Шпаргалка по "Экономической географии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:11, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1.Важнейшие тенденции и проблемы развития городов и ГХ.
Вопрос 2.Действующий экономический механизм в ГХ и необходимость его реформирования.
3.Пути развития ГХ с учётом отечественного и зарубежного опыта.
4. Важнейшие принципы, цели, направления и результаты реформы ЖКХ.
....
33. Основные направления решения экономических проблем в регионе.

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ НА ГОС все 80 вопросов.doc

— 757.00 Кб (Скачать)

§ антимонопольная политика в сфере городского хозяй-ства, ограниченная наличием естественных монополий (инженерные системы города);

§ разделение функций заказчика и подрядчика и привле-чение в городское хозяйство подрядных организаций различных форм собственности на договорной основе;

§ нормативный принцип ресурсообеспеченности и выделение различных уровней обслуживания населе-ния и прочих потребителей в городском хозяйстве;

§ ориентация на различные источники финансирования: централизованные и нецентрализованные финансовые ресурсы;

§ привлечение населения к активному участию в сфере городского хозяйства в различных формах.

 

3.Пути развития  ГХ с учётом отечественного  и зарубежного опыта.

Процесс урбанизации  во многом обусловил развитие систем ГХ, котор до этого периода находились лишь в зачаточном состоянии. Первый водопровод и простейшие канализац сооружения были созданы в Москве 15-17в.В 18в водопров-канал сис-ма и др.отрасли гх стали развиваться в с-пб.В 19в развитие сис-м гх приобретает широкий размах. Стало применяться газовое освещение улиц, обществ тран-т(омнибус).Основные меры по развитию систем гх были предприняты во 2-й половине 19 и нач 20века.Открыто первое трамв.движение в Германии.постепенно развив замощение улиц

Функц-ие сис-м  гх в советский и переход периоды

1) 1917-1927 разруха (гражд война)

2) Командно-административ (1930-1940) возрожд процесса урбанизации.во 2-й половине 20в числ-ть гор насел больше сельского населения.получили развитие все сис-мы гх но уровень и кач-во услуг было низким.развив количеств показ-ли.

Подъем промышленности, открыт в Москве метрополитен в 1940, качество ЖКУ – низкое

3) военно-восстановит.(1941-1950)

Разруха, быстрое строительство

4) административно-типовой(1951-1990)

Типовое строительство, но качество не очень, но все равно  проблема – нехватка жилья, очереди  на бесплатное получ. квартиры)

5) переходный(1991-2002)

Повышение тарифов, частная  приватиз., качество ЖКУ – очень  низкое, практически везде износ, петеря, качество воды-низкое, большие  потери, плохое дорожное хоз-во, сан. очистка

Заруб опыт развития гх.

В 19-20 в активно развив процесс урбанизации.нов Эл-ты процесса урб-ии:

- появ гор агломирации

- расшир-сь гр-цы урбанизир-х  р-ов по отношению к город  ядру

- приостановился рост  числ-ти насел-я кг

- Рост числ-ти мегаполисов

- расселение становится  более равномерным по территории

Процесс урб-ии сопровожд-ся развитием инженер-транспорт инфраструктурой, средств связи.

Основ черты развития сис-м ГХ

-чёткое раздел прав  и ответ-ти

- наличие чётких финанс-х  источ-в для поддерж развития

-налич развитой норматив-правовой  базы

-сочет.различ форм собст-ти, но приоритет част и муницип

-покрытие потребит  всех издержек произв-я

-высокие станд-тыпредостав  услуг

-налич рыноч взаимоотнош-й  в сфере гх

-налич эффектив соц  поддержки

Основные итоги:

1) сфера гх м.б коммерчески выгодной,тарифы должны покрывать затраты производителей, целесообраз использ-е различ форм договорных отношений, привлеч отечеств и иностр-го капитала, использ инноваций в сферу гх, развитие систем гх целесообразно в рамках мсу

(см вопрос 2 Чекалина ГХ)

 

4. Важнейшие принципы, цели, направления и результаты реформы ЖКХ.

