Автоматизированное управление жизненным циклом продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:52, дипломная работа

Краткое описание

Отличительной чертой современного человечества является: производство, накопление, распределение и обработка имеющейся и получаемой информации. Любой вид производственной и бытовой деятельности связан с названными процессами. Чем бы человек ни занимался: смотрел ли телевизор, читал ли книгу, или просто разговаривал с коллегой, он постоянно получает и обрабатывает информацию. Для нашего, века, века электричества, генной инженерии, освоений космоса, атомной энергии характерен небывалый рост науки, техники и новых технологий.

Файлы: 1 файл

Диплом Кривенко АС для печати.doc

— 617.00 Кб (Скачать)

Для снижения утомления и напряжения рук менеджера в процессе работы выполняются следующие требования по планировке рабочего места:

  • клавиатура располагается так, чтобы руки менеджера были направлены вниз, т. е. уровень клавиатуры должен быть ниже уровня локтевого сустава;
  • компьютерная мышь располагается на одном уровне с клавиатурой, чтобы руки в процессе работы находились на одном уровне, что избавит от усталости в плечах;
  • у клавиатуры предусматриваются специальные упоры для поддержания кистей рук.

В соответствии с санитарными нормами  на одно рабочее место, оснащенное компьютером, предусматривается не менее 6 м2 площади и кубатура не менее 19,5 м3.

Условия труда менеджера при  работе на компьютере характеризуется  возможностью воздействия на него следующих  производственных факторов: шума, тепловыделений, ионизирующих и неионизирующих излучений, специфических условий зрительной работы.

Микроклимат на рабочем месте оказывает  большое влияние на состояние  здоровья и производительность труда  менеджера. Ввиду того, что видеотерминалы являются источником тепловыделений, это может привести к повышению температуры и снижению относительной влажности воздуха на рабочих местах, что способствует раздражению кожи. В соответствии ГОСТ 12.1.005-88 работы, выполняемые менеджером, который пользуется компьютером, относятся к категории 1а. Для помещения, где размещено рабочее место менеджера, принимаются следующие допустимые микроклиматические условия, приведенные в таблице 1.

 

 

Таблица 6.1. Микроклиматические условия

Период года

Температура воздуха, СО

Скорость движения воздуха, м/с

Относительная влажность воздуха, %

Холодный

22-24

<0.1

40-60

Теплый

23-25

<0.1

40-60


 

С учетом специфики производственного  процесса, т. е. повышенной температуры  и пониженной влажности в помещении, организуется система вентиляции на базе одного кондиционера с возможностью регулировки температуры и влажности воздуха, а также предусматривается приточная система вентиляции.

Отопление помещения – центральное  водяное от городских тепловых сетей. Возможно, использование электрического обогревателя средней мощности на особо холодный период времени и во время демисезонного отключения отопления.

Основными источниками шума на рабочем  месте менеджера, оборудованном  видеотерминалами, являются копировальная  техника, принтер, сканер, факс и оборудование для кондиционирования воздуха, в самих видеотерминалах – вентиляторы систем охлаждения и трансформаторы.

Уровень шума на рабочем месте менеджера  при работе на компьютере не превышает 65 дБА, при работе на принтере он превышает  нормы на 2-3 дБА.

Снижение шума обеспечивается за счет использования современного малошумного оборудования (современных компьютеров, дисководов, лазерных принтеров, сканеров и т. д.), применением звукопоглощающих материалов при облицовке помещения, различных звукопоглощающих устройств (прокладок под принтер) и, кроме того, рациональной планировкой рабочего места и удалением принтера и дисководов от менеджера, работающего на видеотерминале.

Важное место в комплексе  мероприятий по охране труда и  оздоровлению условий труда занимает создание оптимальной световой среды, то есть рациональная организация естественного и искусственного освещения помещения и рабочих мест.

На рабочем месте в светлое  время суток предусматривается  естественное одностороннее боковое  освещение (КЕО=1,2% в соответствии с  СНБ 2.04.05-98). Экран дисплея развернут боком к окну.

Искусственное освещение должно создавать  хорошую видимость информации на экране видеотерминала и рабочих  материалов на столе. Для освещения  рабочего места менеджера применяется  общее освещение. Для исключения засветки экрана прямыми световыми потоками светильники общего освещения с люминесцентными лампами располагаются сбоку от рабочего места под потолком параллельно линии зрения менеджера.

