Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 08:06, курсовая работа
Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:[1]
1) создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
2) является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;
3) обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;
4) выступает как районообразующий фактор;
5) является отражением степени развития производительных сил в регионе;
6) дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.
Введение 3
1. Место и роль общего машиностроения в народном хозяйстве РФ. 4
2. Факторы и особенности размещения отраслей общего машиностроения.
10
2.1 Особенности размещения предприятий общего 10 машиностроения по территории РФ. 10
2.2 Современная география общего машиностроения. 18
3. Проблемы и перспективы развития общего машиностроения РФ 22
3.1 Структурные изменения 25
3.2 Институциональные преобразования 27
3.3 Инновационная и научно-техническая деятельность 28
3.4 Капитальное строительство 30
3.5 Внешнеэкономическая деятельность 31
Заключение 33
Библиографический список 35
Внутрипроизводственные факторы определяют характер и результаты деятельности предприятий общего машиностроения и представляют собой совокупность необходимых условий и средств на предприятии для изготовления данного вида продукции, способствующих достижению определенного уровня технико-экономических показателей производства: характер используемых для производства продукции техники и технологических процессов, уровень и формы организации производства, степень загрузки основного технологического оборудования и т. д.
При планировании размещения не безразлично, каким способом, какими техническими средствами и на основе каких процессов будет организовано намечаемое к размещению производство. Это важно, потому что фактор технической оснащенности производства вместе с уровнем развития специализации, концентрации и кооперирования, а также другими организационными моментами существенно влияет не на удельные нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии и труда на предприятиях общего машиностроения, но и на объемы выпуска продукции, что в совокупности с другими факторами определяет и размещение предприятий.
Исследование
внутрипроизводственных факторов составляет
основу определения отраслевых особенностей,
поскольку без научного предвидения
конструктивных изменений в организации
производственных процессов трудно рассчитывать
на успешное решение вопросов размещения
предприятий общего машиностроения. Это
очевидно, ибо процесс производства динамичен,
и то, что сегодня является нормой, завтра
может оказаться тормозом развития производительных
сил. Это касается не только технического
перевооружения предприятий, но и совершенствования
технологии производства, развития специализированных
производств по изготовлению унифицированных
изделий широкого применения, оптимизации
мощностей предприятий общего машиностроения,
создания территориально-
Все это говорит
о том, что техническая база размещаемого
производства должна иметь научное
обоснование и строиться на передовых
методах и средствах
Под внепроизводственными факторами следует понимать совокупность природных и экономических условий в районах, способствующих или сдерживающих экономически эффективное развитие общего машиностроения. К ним относятся природные и климатические условия районов, условия обеспечения производства необходимым сырьем, материалами, топливом, тепловой и электрической энергией, водой и трудовыми ресурсами, объемы потребления машиностроительной продукции, возможности обеспечения кооперированных связей в районах и др.
Внепроизводственные факторы играю существенную роль в размещении производства, и предопределяют территориальную дифференциацию его эффективности, поскольку каждый из экономических районов различается не только наличием и количеством производственных ресурсов, но и их стоимостными показателями.
К внепроизводственным
факторам следует отнести природно-
Количественные
и качественные показатели сырьевых,
топливно- энергетических, водных, земельных
ресурсов также влияют на эффективность
территориальной организации
Территориальная дифференциация затрат
на водные и земельные ресурсы тоже достигает
больших размеров, но в абсолютном выражении
в сравнении с другими видами затрат они
практически не соизмеримы. Дифференциация
по стоимости различного вида производственных
ресурсов значительна не только между
экономическими районами, но и внутри
них. Особенно это необходимо учитывать
при внутрирайонном анализе производства
и при формировании территориально- производственных
комплексов.
Нельзя, однако,
забывать, что общее машиностроение
относится к сравнительно мобильной
отрасли промышленности, и его
размещение не определяется только наличием
необходимых ресурсов и условий
в районах.
Последние при необходимости можно создать
за счет широких кооперированных связей
между отраслями машиностроения и смежными
отраслями промышленности.
Однако в этом случае разница в затратах
будет достигаться за счет не только действительной
дифференциации стоимостных показателей
на ресурсы, но и дополнительных затрат
на их транспортирование потребителям.
Необходимо также иметь в виду, что наряду с основными факторами внепроизводственного характера на размещение общего машиностроения большое влияние оказывает уровень сложившегося промышленного производства и действующей социальной и производственной инфраструктуры. Если район индустриально развит и обеспечен жилищно-коммунальными и культурными учреждениями, эффективность размещения предприятий общего машиностроения может быть значительно выше.
Отраслевые особенности
машиностроительных производств выражают
важнейшие технико-
Во многих случаях
более целесообразно
Приближение производства машиностроительных изделий к местам их потребления целесообразно и в интересах снижения физического объема работы транспорта и транспортных расходов. В тоже время упрощаются хозяйственно- технические связи между создателями машин и их потребителями. Они становятся более тесными и постоянными и, благодаря этому, способствуют повышению качества машин в производстве и эффективности эксплуатации их.
В настоящее время почти каждый район имеет свои предприятия представляющие общее машиностроение, производственный профиль которого соответствует экономическим предпосылкам и направлению дальнейшей индустриализации и перспективному развитию экономики района.1
2.2 Современная
география общего
Общее машиностроение
характеризуется преобладанием
сборки металлических конструкций,
а также изготовлением
Локомотивостроение
исторически возникло там, где начала
складываться железнодорожная сеть
страны (Центральный район, Санкт-Петербург).
