Шпаргалка по "Экономической географии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 11:11, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1.Важнейшие тенденции и проблемы развития городов и ГХ.
Вопрос 2.Действующий экономический механизм в ГХ и необходимость его реформирования.
3.Пути развития ГХ с учётом отечественного и зарубежного опыта.
4. Важнейшие принципы, цели, направления и результаты реформы ЖКХ.
....
33. Основные направления решения экономических проблем в регионе.

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ НА ГОС все 80 вопросов.doc

— 757.00 Кб (Скачать)

 

11. Формирование и выбор стратегических альтернатив.

Выработка стратегии  невозможна без оценки уровня организации  и ее потенциала. Проводят управленческое обследование: определяют: ассортимент и качество продукции, оценку эффективности использования ресурсов, оценку финансового состояния, анализ хоз деятельности и т.д.

В результате анализа выясняют сильные и слабые стороны ЖХ

Проанализировав факторы  внешней среды, необходимо перейти  к этапу формирования и выбора стратегических решений. Важнейшими экономическими параметрами являются эффект и затраты. В качестве эффекта - обеспечение потребителей, уровень дохода, прибыль, и т.п. Затраты характеризуют требуемые объемы ресурсов: финансовых, трудовых, материальных, информационных и пр. Критерии эффективности вариантов решения задач стратегического управления:

  1. максимум эффекта при заданных ограничениях по ресурсам
  2. минимум затрат при условии достижения заданного эффекта.

Критерий максимума  эффекта является предпочтительнее, так как он позволяет ориентироваться  на реальный спрос и предложение продукции и услуг ЖКХ.

Классификация стратегий  проводится по ряду признаков:

1.  объект рассмотрения (стратегия делится на 2 части: общественная и частная);

2. выполняемая     функция     (стратегия     сбыта,     продуктовая     стратегия,     инновационные     и инвестиционные, а так же кадровые стратегии и др.)

  1. по направлениям развития ( стабилизации, роста, свёртывания)
  2. по способу продвижения товаров/услуг (стратегия проникновения, расширения границ, совершенствования товара, интеграции, диверсификации)
  3. по способу конкурентной борьбы (ценовая стратегия, концентрация, дифференциации) 
    Стратегия развития и продвижения товаров.

Развитие  роста, расширение бывает следующим:

  1. виды интенсив.роста: концентрация в данном сегменте; расширение границ рынка; совершенствование товара. 2.стратегия интеграции: вперёд (объединение со сбытовой структурой); назад (объединение с поставщиками);горизонтальная (с конкурентами/с контактными организациями)III диверсификация: (когда организация параллельно с основным видом деятельности занимается другим отличным от этого родом деятельности).

Стратегии конкуренции.

Виды по: способу  конкурентной борьбы; характеру поведения  на рынке.

Основные  стратегии поведения на рынке  могут быть: стратегия наступления (обороны, ресурс ограничен, изменение цены, качества и другого). При этом в конкурентной борьбе используются следующие методы: рекламная политика, ценовая политика, методы пропаганды

Выбор стратегического курса организации.

Имеются различные  методы выбора наилучшей стратегии. В основе лежит методика, которая разработана американской фирмой "Бостон Консалтинг групп".Суть: процедуры выбора заключается в количественной оценке вариантов и определение наилучшей позиции организации с учётом параметров рынка.

Процедура состоит из следующих этапов:

  • оценка привлекательности рынка(объём р-ка, ст-нь доход-ти, уров конкур-и и др) и уровня орг-ии (доля р-ка, цена тов-а, кач-во, доход-ть и др)
  • определение этапа жизненного цикла по вариантам
  • оценка позиции фирмы на рынке.

После рассмотрения и оценки вариантов стратегических альтернатив необходимо выбрать наилучшее решение. Отбор проводят с учетом важнейших факторов, наличия ресурсов и принятого критерия. Необходимо учитывать факторы:

1 допустимая степень риска

2 возможная реакция конкурентов

3 фактор времени (благоприятный период или нет)

Отобранные стратегические варианты должны быть экономически эффективными, т. е. обеспечивать достижение стратегических целей с наименьшими затратами, а также минимизировать риски  социального, экономического, политического, техногенного и экологического характера. В целевом блоке стратегии в большинстве случаев целесообразно использовать концепцию повышения качества и расширение ассортимента продукции, а так же повышение эффективности управления организацией.