Цель реформирования ЖКХ – повышение уровня и качества обслуживания населения в соответствии с действующими стандартами, путем перевода ЖКХ в систему социально ориентированного рыночного хозяй-ствования.(Увел качества услуг,снижен издержек, Снижен расходов бюджета)

Принципы реформирования ЖКХ:

§целенаправленность – означает четкую проработку целевого блока реформы, включая формулировку ба-зовой цели, целевых установок, определение перечня целевых показателей с их количественными парамет-рами и сроками реализации;

§системность – определение намечаемых мероприятий по взаимодействию друг с другом, предполагает при-нятие управленческих решений с учетом экономиче-ских, социальных и политических факторов;

§социальная ориентация – достижение целей, обеспе-чение социальных гарантий, поддержка социально неблагоприятных групп населения в период реформи-рования;

§эффективность – ориентирует на принятие экономи-чески оправданных управленческих решений, эконо-мических ресурсов, достижение окупаемости инвести-ций, перевод ГХ на условия самофинансирования и окупаемости, ресурсосбережения и сокращения неоправданных потерь в данной сфере.

Основные направления  реформы.

ØПовышение эффективности системы управления ЖКХ (разделение функций заказчика и подрядчика, развитие договорных отношений, создание жилищной инспекции для контроля за качеством жилья и комму-нальных услуг).

ØФормирование конкурентной среды (внедрение конкурсной системы отбора подрядчиков, поэтапное формирование оптового энергетического рынка, разви-тие нецентрализованных форм управления жилищным фондом (товариществ - собственников жилья).

ØСтимулирование энергоресурсосбережения (разра-ботка программ ресурсосбережения города, организа-ция учета расхода энерго- и водных ресурсов у потре-бителей и производителей, разработка программы внедрения приборов учета энерго- и водных ресурсов).

Ø Упорядочение тарифной системы (разработка и принятие экономически обоснованных тарифов по оплате услуг для населения, выравнивание коммуналь-ных тарифов между основными группами потребителей, введение дифференцированных ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения).

Ø Обеспечение социальной поддержки населения (разработка стандартов качества ЖКУ, формирование рациональной системы предоставления компенсаций на ЖКУ).

Ø Развитие систем ЖКХ (строительство и реконструк-ция объектов ЖКХ, капитальный ремонт жилищного фонда и коммунальных объектов, активное развитие локальных систем энергоснабжения).

Кадровое  обеспечение системы управления жилищной сферой города.

Нормативно-правовое обеспечение жилищной сферы города.

Анализ результатов реформ. «+» §произошло разделение служб заказчика и подрядчика и внедряются договорные отношения,

§изменилась структура собственности ЖФ,

§проводятся конкурсы, в результате которых стои-мость обслуживания и ремонта снижается на 20%.

 «-» §экономико-управленческие службы не готовы к хозяйствованию в новых условиях

§не введена новая система оплаты жилья, коммуналь-ных услуг

§необходимо проработать систему льгот и компенса-ций по оплате жилья и коммунальных услуг

Основными направлениями  явл. фин.,организац – методич, информац, кадровое и соц-психологич. обеспеч. реформы.самым важным явл. финансирование (средств не хватает, источниками  фин-я явл. бюд. средства, и платежи населения) Важным явл. отмена льгот и адресная  соц. .помощ.

Организац-методич. меры(конкурсы на содержание и ремонт жил. фонда)

Информац. (точность, полнота, актуальность , своевременность, достоверность)

 

5. Повышение  эффективности управления и создания конкурентной среды в ЖКХ.

1. По первому направлению  реформирования предусмат-ривается  разделить функции управления  и хозяйствова-ния. Создание служб  заказчика на ЖК и другие  услуги и работы. Перевод исполнителей  на условия подрядной деятельности. Одновременно с этим предусматривается развитие договорных отношений в ГХ. Заключение договоров м/у администрацией города, производителями работ и населением. Усиление контрольных функций со стороны города за деятельностью предприятий и органи-заций ЖКХ. Создание городской жилищной инспекции.

Подрядные ЖК организации  должны нести ответствен-ность за соблюдение нормативно-технических  требова-ний к содержанию и использованию  жилья и объектов коммунального  назначения, за эфф-ое использование  ограниченных финансовых ресурсов при качественном и надежном обслуживании потребителей, обеспечении сохранности ЖФ и объектов КХ.

2. Создание конкурентной  среды предусматривается путем  формирования городского (муниципального) заказа на обслуживание и развитие  объектов ЖКХ. Введение конкурсной системы отбора подрядчиков. Организация системы расчетов за произведенные и потребленные ЖКУ на основе договоров, применение экономических санкций за нарушение договорных обяза-тельств, привлечение организаций различных форм собственности за оказание ЖКУ, проведение антимоно-польной политики. Развитие нецентрализованных форм управления ЖФ (товариществ – собственников жилья).

