Шпаргалка по "Экономической географии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:11, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1.Важнейшие тенденции и проблемы развития городов и ГХ.
Вопрос 2.Действующий экономический механизм в ГХ и необходимость его реформирования.
3.Пути развития ГХ с учётом отечественного и зарубежного опыта.
4. Важнейшие принципы, цели, направления и результаты реформы ЖКХ.
....
33. Основные направления решения экономических проблем в регионе.

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ НА ГОС все 80 вопросов.doc

— 757.00 Кб (Скачать)

• проблема обеспечения кредитов (отсутствие прав собственности на земельный участок и трудности залога объектов незавершенного строительства);

• высокий уровень рисков кредитования строительства;

• низкий уровень прозрачности финансово-хозяйственной деятельности строительных компаний;

• отсутствие у банков достаточных финансовых ресурсов;

3. низкий уровень подготовки бизнес-планов, проектов по строительству жилья, долгий срок подготовки и утверждения проектной документации.

4.Низкий платежеспособный спрос населения на жилье

5.Отсутствие достаточного количества земельных участков для строительства, обеспеченных необходимой инженерно-технической инфраструктурой. (Оценка возможных ограничений со стороны мощностей и сетей инженерной инфраструктуры свидетельствует о том, что планируемые минимальные объемы строительства жилья в необходимой мере могут быть обеспечены существующими и планируемыми к развитию мощностями и сетями инженерной инфраструктуры)

6.Недостаточные возможности производственных мощностей

7.Высокие налоги

Факторы, препятствующие развитию жилищного кредитования населения в ближайшие годы, на первый план банки выдвигают:

• отсутствие эффективной процедуры обращения взыскания на заложенное жилье и выселения;

• отсутствие у заемщиков документально подтвержденных доходов;

• отсутствие долгосрочных финансовых ресурсов;

• высокая стоимость нотариального удостоверения и регистрации;

• сложная и длительная процедура регистрации прав и сделок.

Среди различных вариантов  финансирования приобретения или строительства  жилья граждане в наибольшей степени  готовы использовать ипотечные жилищные кредиты на приобретение готового жилья приобретение жилья с применением накопительных схем, взять кредит на индивидуальное строительство жилья.

Для совершенствования  рынка жилья в городе необходимо: предоставить налоговые льготы инвесторам, готовым обеспечить расселение коммунальных квартир; снизить требования города к реконструкции зданий-памятников; обеспечить привлечение инвестиций для созданий развитой инфраструктуры в районах города, где сложилась неблагоприятная ситуация с реализацией готового жилья; для решения проблем очередников на жилье предоставить налоговые льготы предприятиям, готовых обеспечить кредитование по льготным ставкам работникам для решения их жилищных проблем.

Основные тенденции: снижение объемов финансирования жилищного строительства за счет бюджетных средств

 

30. Экологический  паспорт предприятия и организация  природоохранной работы на предприятии  ГХ

Экологические службы организуют и координируют деятельность всех служб  предприятия в области защиты окружающей среды.

На небольших предприятиях предусмотрены должности инженеров по охране окружающей среды. На крупных предприятиях, использующих природные ресурсы вбольших объемах, а также воздействующих на окружающую природную среду, создаются специализированные подразделении, занимающиеся экологическими вопросами. Их основная функциональная обязанность - обеспечение региональной экологической политики и контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

'Экологические структуры  предприятий занимаются составлением экологических программ предприятия, разработкой  мероприятий по ресурсе- и энергосбережению, внедрению малоотходных и безотходных технологий, вопросами утилизации отходов.

Одной из основных обязанностей экологических служб предприятий  является ведение экологического паспорта.

Экологический паспорт  предприятия относится к системе  государственных стандартов в области  охраны природы и рационального  использования природных ресурсов. Это документ, содержащий характеристику взаимоотношений предприятия с  окружающей средой. Основные требования к построению, оформлению и содержанию паспорта установлены ГОСТом.

