География отраслей тяжелого машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.
По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %). Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Технико-экономические особенности и факторы размещения отраслей тяжелого машиностроения 4
Глава 2. История развития отрасли 11
Глава 3. Основные центры тяжелого машиностроения 13
Глава 4. Особенности современного состояния 16
4.1. Структурные изменения 19
4.2. Финансовое состояние и труд 22
4.3. Институциональные преобразования 23
4.4. Инновационная и научно-техническая деятельность 24
4.5. Капитальное строительство 25
4.6. Внешнеэкономическая деятельность 26
Заключение 28
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

tyazmash.doc

— 170.50 Кб (Скачать)


Министерство общего и профессионального образования  РФ

Самарская Государственная  Экономическая Академия

Кафедра экономической  и социальной географии.

Курсовая  работа

по экономической  географии на тему:

 

"География  отраслей тяжелого машиностроения ".

 

 

Выполнил студент

                         Дата защиты:                                             1 курса дневного отделения 

          Оценка:                                                           факультета ИТЭ и МЭО, 

группа ЭТ-2

Соколов С. В.

Научный руководитель к. г. н. Зуева О. В.

 

 

 

Самара

1998

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция  предприятий  машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса  во  всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 %  от общего объема промышленной продукции.  В нашей стране эта отрасль развита недостаточно.  В Японии,  Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.

По экспорту  машиностроение  занимает 2-ое место после ТЭК.  Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %). Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет.

На долю тяжелого машиностроения приходится около 60% продукции  от всего машиностроительного комплекса.

Эта группа отраслей машиностроения отличается   большим  потреблением металла, относительно малой  трудоемкостью и  использованием энергии. Тяжелое  машиностроение включает производство оборудования для металлургических  предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и  вагонов.  Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической  обработке  и  сборке  крупногабаритных деталей,  узлов, агрегатов и целых секций.

Для этой цели отрасли  характерны как предприятия законченного производственного цикла,  самостоятельно  осуществляющие заготовку, обработку  и сборку деталей и узлов, так  и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных,  поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы.(8)

 

Глава 1. Технико-экономические особенности  и факторы размещения отраслей тяжелого машиностроения

Технико-экономические особенности  размещения отдельных отраслей тяжелого машиностроения и их учет — необходимые  требования при экономическом обосновании  географического размещения отраслей и отдельных предприятий. Несмотря на множество факторов, влияющих на размещение машиностроительных предприятий, их можно систематизировать и в зависимости от важности сгруппировать в соответствующие группы.

Тяжелое машиностроение объединено в  одну группу с такими отраслями как: горнорудная, угольная, металлургическая отрасли машиностроения, производство подъемно-транспортного оборудования и некоторые другие отрасли машиностроения, выпускающие крупногабаритные и весьма металлоемкие машины, например кузнечно-прессовое оборудование, литейные машины и т. д. Предприятия этой группы при производстве 1 т. готовой продукции отличаются высокой электроемкостью (свыше 150 кВт/ч) и малой трудоемкостью (250-1000 чел/ч), но самое главное, что данной группы характерна высокая металлоемкость. Предприятия этой группы географически тяготеют преимущественно к металлургическим базам. Некоторые виды машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или с узкоотраслевым характером потребления (оборудование для цементной промышленности, шахтное оборудование для угольной промышленности и т. д.), по перечисленным обстоятельствам располагаются преимущественно в районах их потребления.

Размещаемая отрасль должна рассматриваться  как составная часть всего  хозяйственного территориально-производственного  комплекса и размещаться не изолированно, а так, чтобы быть связанной с другими отраслями машиностроения и промышленности, со строительством, транспортом и непроизводственной сферой деятельности. Такой подход должен найти отражение в вариантах размещения отрасли и в расчетах затрат основных и оборотных средств в строительные базы и на транспорт, обеспечивающий доставку сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов комплектующих изделий и готовой продукции.(1)

Размещение отрасли определяется на стадии перспективного планирования и ограничивается, как правило, выбором района. Размещение же предприятия требует выбора не только района, но и пункта строительства, и намечаются они на предпроектной стадии, а окончательно определяется на стадии проектирования. Экономическое обоснование размещения отрасли предусматривает распределение задания по производству той или иной продукции по действующим, строящимся и намечаемым к строительству новым предприятиям, при этом учитываются общие для района и страны экономические условия (балансы материалов, труда, капитальных вложений, производственных мощностей, производства и потребления заданной продукции), а также условия социального и политического характера. Размещение же предприятия основывается на учете имеющихся в том или ином районе или пункте экономических предпосылок, определяющих экономику предприятия.

