Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 08:06, курсовая работа
Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:[1]
1) создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
2) является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;
3) обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;
4) выступает как районообразующий фактор;
5) является отражением степени развития производительных сил в регионе;
6) дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.
Введение 3
1. Место и роль общего машиностроения в народном хозяйстве РФ. 4
2. Факторы и особенности размещения отраслей общего машиностроения.
10
2.1 Особенности размещения предприятий общего 10 машиностроения по территории РФ. 10
2.2 Современная география общего машиностроения. 18
3. Проблемы и перспективы развития общего машиностроения РФ 22
3.1 Структурные изменения 25
3.2 Институциональные преобразования 27
3.3 Инновационная и научно-техническая деятельность 28
3.4 Капитальное строительство 30
3.5 Внешнеэкономическая деятельность 31
Заключение 33
Библиографический список 35
В 1995 г. начата работа по усилению управления государственной долей капитала в акционерных обществах. Были оформлены 52 доверенности на представление государства в органах управления АО. Пока основными вопросами, решаемыми указанными представителями в АО, являются регулирующие функции по сохранению деятельности предприятий, а также вопросы производственного характера.1
3 Инновационная и научно-
Главным направлением
инновационной и научно-
Среди факторов, сдерживающих инновационную деятельность в народном хозяйстве, основную роль играют монетарные: завышенные кредитные ставки, высокий уровень инфляции и, что особенно характерно для общего машиностроения, неплатежеспособность заказчиков. Новые технологии, и особенно энергосберегающие, внедрялись только на трети предприятий. Что касается автоматизации процессов производства, то доля предприятий, где ведутся такие работы, составляет пока 11%. При этом внедрение новых технологий наиболее активно осуществляется на крупных предприятиях.
Таким образом, предприятия общего машиностроения оказались наиболее зависимы в области нововведений от влияния экономической конъюнктуры.
Учитывая критическую
ситуацию с положением отраслевой науки
и принимая во внимание, что объектом государственной
поддержки должен стать российский научно-технический
потенциал, на правительственном уровне
в качестве первоочередных необходимо
реализовать следующие основные меры:1
. предусмотреть реальные ассигнования
на финансирование научно- исследовательских
и инновационных работ в размере не менее
3% расходной части годового бюджета (постановление
Правительства Российской Федерации от
17.04.95 г. № 360 «О государственной поддержке
развития науки и научно- технических
разработок»);
. остановить неуправляемое распространение
рыночных отношений на научно-техническую
сферу;
. последовательно изменяя инновационный
климат в экономике, способствовать формированию
платежеспособного спроса на инновации;
. создать условия (экономические, правовые,
социальные) для развития предпринимательства
в научно-технической сфере;
. переориентировать часть ресурсов в
пользу федеральных инновационных программ,
подкрепив затраты на НИОКР необходимыми
инвестициями и государственной поддержкой.
5 Капитальное строительство
Объем капитальных
вложений на 1997 г. по объектам производственного
и непроизводственного
5448,7 млрд. руб., в том числе за счет централизованных
капитальных вложений всего лишь 263,7 млрд.
руб. (4,8%). Для сравнения — в ценах 1991 г.
это 0,07—0,08 млрд. руб.1
Иные формы
привлечения проблемы не решают. Так
по экспертной оценке, в
1997 г. за счет средств местных бюджетов,
коммерческого и частного капитала, эмиссии
ценных бумаг предприятия намечались
использовать на инвестиции 1286,0 млрд.
руб. (против 536 млрд. в 1995 г.).2
Иностранные инвестиции,
по оценке Роскоммаша. могут составить
около
67,4 млн. долл.3 Дальнейший приток иностранных
инвестиций в машиностроении сдерживается
сохранением инфляционных процессов,
а также отсутствием в связи с этим долгосрочных
страховых и правовых гарантий для инвесторов.
Капитальные вложения производственного назначения за счет средств федерального бюджета составили 263,74 млрд. руб. или 4,8% от общего объема капитальных вложений за счет всех источников финансирования.
В связи с
ограниченностью бюджетных
Общая дополнительная потребность в централизованных капитальных вложениях превышает 1,9 трлн. руб. В связи с ограниченностью капитальных вложений за счет централизованных источников получат дальнейшее развитие инвестиционные конкурсы. В 1996 г. государственная поддержка на конкурсной основе оказывалась 14 предприятиям общего машиностроения в размере 144 млрд. руб., что позволило им привлечь 396 млрд. руб. инвестиций за счет собственных и заемных средств.1
6 Внешнеэкономическая
При оценке состояния товарооборота со странами дальнего и ближнего зарубежья учтена определенная тенденция к стабилизации, наметившаяся в отдельных отраслях общего машиностроения в результате адаптации многих предприятий к условиям товарного рынка, а также положительные сдвиги в восстановлении кооперационных связей со странами СНГ и бывшего СЭВ. В то же время в 1997 г. в значительной степени сохранилось действие таких негативных факторов, как кризис платежеспособности предприятий, невысокий технический уровень основной массы выпускаемой продукции и, как следствие, ее низкая конкурентоспособность, нерешенность до настоящего времени вопросов государственной поддержки экспортно-ориентированных производств, отсутствие в стране системы страхования экспорта и предоставления банковских кредитов, а также систематизированных маркетинговых исследований структуры спроса на продукцию общего машиностроения во внешнеэкономической деятельности.