Экологический паспорт содержит:- титульный лист,- сведения о разработчике паспорта,-содержание, - общие сведения о природопользователе,- эколого-экономические показатели,-сведения о выпускаемой продукции,- краткую характеристику производства,- эколого-производственные показатели,- сведения о землепользовании,- сведения о разрешениях на природопользование и природоохранную деятельность,- план природоохранных мероприятий,- список использованных источников информации.

Основой разработки  экологического паспорта являются нормативы воздействия  на окружающую среду, разрешения на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, данные инвентаризации источников загрязнения.

В экологическом паспорте дается краткое описание технологии производства, оценка ее прогрессивности, сведения о продукции, балансовая схема  материальных потоков, показатели влияния  предприятия на состояние окружающей среды.

В экологическом паспорте приводится также характеристика сырья, отходов производства и энергетических ресурсов. В частности, приводятся сведения о химическом составе сырья, расходе  сырья на единицу продукции, общее  потребление сырья, количестве образующихся твердых отходов, в том числе утилизируемых, класс опасности отходов, их физико-химическая характеристика, направления утилизации и обезвреживания отходов, видах используемых энергоносителей всего и на единицу продукции.

Информация, содержащаяся в экологическом паспорте, предназначена  для решения следующих задач:

•оценки влияния выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ  и на окружающую среду,  здоровье населения и определение размера  платы за природопользование;

•установления предприятию нормативов ПДВ, НДС, ПРО загрязняющих веществ в окружающей среде;

•планирования предприятием природоохранных мероприятий и  оценка их эффективности;

•экспертизы проектов реконструкции, технического перевооружения, расширения предприятия;

•контроля соблюдения предприятием законодательства в области охраны окружающей природной среды;

•повышения эффективности  использования материальных, энергетических ресурсов.

Наличие на объектах экономики  экологического паспорта природопользователя  будет способствовать повышению уровня контроля и обеспечения эффективности охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на новом этапе развития рыночных отношений.

 

31. Экономический   механизм  природопользования  в  регионе

 Основные принципы природопользования заложены в законе РСФСР об «Об охране окружающей природной среды . Этот закон был принят в декабре 1991г.

Управление природопользованием  В общем виде можно выделить:

 механизм прямого  государственного регулирования

 экономическое стимулирование  природоохранной деятельности..

Прямое государственное  регулирование реализуется через  нормативно- правовые, административно-контрольные  меры, прямое регламентирование и  т. д. Проявлением государственного регулирования экологических отношений путем запрета, разрешения, уполномочия является лицензирование.

Можно выделить следующие  элементы формирующего экономического механизма природопользования в  условиях перехода к рынку:

- платность природопользования;

- система экономического  стимулирования природоохранной деятельности;

- плата за загрязнение  окружающей природной среды;

- создание рынка природных  ресурсов;

- совершенствование ценообразования  с учетом экологического фактора,  особенно на продукцию природоэксплуатирующих  отраслей;

- экологические фонды;

- экологические программы;

- продажа прав на  загрязнение;

- система "залог-возврат";

- экологическое страхование.

Введение платного природопользования должно способствовать более адекватному  учету экологического фактора в  экономике, рациональному использованию природных ресурсов. В определенной степени плата за природные ресурсы являет аналогом экологического налога. Среди платежей за природные ресурсы можно выделить плату:

•за право пользования  природными ресурсами;

• за воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Платежи за производство и охрану природных ресурсов служат компенсации затрат природных ресурсов в процессе производства.

Платное природопользование во многом определяет характер системы  экономического стимулирования природоохранной деятельности, мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды.

В силу экономического стимулирования можно включить следующие направления:

- налогообложение,

- субсидирование,

- льготное кредитование  природоохранной деятельности,

- ускоренную амортизацию природоохранных фондов и др. мероприятия.

Важным элементом в  системе экономического механизма  природопользования являются платежи  за загрязнение природной среды. Она призваны компенсировать эколого-экономический  ущерб, экстернали, наносимые предприятиями и организациями в ходе деятельности.