При экономическом обосновании  размещения машиностроительных предприятий  в том или ином экономическом  районе следует учитывать конкретные условия снабжения их топливом, энергией, водой, основными материалами, полуфабрикатами, наличие квалифицированной рабочей силы, мощностей строительных организаций и баз строительной индустрии и т. д. Кроме того, следует учитывать и специализацию хозяйств экономических районов, и в какой мере с народнохозяйственной точки зрения целесообразно размещать это производство в данном районе. При этом надо помнить о необходимости комплексного развития хозяйства района и совершенствовании его отраслевой структуры, о влиянии на размещение внутрирайонных связей, специализации и кооперации производства.

Для того чтобы не было чрезмерной концентрации промышленности в крупных  городах, следует исключить возможность  строительства в этих городах  новых и расширения действующих  машиностроительных предприятий. Действующие предприятия в таких городах должны развиваться с учетом более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей и полного удовлетворения градостроительных и экологических требований, без увеличения численности работающих, производственных площадей и заводской территории.

В городах с напряженным водохозяйственным  балансом и сложными условиями очистки  сточных вод и отведения промышленных стоков техническое перевооружение и реконструкция предприятий  не должны сопровождаться существенным увеличением водопотребления и водоотведения.

В городах с неудовлетворительным состоянием охраны окружающей среды  допустима реконструкция предприятий  только при условии устранения загрязнения  окружающей среды.

В районах с недостаточными трудовыми ресурсами должны развиваться в первую очередь высокомеханизированные, автоматизированные и нетрудоемкие машиностроительные производства, которые способны обеспечить выпуск продукции с наименьшим количеством рабочих. К ним относятся и отрасли тяжелого машиностроения.

Таким образом, технико-экономическое  обоснование размещения машиностроительного  производства требует учета многих факторов.

Для решения вопросов размещения производства необходим определенный круг информации, содержащей сведения о размещаемом производстве, условиях его территориальной организации, целях и задачах, стоящих перед размещением, т. е. следует располагать теми сведениями, которые в какой-либо мере могут повлиять на эффективность территориальной организации машиностроительного производства. Поэтому необходимо знать, какой вид продукции должен производиться на размещаемом предприятии (вплоть до его характеристик по массе и размерам), какое для этого потребуется сырье и материалы, предполагаемую численность рабочих кадров, в каких количествах и с какими экономическими показателями имеются ресурсы в предполагаемых районах размещения, какие последствия могут возникнуть при его размещении в том или ином пункте и т. д. По существу — это факторы, от которых зависит правильность размещения машиностроительных производств и которые определяют его экономическую эффективность. Одни из них связаны с природными условиями и ресурсами экономических районов, другие определяются исключительно характером размещаемого производства, его специфическими особенностями и т. д. Многообразие факторов и различие в природе их образования приводят к необходимости классификации факторов с целью упрощения экономического анализа причин, вызывающих неодинаковую эффективность одного и того же производства в различных экономических районах. В этой связи все факторы территориального тяготения в самом общем виде можно разделить на четыре группы:

  1. внутрипроизводственные факторы, связанные непосредственно с организацией производства на предприятиях машиностроительной промышленности;
  2. внепроизводственные факторы, связанные с экономическими и природными условиями в районах размещения машиностроительных предприятий;
  3. отраслевые особенности машиностроительных производств;
  4. факторы социального характера.

Внутрипроизводственные факторы определяют характер и результаты деятельности предприятий тяжелого машиностроения и представляют собой совокупность необходимых условий и средств на предприятии для изготовления данного вида продукции, способствующих достижению определенного уровня технико-экономических показателей производства: характер используемых для производства продукции техники и технологических процессов, уровень и формы организации производства, степень загрузки основного технологического оборудования и т. д.