 

12.Содержание стратегического планирования в городах.Система планового регулир-я развития города.

Стратегическое планирование города - плановый доку-мент, определяющий цели, задачи, приоритеты и направ-ления  и развития, важнейшие мероприятия и механизм их реализации.

Структура стратегии ГХ состоит из трех осн. блоков:

- целевой блок, включающий- цели, задачи, принципы, приоритеты,

- управленческий блок - основные направления и мероприятия,

- Хозяйственный блок - пути реализации стратегии.

Порядок разработки стратегии  городского хозяйства :

1. анализ стартовых условий

2. стратегический замысел

3. цели и целевые показатели, нормы и социальные

6. технология  проведения   мероприятия

7. разработка механизма реал-ции стратегии и обоснование обеспеч-их стандарты

4. основные принципы и приоритеты

5. стратегические направления и мероприятия подсистем

8. реализация стратегических решений в ГХ

Для планового регулирования  необхад. разработка  комплекса плановых и про-ектных документов, проведение предплановых исследований и разработок.

Виды предплановых разработок:

1 выявление территориальных проблем

2 исследование и оценка потенциала тер. (важным явл. соц-эк потенциал, он состоит из 3-х блоков: «базовый: прир. рес., эк-географич, демографич.», «обеспечивающий: трудовой, производственный, научно-инновац, бюджетный, инвестиц.», «потенциаль-ной готовности к преобраз. в городе: соц-психологич, нормативно-правовой, научно-методич.»)

3 прогнозы развития тер. (опред. возможных перспектив развития города при изменении внеш среды. Прогнозы: демографич, экологич, соц,политич)

Плановые документы:

1 концепция соц-экон развития включает такие разделы (стартовые условия, страт. выбор города «основывается на таких принципах: целенаправленность, комплексность, систем-ность, адекватность, эффективность, адаптивность, минимизация риска, баланс интересов», направления городской соц-эк. политики, ресурсы для реализации страт. выбора города и мех-ма их использования.)

2 комплексная программа  соц-эк развития мероприятий указанных по ресурсам , исполнителям и срокам мероприятий, направленных на достижение целей. определяет важнейшие меропр-я, направл на достижение поставленных целей и реш-е сформулиров-х задач (конкретизирует цели, задачи, приоритет города, важнейшие направления; обеспечивающие подсистемы: правовое, фин-экон, организ-методич, кадровое)

Система планового регулирования  развития города.

Регулирование развития города во многом зависит от обоснованности и реализуемости плановых документов.

Элементы системы планового регулирования:

1.Предплановые исследования  и разработки;

2. концепция развития  города;

3 комплексная программ  развития города;

4.градостроительные документы, (генеральный план города, схема  застройки и др.);

5. конкретные программные  проекты;

6. бюджет города и некоторое другое.

Важное значение в  сис-ме планового регулир-я развития города имеет координация принимаемых  плановых и проектных решений.Для  этого целесообразна помимо страт  плановых док-в, разработка текущ координац  плана, задачей котор служит увязка прогр-х, финан-х и проектных решений в годовом разрезе.

 

13. Роль стратегических  планов в развитии городов  и территорий.

Особенности стратегического плана СПб.

Стратегический выбор- это определение долгосрочных целей  города, политической и экономической стратегии, приоритетных функций города, стратегии городской администрации. Стратегический выбор города в области экономического развития - реализация собственной региональной модели экономики нового типа. Важнейшим стратегическим направлением в развитии города является формирование благоприятного социального климата, формирование устойчивой социальной среды, ускорение решения жилищной проблемы, реформирование ЖКХ, создание условий для безопасности личности, семьи, общества.

В СПб  впервые был  разработан стратегический план в 1997 году.

Санкт-Петербург является первым городом в стране, который  разработал уникальный плановый документ – стратегический план., отличающийся от других видов планов как в России, так и на Западе. Для российской практики новым явилось непривычная гласность и демократичность, открытость разработки. Основное отличие стратегического плана Санкт-Петербурга от аналогичных документов для западных- городов состоит в необходимости учёта особенностей переходного периода российской экономики, включая незавершённость рыночного реформирования, необходимость создания благоприятной хозяйственной и социальной среды.