Вся вычислительная техника и многие другие виды оборудования представляют для человека с точки зрения поражения электротоком потенциальной опасности, так как в процессе эксплуатации или при проведении профилактических работ человек может коснуться частей оборудования, находящихся под напряжением.

Помещение, в котором находится  рабочее место менеджера, относится к помещениям без повышенной опасности. В нормальных условиях электрические сети достаточно безопасны, так как они надежно изолированы, и окружающая среда практически не разрушает изоляцию; кроме того, в помещении выполнены следующие мероприятия по защите людей от поражения электрическим током:

  1. защитное заземление - заземляются системный блок и защитный экран дисплея;
  2. части оборудования и проводка, находящиеся под напряжением, надежно защищены и расположены в недоступных местах;
  3. защитное зануление.

Благодаря заземлению и почти полному  отсутствию открытых металлических  частей на современной компьютерной технике, опасность возникновения  зарядов статического электричества  очень мала. Для уменьшения интенсивности  генерации электрических зарядов покрытие полов выполняется из антистатического линолеума.

В рабочем кабинете менеджера в  непосредственной близости друг от друга  располагаются соединительные провода, коммутационные кабели, аппаратура, устройства, узлы которых нагреваются до 80-100 С. Для отвода избыточной теплоты от персонального компьютера служат системы вентиляции и кондиционирования воздуха. При этом возможно оплавление изоляции соединительных проводов, их оголение, и, как следствие, короткое замыкание, которое сопровождается искрением.

Пожарная опасность помещения  определяется особенностями выполняемого в нем технологического процесса, свойствами применяемых веществ  и материалов. Здания, в котором  находится рабочий кабинет менеджера, относятся к II степени огнестойкости.

Для предотвращения распространения огня во время пожара с одной части здания на другую в здании устроены противопожарные преграды в виде противопожарных стен, перегородок. Конструкции изготовлены из кирпича, стекла, металла. На случай вынужденной эвакуации людей при пожаре из здания, где расположен кабинет менеджера, имеются эвакуационные выходы и пути, на которых предусмотрены искусственное освещение.

Для ликвидации пожара в помещении, где расположено рабочее место  менеджера, применяются первичные  средства пожаротушения. На лестничной клетке находится специальный ящик с песком. На стене имеется ящик с пожарным стволом и пожарным рукавом из тканевого материала. В рабочем кабинете висит огнетушитель типа ОУ-2.

В кабинете под потолком имеются  четыре дымовых пожарных извещателя системы сигнализации, предназначенной для обнаружения и оповещения о пожаре [15].

6.2 Рекомендации и предложения  по совершенствованию условий  труда на предприятии

В процессе эксплуатации дисплейной техники проявляются проблемы организации  труда операторов, организации их рабочего места, от чего существенно зависит эффективность их работы. В настоящее время каждый второй постоянно работающий за дисплеем жалуется на усталость глаз или зрительное напряжение, боли в спине, руках и голове. Связаны эти жалобы с неправильной установкой дисплеев, отблесками на экране, неудачным фоном, размерами и начертанием символов, блестящей клавиатурой, жестко связанной с экраном, неудобной позой, нерациональным режимом труда и отдыха. Конструирование и изготовление дисплеев с учетом эргономических требований и рекомендаций, а также выбор видеотерминала в соответствии с решаемой задачей, с организацией конкретного рабочего места позволили бы обеспечить работу оператора за экраном без особых ограничений [16].

В режиме труда работникам операторского труда необходимо использовать целую систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, которая складывается из различного сочетания форм производственной гимнастики.

Физкультурная пауза представляет собой комплекс физических упражнений, выполняемых в процессе труда с целью срочного активного отдыха, поддержания работоспособности и ликвидации неблагоприятных влияний профессиональной деятельности, укрепления здоровья трудящихся. Проводится физкультпауза в течение 5 - 7 минут один - два раза в смену во время регламентированных перерывов. Помимо регламентированных перерывов, в течение которых проводится вводная и производственная гимнастика (физкультурная пауза), для активного отдыха и восстановления работоспособности могут быть использованы микропаузы в работе, не входящие во время на отдых.

Требования к эргономике рабочего места менеджера.