В условиях сохранения
низкого платежеспособного
— 8-10%. Объемы экспорта в эти страны составили
соответственно 1,7 и 1,2 млрд. долл.1
Доля экспорта в объеме производства продукции общего машиностроения в 1996 —1997 гг. сохраняется примерно на одном уровне и находится по основным видам номенклатурных позиций в пределах 20—30%.2
Одновременно
в 1997 г. произошло незначительное увеличения
импорта машинно-технической
По важнейшим видам машиностроительной продукции доля импорта в объеме продажи товаров в 1996—1997 гг. колеблется в значительных пределах — от 15 до 40%, однако, благодаря усилиям по импортозамещению, имеет тенденцию к снижению.4
Заключение
Общее машиностроение
— это одна из основных отраслей
промышленности
России. И от того как будет развиваться
общее машиностроение в немалой степени
зависит и развитие экономики страны.
В настоящее время отрасли общего машиностроения
нуждаются в структурной перестройке
и интенсификации.
Что же означает
интенсивный путь развития в общем
машиностроении.
Прежде всего он подразумевает качественно
новое натурально-вещественное наполнение
стоимостных показателей. Ведь рост выпуска
машиностроительной продукции может быть
обеспечен как за счет изменения стоимости
техники и
"вымывания" из номенклатуры выпускаемого
оборудования дешевых его видов, так и
за счет расширения производства, увеличения
массы выпускаемой техники, улучшения
ее потребительских свойств. Последний
вариант развития и представляется единственно
верным в условиях интенсификации экономики.
Кроме того, само машиностроительное производство
должно быть переориентировано на использование
материало-, трудо- и фондосберегающих
технологий производства машин и оборудования.
Интенсификация
машиностроительного комплекса
должна рассматриваться в двух аспектах.
Во-первых, интенсификация машиностроительного
производства внутри комплекса, то есть
выпуск передовой техники с минимальными
затратами живого труда, и, во-вторых, интенсификация
в отраслях народного хозяйства, происходящая
на базе внедрения новейших машин, оборудования,
приборов и устройств, выпускаемых машиностроителями.
Эти направления интенсификации тесно
взаимосвязаны и не могут осуществляться
в отрыве один от другого.
Первичным, естественно, является производство
машин и оборудования в машиностроительном
комплексе, и от того, как машиностроение
справляется с поставленными задачами,
зависит эффективность работы других
отраслей народнохозяйственного комплекса
в целом.
Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в значительной мере зависят от положения дел внутри машиностроительного комплекса, от того, сколь быстро машиностроители смогут перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли народного хозяйства.
Анализ состояния и перспектив развития отечественного машиностроения показывает, что судьба данного комплекса, а значит — индустриальное будущее страны, зависит от того, в какой мере и как скоро удастся преодолеть инвестиционно-спросовые ограничения. А это составляет задачу народнохозяйственную. Ее решение предполагает создание мощных стимулов к производственному инвестированию и адекватных макроэкономических регуляторов. Не только монетарных, которыми, как теперь очевидно, не исчерпывается класс экономических методов.
Пора подключать
к преобразованиям сильную
Библиографический список
1. Воронин В.
В. Экономическая география
1997 г.
2. Бизнес-карта-97: Промышленность. Т. 27-2: Общее машиностроение.
АДИ "Бизнес-карта". 1997.
3. Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 1998г.
(обзор). // Экономист №1, 1998 г.
4. Мозохин С.
И., Татаринцева Е. Н.
5. Региональная экономика. / Под ред. Т. Г. Морозовой, Москва, 1995г.
6. Рыбаков А. Я., Коновалов А. А. . Ключевая роль машиностроения.
Москва 1987 г.
7. Синько В.
И., Корниенко А. А. Современное
состояние отраслевой науки
8. Синько В. И. Оценка состояния машиностроения России и направления его развития. // Вестник машиностроения. 1997. №6.
9. Справочное
пособие по географии для
10. Экономика
машиностроительной
Краюхина, Москва, 1987 г.
11. Экономика машиностроения./ Под ред. Е. М. Карлика. Ленинград 1985 г.
12. Экономика и организация промышленного производства. /