Для разраб страт плана  в Спб был проведён анализ конкурент-х возможностей города. Можно сделать вывод, что основ преимущ-ми  явл след: выс проф образоват уровень значит части насел-я; благоприят географ полож-е; м\народ извест-сть; архитектур облик; интенсив культур жизнь.

Недостатки: демография, экология, инфрастр-ра, дифференц насел-я. На основ провед анализа был разработан страт план города. Основ задачей явилось опред-е роли города в стране и мире.

Для стратегического  плана города характерны следующие  черты:

  1. - нацеленность на конкурентоспособность города в борьбе за привлечения доходов в форме инвестиций;
  2. - концентрация на ключевых, перспективных направлениям развития;
  3. - стратегический план не является административным документом, а служит договором общественного согласия, в соответствии с которым все его участники принимают на себя определённые обязательства;
  4. - формирование и реализация стратегического плана основана на механизме стратегического партнёрства, когда все его участники вносят свою лепту в разработку и реализацию плановых рекомендаций;
  5. - назначение плана служит в определении ориентиров для все участников и, прежде всего , бизнесу, инвесторам и населению;
  6. - сочетание долгосрочного видения и конкретности первоочередных действий;
  7. - непрерывность работы, по мере поступления новой информации и изменения внешних и внутренних факторов развития;

- наличие специальных  органов стратегического планирования, включающих  генеральный и экспертный советы, тематические комиссии, рабочие группы, а также Проектное бюро Стратегического план Санкт-Петербурга.

Структура и направления  стратегического плана СПб:

Целевой блок- стабильное улучшение качества жизни населения. Подцель- повышение доходов и занятости за счет экономического роста, улучшение условий жизни за счет повышения эффективности использования бюджетных средств.

Приоритеты- развитие города как контактного центра, центра науки, туризма, культуры, образования.

Четыре основных направления развития города: 1формирование благоприятного хоз-ного климата (снижение налогов, рынок недвижимости, правовая защищенность, снижение безработицы). 2.интеграция в мировую экономику (усиление внешнеторговых, транспортных связей).3.улучшение городской среды ( возрождение ист.центра, развитие инженерной инфраструктуры, экология, социальная поддержка населения).4.формирование благоприятного социального климата.

Содержательные характеристики миссии Санкт-Петербурга

Раскрытие содержания миссии (отдельных субмиссий)

I. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ —  ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ

1.1. Достижение высокого  качества жизни населения на  основе:

 а) создания комфортной  среды обитания (в том числе реализации соц.-ориент. реформы ЖКХ);

 б) обеспечения  занятости. 

1.2. Условия для здорового образа жизни.

 1.3. Обеспечение:

 а) безопасности  горожан (противопоставление криминалу  и коррупции);

б) защита чести и достоинства  горожан и юридических лиц.

1.4. Воспитание и развитие  петербургского менталитета. 

1.5. Развитие сферы  сервиса и других социально-ориентированных отраслей городской инфраструктуры.

II. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ —  ТЕРРИТОРИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО, МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНО-ГО  ОБЩЕНИЯ И СОГЛАСИЯ 

2,1 Законодательное противопоставление  экстремизму, межнациональной розни. 

2,2 Публичное (массовое) действенное противопоставление экстремизму.

III. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ —  УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ГОРОД 

3.1. Специальная программа  развития ВУЗов. 

3.2. Стимулирование повышения  качества высшего образования. 

3.3. Формирование специфических  условий, характерных для университетских городов мира.  3.4. Привлечение научных организаций города, РАН, учреждение городских стипендий.

IV. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ —  ПРОМЫШЛЕННЫЙ, НАУЧНЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ  ЦЕНТР

4.1. Восстановление престижа  питерской науки промышленности.

4.2. Поддержка НИОКР  и расширение производства конкурентоспособной  продукции. 

4.3. Стимулирование научно  — технического прогресса. 

4.4. Партнерство крупного, среднего и малого бизнеса. 

            V. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ УЗЕЛ, ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР

5.1. Воссоздание и развитие  мощного транспортного узла, обеспечивающего  обслуживание пассажиро- и грузопотоков  на современном уровне.

5.2. Создание условий  для эффективной конкуренции  с иностранными портами на  Балтийском море и с иностранными владельцами других средств и систем транзитных перевозок пассажиров и грузов через Санкт-Петербург.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической географии"