Впоследствии оно продвинулось к источникам
сырья. В настоящее производство локомотивов
имеется в следующих районах: тепловозов
— в Центральном
(Коломна, Брянск, Калуга, Людиново, Муром),
электровозов — на Северном
Кавказе (Новочеркасск).2
В тех же районах
и по аналогичным причинам было создано
вагоностроение, но современное размещение
его предприятий отличается более широкими
территориальными границами по сравнению
с границами локомотивостроения. Близость
к металлургическим базам для производства
вагонов хотя и желательна, но не играет
такой роли, как при размещении предприятий
локомотивостроения. Однако появляется
дополнительный фактор: несмотря на увеличение
выпуска цельнометаллических вагонов,
до сих пор в вагоностроении широко используются
пиломатериалы. Поэтому условия для его
развития благоприятны в тех районах,
которые располагают необходимыми источниками
древесного сырья или ориентируются на
привозную древесину.
Производство вагонов получило развитие
в Центральном (Брянск, Калинин,
Мытищи) районе, на Северо-Западе (Санкт-Петербург),
на Урале (Нижний Тагил,
Усть-Катав) и в Западной Сибири (Новоалтайск).1
Новый центр по производству грузовых вагонов (в том числе контейнеровозов) формируется в Восточной Сибири (Абакан).
Судостроение
охватывает строительство и ремонт
судов, а также судовое
Судостроение "привязано" к морским побережьям (часто находясь в устьях рек и внутренним водным путям сообщения. Среди отраслей машиностроительного комплекса выделяется наиболее продолжительным циклом производства. Другие особенности отрасли: строительно-монтажный характер технологических операций, разнообразие типов судов и наличие многочисленных смежников по их производству.
По назначению
суда делятся на транспортные, промысловые
(для добычи и обработки рыбы,
крабов, морского зверя), промышленно-добывающие
(драги, нефтебуровые установки, лесосплавные
суда и др.), спортивно-туристкие.
Самая широкая по составу — группа транспортных
судов, включающая грузовые и пассажирские,
а также суда смешанного типа. Грузовые
суда в свою очередь представлены сухогрузными,
наливными и сухогрузно-наливными. Наконец,
для сухогрузных судов характерна специализация
по роду перевозимого груза и грузообработке:
лихтеровозы, контейнеровозы, рефрижераторы.
Важнейшие центры
морского судостроения расположены
на побережьях
Балтийского (Санкт-Петербург, Клайпеда,
Выборг), Баренцева (Мурманск),
Каспийского (Астрахань) и Японского (Владивосток)
морей. Они имеют определенную специализацию.
Так, предприятия Санкт-Петербурга дают
главным образом транспортные суда, в
том числе ледоколы-атомоходы.
Центры речного
судостроения находятся в Волго-Вятском
(Нижний
Новгород) районе, в Поволжье (Волгоград),
Западной Сибири (Тюмень,
Тобольск), Восточной Сибири (Качуг) и на
Дальнем Востоке (Благовещенск).
Сельскохозяйственное
машиностроение явно тяготеет к местам
потребления готовой продукции, причем
специализация предприятий находится
в строгом соответствии с профилем сельского
хозяйства разных районов страны. Так
производство зерновых комбайнов сосредоточено
на Северном Кавказе (Ростов,
Таганрог), в Сибири (Красноярск), льноуборочных
машин в Центральном районе
(Бежецк), картофелеуборочных (Рязань,
Тула), силосоуборочных (Люберцы).
Ориентация на
потребителей готовой продукции
характерна и для отраслей и, обеспечивающих
промышленность технологическим оборудованием.
Например, производство машин и оборудования
для легкой и полиграфической промышленности
находятся главным образом в Центральном
районе и на Северо-
Западе.1
Проанализировав местоположения основных центров общего машиностроения можно определить влияние конкретных факторов на некоторые отрасли (см. таблицу 2.2.1).
Таблица 2.2.1
Степень влияния
конкретных факторов на размещение общего
машиностроения.2
|Отрасли общего |Сырьевые |Топливно-эн|Трудовые
|Районы |
|машиностроения |ресурсы |ергетически|ресурсы
|потребления |
| | |е ресурсы | |продукции |
|Локомотивостроение |++ |- |+ |+ |
|Судостроение |- |- |+ |+++ |
| | | | | |
|Станкостроение |+ |- |++ |++ |
| | | | | |
|Сельскохозяйственное |- |- |+ |+++ |
|машиностроение | | | | |
Если же говорить
более конкретно о самих
Таблица 2.2.2
Основные предприятия
общего машиностроения.1
|Название предприятия |Город |Вид продукции
|
|Коломенский | | |
|тепловозостроительный |Московская обл.
г. |Тепловозы магистральные|
|завод имени Куйбышева |Коломна | |
|Людиновский | | |
|тепловозостроительный |Г. Людиново |Тепловозы
магистральные|
|завод | | |
|Ордена трудового | | |
|красного знамени завод |Нижегородская
обл. г. |Дробилки |
|дробильно-размольного |Выкса | |
|оборудования | | |
|Алтайский |Алтайский край, |Вагоны грузовые
|
|вагоностроительный |г.Новоалтайск |магистральные
|
|завод | | |
|Мытищинский | | |
|вагоностроительный |Московская обл.
г. |Вагоны метрополитена |
|завод |Мытищи | |
|Алтайсельмаш |Алтайский край, г. |Технологическое
|
| |Рубцовск |оборудование для с/х |
|Тверской вагонзавод |г. Тверь | Пассажирские
вагоны |