При планировании размещения не безразлично, каким способом, какими техническими средствами и на основе каких процессов будет организовано намечаемое к размещению производство. Это важно, потому что фактор технической оснащенности производства вместе с уровнем развития специализации, концентрации и кооперирования, а также другими организационными моментами существенно влияет не на удельные нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии и труда на предприятиях тяжелого машиностроения, но и на объемы выпуска продукции, что в совокупности с другими факторами определяет и размещение предприятий.(3)

Исследование внутрипроизводственных факторов составляет основу определения  отраслевых особенностей, поскольку  без научного предвидения  конструктивных изменений в организации производственных процессов трудно рассчитывать на успешное решение вопросов размещения предприятий тяжелого машиностроения. Это очевидно, ибо процесс производства динамичен, и то, что сегодня является нормой, завтра может оказаться тормозом развития производительных сил. Это касается не только технического перевооружения предприятий,  но и совершенствования технологии производства, развития специализированных производств по изготовлению унифицированных изделий широкого применения, оптимизации мощностей предприятий тяжелого машиностроения, создания территориально-прозводственных комплексов и т. д.

Все это говорит о том, что  техническая база размещаемого производства должна иметь научное обоснование  и строиться на передовых методах  и средствах организации труда, в противном случае производные от нее технико-экономические параметры производства (энерго - и электровооруженность, трудоемкость, топливоемкость и др.) могут быть определены неправильно, что, в свою очередь, приведет к ошибкам и в его территориальной организации.

Под внепроизводственными факторами  следует понимать совокупность природных  и экономических условий в  районах, способствующих или сдерживающих экономически эффективное развитие тяжелого машиностроения. К ним относятся  природные и климатические условия районов, условия обеспечения производства необходимым сырьем, материалами, топливом, тепловой и электрической энергией, водой и трудовыми ресурсами, объемы потребления машиностроительной продукции, возможности обеспечения кооперированных связей в районах и др.

Внепроизводственные факторы играю  существенную роль в размещении производства, и предопределяют территориальную  дифференциацию его эффективности, поскольку каждый из экономических  районов различается не только наличием и количеством производственных ресурсов, но и их стоимостными показателями.

К внепроизводственным факторам следует  отнести природно-климатические  условия районов, которые на эффективность  размещения влияют через величину удорожающих  коэффициентов на заработную плату  работающих, а также стоимость строительства и оборудования. В зависимости от территориального пояса, например, стоимость строительно-монтажных работ может возрасти в 2,7 раза, климатического района — 1,14, уровня сейсмичности — в 1,08 раза. То же можно сказать и о стоимости оборудования по территориальным зонам.

Количественные и качественные показатели сырьевых, топливно-энергетических, водных, земельных ресурсов также  влияют на эффективность территориальной  организации тяжелого машиностроения. По имеющимся данным межрайонная дифференциация стоимостных показателей достигает значительных размеров. Наиболее значительна она по топливу и электроэнергии и в меньшей степени по основному сырью для тяжелого машиностроения — черным металлам. Территориальная дифференциация затрат на водные и земельные ресурсы тоже достигает больших размеров, но в абсолютном выражении в сравнении с другими видами затрат они практически не соизмеримы. Дифференциация по стоимости различного вида производственных ресурсов значительна не только между экономическими районами, но и внутри них. Особенно это необходимо учитывать при внутрирайонном анализе производства и при формировании территориально-производственных комплексов.

Нельзя, однако, забывать, что тяжелое  машиностроение относится к сравнительно мобильной отрасли промышленности, и его размещение не определяется только наличием необходимых ресурсов и условий в районах. Последние при необходимости можно создать за счет широких кооперированных связей между отраслями машиностроения и смежными отраслями промышленности. Однако в этом случае разница в затратах будет достигаться за счет не только действительной дифференциации стоимостных показателей на ресурсы, но и дополнительных затрат на их транспортирование потребителям.

Информация о работе География отраслей тяжелого машиностроения