Создание рынка природных  ресурсов целесообразно в условиях их дефицитности и возможности получения  значительных средств от их продажи.

Повышение цен на природные  ресурсы, более полный учет экологического фактора в цене на продукцию природоэксплуатирующих отраслей стимулировали бы переход производителей в народном хозяйстве на режим ресурсосбережения.

Важное значение для  финансирования охраны природы играют внебюджетные экологические фонды. Главная цель формирование таких фондов - создание независимого от государственного бюджета централизованного источника финансирования природоохранных нужд.Источники формирования экофондов - в основном платежи предприятий за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов и т.д.

Для реализации важнейших  экологических целей, стоящих перед  обществом, большое значение имеет  формирование экологических программ. Программа представляет собой увязанный  по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленный на эффективное решение экологических проблем.

Большие перспективы  имеет развитие рыночных механизмов продажи прав на загрязнение. Право  на продажу различного рода выбросов и сбросов. В рамках ограниченной территории вводится лимит на определенную сумму выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Данная сумма загрязнений не может быть превышена при новом строительстве.

Пожалуй, самым старым и проверенным экономическим  инструментом в охране окружающей среды  является залоговая система или  система "залог - возврат", когда покупая какой-нибудь товар, мы оплачиваем также дополнительную стоимость, которая затем возвращается к нам обратно. Возврат пустых бутылок, все более широко применяется в различных странах возврат израсходованных электрических батареек и др.

 

32.Эффективность природоохранных мероприятий в регионе

Для экономического обоснования  реализации природоохранного, проекта  или мероприятия необходимо иметь  критерий, который позволил бы решить какой проект, вариант лучше.

В экономике механизмом такого выбора является сопоставление затрат и выгод (результатов) в денежном выражение или определение экономической эффективности проекта/программы.

Экономическую эффективность  определяют как соотношение эффекта  и затрат. Общим правилом для нормального  экономического решения является превышение потенциальной выгоды (В) над затратами (3):

В -3>0,

Чем больше эта разница, тем удачнее в экономическом  смысле вложение средств.

На решении о степени  эффективности проекта существенно  влияет правильный учет выгод, издержек и ущербов, получаемых при реализации проекта. Главная трудность состоит в том, чтобы получить реалистичные, объективные оценки как затрат, которые могут потребоваться, так и выгоды, получаемой при проведении природоохранного проекта, мероприятия.

Большую роль может играть тщательный учет будущих экологических рисков и неопределенности, что снизит привлекательность проекта с неясными экологическими последствиями.

Экономический результат  природоохранных мероприя-тий (Р) выражается в величине предотвращаемого благо-даря этим мероприятиям годового экономического ущерба от загрязнения среды (П) (для одноцелевых природоохранных мероприятий) или в сумме величин предотвращаемого годового экономического ущерба и годового прироста дохода (дополнительного дохода) от улучшения произв-ых результатов деят-ти п/п или групп п/п (Д) (для многоцелевых природоохранных мероприя-тий), т. е. Р=П+Д.

Оценка наилучшего из нескольких вариантов природо-охранных мероприятий в этом случае осуществляется по формуле: R = (Р – З), где З  – годовые затраты на осуще-ствление природоохран.мероприятий.

Одним из подходов для  определения эффективности инвестиций и выгодности проекта в охране окружающей среди может служить  методика приведенных затрат. В ней  не ставится задача определить эффект, выгоды и т. д. от реализации мероприятия для последующего сопоставления с затратами. Главное - найти вариант развития, который бы минимизировал затраты для достижения поставленной цели. Такие методы применяются в случаях, когда определить экономические выгоды от реализации проекта сложно, но цель проекта важна для общества. В первую очередь это относится к экологическим  социальным проектам

В соответствии с методикой  приведенных затрат среди нескольких проектов выбирается проект, удовлетворяющий  следующему условию:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической географии"