Органы исполнительной власти субъектов РФ, ОМСУ через  службы заказчика и гос. жилищную инспекцию должны будут осуществлять контроль за установлением тарифов на ЖКУ путем введения оценки объективности расчета затрат п/п - естественных монополистов м при-были для формирования цен; обеспечивать участие в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон при установлении тарифов для организаций КХ и организаций-поставщиков топливно-энергетического комплекса; повышать организ.-правовую и фин. независимость хоз. субъектов для перехода на договорные отношения в сфере производства ЖКУ, контролировать обеспечение в рамках договорных отно-шений гарантированного обслуживания потребителей ЖКУ на уровне федеральных социальных стандартов; способствовать внедрению приборов индивидуального учета и регулирования расхода  воды, тепла, газа и др. энергоресурсов.

По 1-ому направлению  реформирования предусматрив. Разделение функций управл и хозяйствования и развития договорных отношений  по предоставлению ЖКУ

Подрядчики должны:

1 соблюдать и нести ответственность за нормативно-технич. треб. к содерж. и использов. жилья

2 за эф-ое использование фин. рес

Заказчики должны:1осущ. контроль за устан. тарифов на услуги

2повышать организац-правовую  и фин независимость

3контролировать обслуживание

4внедрять приборы  учета

По первому направлению  реформиров-я предусматрив разделить ф-ии управ и хозяйст-я в жилищ сис-ме и выделить экон поле действий для заказчика и подрядных орг-ий.а также развитие договор отнош-й на всех этапах произ-а и предостав-я дку и усилений ф-ий гос(муниц) регулир-я и контроля в жил сфере.

Основные задачи и меры формир-я конкурент среды в ЖКХ:

1.Повышение эффект-ти  сис-мы управ-я ЖКХ:

- раздел ф-ий управ-я  и хозяйст-я.Созд-е служб заказчика  на жку.Перевод исполнителей на  условия подряд деят-ти

- развитие договор  отнош-й в гх.заключ договоров  между админ города, производит-и работ и населением

- усил-е контрол ф-ий  со стороны города за деят-ю  пред-ий и орг-й жкх.Созд-е гор  жилищ инспек-и

2 Формир-е конкурент  среды в жил-ком сфере и др.отраслях  гх:

- внедр-е конкурс сис-мы  отбора подрядчиков,- поэтап формир-е оптового энергетич рынка и- разв-е нецентрализ-х форм управления жф (тсж)

 

6. Совершенствование  тарифной политики в ЖКХ.

Совершенствование системы  оплаты за ЖКУ предусматривает переход  к эк. обоснованным тарифам, сокращ.бюд. дотаций, меры по энергоресурсосбережению, повыш. эф-ти по СЗН путем выделения компенсаций. Для поддержки малоимущих сущ. адресная программа т. е. у каждого есть свой р/с куда будет поступать фин. помощь от гос-ва

Для упорядочения тарифной системы необходимо предусмотреть  следующие меры:

1. Разработка и принятие  экономически обоснованных тарифов  по оплате услуг для населения.(- для конкурентных отраслей ЖКС могут выступать рыночные цены;

- в монопольных сферах  – централизованно установлен-ные  цены, с применением норм и  стандартов.)

2. Выравнивание коммунальных  тарифов м/у основными группами  потребителей.

3. Введение дифференцированных  ставок оплаты жилья в зависимости  от его качества и местоположения.

Процесс формирования тарифов  на ЖКУ д.б. «прозрач-ным» адекватным современным эк. условиям и направ-лен на решение следующих задач:

- снижение себестоимости  услуг путем сокращения непроизводительных  потерь ресурсов;

- строгий учет расхода  ресурсов и обоснование затрат;

- рациональная дифференциация  стоимости услуг в зависимости  от качества и фактических объемов выпол-ненных работ, нормативов потребления, времени года и суток и др. факторов;

- разработка нормативной  базы, формирования и регули-рования  тарифов на ЖКУ с учетов  полномочий каждого уровня направления.

Для реш. этих задач неоходим подход к установл. Тарифов которые включал бы климатич. условия, экологич и т.д.Необход. разработать положение по регулир. цен и тарифов на ЖКУ и установленную функцию различных уровней управления должны быть  разграничены:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической географии"