Активные и пассивные операции коммерческих банков и направления повышения их эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы — изучение направлений повышения эффективности активных и пассивных операций коммерческих банков.
При выполнении работы использованы общенаучные методы и специальные приемы экономического анализа (прием цепных подстановок, моделирование факторных систем, графический метод).
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены направления повышения эффективности операций коммерческих банков, изучены методы контроля активных и пассивных операций.

Оглавление

Введение 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1 Ресурсы коммерческого банка, их характеристика 7
1.2 Размещение ресурсов коммерческим банком 16
2 АНАЛИЗ ПРИВЛЕЧЕННЫХ И РАЗМЕЩЕННЫХ РЕСУРСОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА, НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 29
2.1 Краткая экономическая характеристика филиала №300 АСБ «Беларусбанк» 29
2.2 Современная практика организации банковского кредитования и оценка кредитоспособности потенциального заемщика 34
2.3 Банковский мониторинг, порядок создания резерва на возможные потери по активным операциям кредитного учреждения 36
2.4 Анализ эффективности активных и пассивных операций банка 41
3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 46
3.1 Оценка кредитного портфеля банка и его оптимизация 46
3.2 Международный опыт рейтинговой оценки коммерческих банков и его использование в Республике Беларусь 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
Список использованных ЛИТЕРАТУРНЫХ источников

Файлы: 1 файл

кирил.docx

— 149.79 Кб (Скачать)

      

     К базовым финансовым показателям  деятельности финансовых посредников  относятся; группа индикаторов, характеризующих  структуру капитала, индикаторы оценки активов; группа показателей оценки качества управления финансовым учреждением, его операциями и рисками; оценки уровня доходности и ликвидности. Хотя при этом исключаются внешние  факторы, рейтинг учитывает устойчивость и перспективность роста экономики, структуру и, соответственно, уязвимость финансовой системы, качество регулирования  и надзора за банковской деятельностью. В 2004г. Банк России зарегистрировал  Указание от 16.01.2004 № 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в  целях признания ее достаточной  для участия в системе страхования  вкладов», в котором в основном представлены аналогичные индикаторы, исследуемые экспертами международных  рейтинговых агентств.

     Рейтинги  финансовой устойчивости связаны с рыночными рисками, включающими в соответствии с рекомендациями Базельского комитета процентный риск, валютный риск, фондовый и торговый риски. В материалах Базельского комитета представлены и некоторые методики анализа уровня этих рисков в статике, динамике и с элементами прогноза. Однако рейтинговые агентства не публикуют свои развернутые методики анализа, поэтому посторонние аналитики не могут реально оценивать обоснованность принимаемых экспертами агентств решений о присвоении того или иного уровня рейтингов.

     Для ранжирования применяются литеры от «А» до «Е» с возможностью использования  подградаций «+» и «-», которые  характеризуют соответствующее  мнение экспертов агентств, а также  отклонения базовых рейтингов от средних показателей по соответствую щей группе.

     Интерес представляет и рейтинг финансовой устойчивости, присваиваемый страховым  компаниям агентством «A.M. Best Company». Он представляет собой экспертную оценку финансовой устойчивости страховых компаний и уровень безопасности капиталовложений в их акции на основе всестороннего анализа финансовых возможностей страховщиков, их финансовой устойчивости и платежеспособности. Агентство также учитывает прогнозные оценки экспертов по ожидаемому уровню конкурентоспособности компании на рынке страховых услуг на базе анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний, маркетинговой, инвестиционной и андеррайтерской политики страховщика. Основой формирования рейтинга «A.M. Best Rating» агентства «A.M. Best Company» является общедоступная информация — публичная годовая и квартальная отчетность страховых компаний; дополнительная информация, содержащаяся в отчетах аудитора, отчетах о выпусках ценных бумаг и протоколах собраний акционеров; информация, полученная от управленческого персонала компании через анкетирование, в письменном виде и при встречах.

     Для формирования рейтинга агентство использует систему, включающую 16 категорий, сгруппированных  в три группы/класса:

     1)   группы «безопасных» рейтингов:

     «А++»  и «А+» — превосходный;

     «А» и «А+» — отличный;

     «В++»  и «В+» — очень хороший;

     2) группы уязвимых рейтингов:

     «В» «В-» — хороший;

     «C++»  и «С+» — предельный;

     «С» и «С-» — низкий;

     3) группы «дефолтных» рейтингов: «D» — крайне низкий;

     «Е» — компания под надзором;

     «F»  — ликвидируемые компании;

     «S»  — приостановленный рейтинг.

