позицию агентства в от ношении устойчивости и надежности финансовых посредников, исключая определенные внешние кредитные риски и факторы внешней поддержки. Помимо кредитных организаций, эти рейтинги могут при меняться и к другим типам финансовых учреждений, а именно: международные банки развития, правительственные финансовые учреждения и национальные финансовые институты развития.
Данные
рейтинги не рассматривают своевременность
выполнения обязательств финансового
учреждения, а отражают вероятность
того, что банку потребуется помощь
третьей стороны (владельцев, государственных
органов, других компаний). Они не учитывают
вероятность получения такой
внешней помощи. Не рассматриваются
также риски, связанные с государственным
вмешательством, которое может повлиять
на способность финансового
Среди факторов, учитываемых при присвоении рейтинга финансовой устойчивости, выделяют такие специфические факторы, характеризующие деятельность финансовых учреждений, как базовые финансовые показатели, диверсификация деятельности и активов и прочее.
Таблица 3.1 - Рейтинги финансовой устойчивости
|