На рабочем столе должны свободно помещаться монитор, клавиатура, мышь и другое компьютерное оборудование, а также документы, книги, бумаги - все необходимые для работы вещи. Строгие требования должны предъявляться к стулу, который просто необходим для поддержки правильной позы с учетом особенностей фигуры и изменения ее для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины. Желательно, чтобы стул регулировался по высоте, углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья. Поверхности сиденья, спинки и подлокотников должны быть полумягкими, с покрытием, которое не скользит, не электризуется и пропускает воздух.

Клавиатура должна располагаться  в 10-15 см (в зависимости от длины  локтя) от края стола. В этом случае нагрузка приходится не на кисть, в  которой вены и сухожилия находятся  близко к поверхности кожи, а на более "мясистую" часть локтя.

Рекомендуется использование эргономичной компьютерной мыши, которая специально создана для того, чтобы снизить напряжение в кистях рук.

Монитор должен соответствовать, по крайней  мере, трем общепринятым стандартам безопасности и эргономике:

FCC Class B - этот стандарт разработан канадской федеральной комиссией по коммуникациям для обеспечения приемлемой защиты окружающей среды от влияния радиопомех в замкнутом пространстве.

MPR-II - этот стандарт был выпущен в Шведским национальным департаментом. MPR-II налагает ограничения на излучения от компьютерных мониторов и промышленной техники, используемой в офисе.

TCO'95 (а также современный TCO'99) - рекомендация, разработанная Шведской конференцией профсоюзов и Национальным советом индустриального и технического развития Швеции (NUTEK), регламентирует взаимодействие с окружающей средой. Она требует уменьшения электрического и магнитного полей до технически возможного уровня с целью защиты пользователя.

EPA Energy Star VESA DPMS - согласно этому стандарту монитор должен поддерживать три энергосберегающих режима - ожидание (stand-by), приостановку (suspend) и “сон” (off). Такой монитор при долгом простое компьютера переводится в соответствующий режим, с низким энергопотреблением [17].

Необходимо также чтобы монитор  имел возможность регулировки параметров изображения (яркость, контраст и т.д.).

6.3 Расчет освещённости

Одним из важнейших условий безопасности человека при работе с ПЭВМ является рациональное и достаточное освещение  рабочего места и помещения в  целом.  Недостаточная освещенность может привести к ухудшению зрения, снижению работоспособности, быстрому утомлению и росту числа ошибок в выполняемой работе. Для предупреждения воздействия этого вида опасности необходимо заранее позаботиться о нормальной системе освещения, соответствующей нормам. В  разделе по безопасности жизнедеятельности я провожу расчёт освещённости.

В помещении, где находится рабочее  место менеджера, используется смешанное  освещение, т.е. сочетание естественного  и искусственного освещения. В качестве естественного — освещение через окно. Искусственное освещение используется при недостаточном естественном освещении. В данном помещении используется общее искусственное освещение. Расчет освещения производим в соответствии со СНиП 23-05-95.

6.3.1. Расчет естественного освещения

При боковом одностороннем освещении  суммарная площадь световых проемов  определяется по формуле:

,            (6.1)              

где  – площадь пола в комнате оператора, м2;

                    еn = еH mn ,         (6.2)

где N – номер группы обеспеченности естественным светом, N=1;

 еH – значение КЕО по таблице 2 СНиП 23-05-95, еH =2%;

 тn – коэффициент светового климата по таблице 4 СНиП 23-

         -05-95, тn =1.

еn =2*1=2%;

 – коэффициент запаса, учитывающий  загрязнение 

         светопропускающего  материала светового проема, зависит 

         от типа  помещения и от расположения  стекол. При 

         вертикальном расположении =1,2;

 – световая характеристика  окон, ;

 – коэффициент затенения помещения,  ;

 – общий коэффициент светопропускания светового проема.

,

где τ1 – коэффициент светопропускания материала. Для оконного стекла 0,8;

       τ2 – коэффициент, учитывающий потери света в переплетах окна. Для деревянных спаренных оконных рам 0,85.

        τ3 – коэффициент, учитывающий потери света в несущих конструкциях. При отсутствии несущих конструкций 1.

        τ4 – коэффициент, учитывающий потери света в солнцезащитных устройствах. При отсутствии таковых 1.

;

 — коэффициент, учитывающий  повышение  при боковом освещении благодаря отражению света от стен и потолка, .

Подставив данные в формулу получим:

 м2.

Необходима площадь окон 2,95 м2. Площадь окна имеющегося в помещении 3 м2, значит имеющегося естественного освещения достаточно.

Информация о работе Автоматизированное управление жизненным циклом продукции