     Под безопасными рейтинговыми категориями  агентства «A.M. Best Company» понимаются рейтинговые классы, означающие превосходную и хорошую финансовую устойчивость страховой компании, а также высокую  вероятность выполнения всех обязательств перед страхователями при разнообразных  экономических условиях и изменениях страхового рынка. Что касается уязвимых рейтинговых категорий, то они подтверждают (от хорошей до крайне низкой) финансовую устойчивость страховых компаний и  их зависимость от неблагоприятных  экономических условий и изменений  страхового рынка. К данным категориям также относятся категории, означающие компании, находящиеся под государственным  надзором, и ликвидируемые компании.

     II. Рейтинги поддержки (присваиваются ведущими международными рейтинговыми компаниями «Fitch IBCA» и «Standard & Poor's»).

     Рейтинг поддержки, присваиваемый агентством «Fitch IBCA», представляет собой оценку финансовой возможности субъекта (государства  или организации), который готов  оказать финансовую поддержку конкретному  субъекту финансового сектора. Для  этой цели аналитики агентства рассматривают  уровень и динамику долгосрочного  кредитного «поддерживающего» рейтинга в иностранной, а при необходимости  и в национальной валюте. В соответствии с методикой анализа при присвоении рейтинга поддержки необходимо, чтобы  поддерживающая сторона была достаточно устойчива и могла оказывать  поддержку финансовому учреждению до тех пор, пока оно не сможет самостоятельно отвечать по своим обязательствам. Но при этом не учитывается качество внутреннего кредита (это происходит при присвоении индивидуального рейтинга). Поддержка необходима в случаях, когда имеются:

  • наличие приоритетного долга (застрахованного или незастрахованного), включающего межбанковские и прочие депозиты;
  • задолженность, возникшая вследствие операции с производными финансовыми инструментами и обязательств по выполнению гарантий;
    • кредитные письма, акцепты и авали;
    • потери от торговых операций и судебных издержек.

     На  практике поддержку субординированного долга

     со  стороны государственных органов  довольно труд но предварительно оценить, так как нередко она не закреплена юридически и зависит от конкретной ситуации.

     Рейтинговая шкала представлена цифрами от «1»  до «5».

     Рейтинг «1» присваивается финансовому  учреждению, для которого существует высокая вероятность получения  внешней поддержки. Поддержку осуществляет экономический субъект, которому агентством уже присвоен долгосрочный кредитный  рейтинг не ниже уровня «А-», характеризующий  степень надежности «выше среднего».

     Рейтинг «2» присваивается финансовому  посреднику в случае, если вероятность  поддержки со стороны также высока, но субъекту поддержки присвоен долгосрочный кредитный рейтинг уровня «ВВВ-». Этот рейтинг относится к той  же зоне и классу, как и в предыдущем случае, но несколько повышена вероятность, что субъект будет не в состоянии  оказать полную поддержку финансовому  учреждению в силу собственных временных  трудностей. Необходимо отметить, что  значения рейтинговых категорий, в  которых присутствуют не только буквы, но и знаки «+» или «-», являются уточненными.

     В вышеперечисленных рейтингах поддерживающим субъектам присвоены рейтинги инвестиционного  класса самой низкой зоны.

     Рейтинг «3» характеризует стабильность субъекта финансового сектора как  более уязвимую, так как рейтинг  поддерживающей структуры находится  в спекулятивной зоне на уровне «ВВ-».

     Рейтинг «4» свидетельствует об ограниченной возможности финансового учреждения получить своевременную и/или полноценную  поддержку в силу того, что поддерживающему  органу присвоен рейтинг уровня «В». Этот рейтинг находится в спекулятивном  классе и характеризуется «высокоспекулятивным»  уровнем риска.

     Рейтинг «5» характеризует состояние финансового  посредника, который в силу высокой  финансовой уязвимости поддерживающего  органа не может рассчитывать на своевременную  и полную поддержку. Поддерживающему  органу присвоен рейтинг на уровне «В-», т.е. тот же класс и тот  же уровень, что и в предыдущем случае, но со знаком «-».

     Таким образом, рейтинги поддержки базируются на долгосрочных кредитных рейтингах  поддерживающего субъекта.

     III. Рейтинги корпоративного управления (присваиваются международными рейтинговыми агентствами «Moody's» и «Standard & Poor's»).

     В 90-х гг. прошлого столетия возрос интерес  к корпоративному управлению у акционеров, менеджеров, директоров и иных заинтересованных финансовых посредников и нефинансовых экономических субъектов. Появилась  потребность в независимых, сопоставимых в международном масштабе оценках  для сравнения практики корпоративного управления в различных странах  и институциональных единицах. Концепция  рейтингов корпоративного управления нацелена на удовлетворение этой потребности.

     Рейтинг корпоративного управления (РКУ), присваиваемый  агентством «Standard & Poor's»

     Аналитики агентства приступили к разработке методологии рейтингов корпоративного управления в начале (РКУ) 1998 г. После  тестирования методологии в ходе пилотных проектов руководство агентства  приняло решение о создании специализированной службы рейтингов корпоративного управления, и с 2000 г. оказываются рейтинговые  услуги в этой области. Данный рейтинг  связан с динамикой эффективности  принимаемых менеджментом финансово  го учреждения решений в сфере  корпоративного управления и присваивается  по шкале от CGS-10 (самый высокий  рейтинг) до CGS-1 (самый низкий).

     Рейтинги CGS-10 или CGS-9 присваиваются финансовому  посреднику, который, по мнению экспертов  рейтингового агентства, имеет очень  эффективно организованную систему  корпоративного управления.

     Рейтинги CGS-8 или CGS-7 свидетельствуют о наличии  достаточно эффективно организованной системы корпоративного управления, но с определенными недостатками осуществления некоторых направлений  анализа.

     Рейтинги CGS-6 или CGS-5 присваиваются финансовым учреждениям, которые имеют средние  процессы и практику корпоративного управления. У субъектов финансового  сектора, получивших рейтинг корпоративного управления этих категорий, есть слабые стороны в нескольких основных областях анализа.

     Рейтинги CGS-4 или CGS-3 получают финансовые организации, которые имеют слабо организованные и-структурированные направления  анализа в соответствии с требованиями системы корпоративного управления.

     Рейтинги CGS-2 или CGS-1 означают, что компании почти  осознанно не используют элементы системы  корпоративного управления и не осуществляют мониторинг в соответствии с основными  аналитическими направлениями этой системы.

     Рейтинг корпоративного управления является результатом  оценок, выставленных отдельно по четырем  компонентам:

     1. Структура собственности и влияние  со стороны акционеров. Анализ этого блока связан с раскрытием информации о номинальных владельцах акций; выстраиваются схемы четких и однозначных отношений между ними, степень аффилированности акционеров и влияния отдельных групп акционеров на стратегию, политику и тактику финансового учреждения. Таким образом прослеживается концентрация ряда финансовых и банковских рисков, возникающих вследствие деятельности реальных и/или номинальных владельцев. Основными факторами, характеризующими этот компонент рейтинга, являются: прозрачность структуры собственности; концентрация собственности и влияние на принимаемые решения со стороны самых значимых собственников.

     2. Права финансово-заинтересованных лиц и от ношения с такими лицами. Анализ осуществляется по следующим направлениям:

  • регулярность и частота проведения собрания акционеров, возможность принятия в них участия и по лучения оперативной и достоверной информации о них;
  • процедуры голосования и регламент ведения собраний акционеров;
  • права собственности (регистрация и передача, равенство прав собственности).

     3. Финансовая прозрачность и раскрытие информации, к которым относятся:

  • общепринятые стандарты раскрытия информации;
  • своевременность и доступность раскрываемой информации;
  • независимость аудитора и его статус.

     4. Структура и методы работы Совета директоров (репутация и независимость его членов; их участие в мониторинге деятельности субъекта финансового сектора, адекватность уровня вознаграждения членов), включающие:

    • структуру и состав Совета директоров;
    • роль и эффективность Совета директоров;
    • роль и независимость внешних директоров;
    • политику в области вознаграждения, оценки результатов работы и должностных перемещений директоров и менеджеров.

Информация о работе Активные и пассивные операции коммерческих банков и направления повышения их эффективности