География отраслей тяжелого машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Тяжелое машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.
По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %). Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономики всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Технико-экономические особенности и факторы размещения отраслей тяжелого машиностроения 4
Глава 2. История развития отрасли 11
Глава 3. Основные центры тяжелого машиностроения 13
Глава 4. Особенности современного состояния 16
4.1. Структурные изменения 19
4.2. Финансовое состояние и труд 22
4.3. Институциональные преобразования 23
4.4. Инновационная и научно-техническая деятельность 24
4.5. Капитальное строительство 25
4.6. Внешнеэкономическая деятельность 26
Заключение 28
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

tyazmash.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Таким образом, предприятия тяжелого машиностроения оказались наиболее зависимы в области нововведений от влияния экономической конъюнктуры.

Учитывая критическую  ситуацию с положением отраслевой науки  и принимая во внимание, что объектом государственной поддержки должен стать российский научно-технический потенциал, на правительственном уровне в качестве первоочередных необходимо реализовать следующие основные меры:

предусмотреть реальные ассигнования на финансирование научно-исследовательских и инновационных работ в размере не менее 3% расходной части годового бюджета (постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.95 г. № 360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок»);

остановить  неуправляемое распространение рыночных отношений на научно-техническую сферу;

последовательно изменяя инновационный климат в экономике, способствовать формированию платежеспособного спроса на инновации;

создать условия (экономические, правовые, социальные) для развития предпринимательства в научно-технической сфере;

переориентировать часть ресурсов в пользу федеральных  инновационных программ, подкрепив затраты на НИОКР необходимыми инвестициями и государственной поддержкой.

    1. Капитальное строительство

Объем капитальных  вложений на 1996 г. по объектам производственного и непроизводственного назначения за счет всех источников финансирования составил 7533,7 млрд. руб. , в том числе за счет собственных источников 6230 млрд. руб. (82,7%). Объемы собственных средств предприятий образуются в такой пропорции: 78,5% — за счет амортизационных отчислений. 21,4% — из прибыли. На строительство объектов производственного назначения направлено 5448,7 млрд. руб., в том числе за счет централизованных капитальных вложений всего лишь 263,7 млрд. руб. (4,8%). Для сравнения — в ценах 1991 г. это 0,07—0,08 млрд. руб.

Иные формы  привлечения проблемы не решают. Так. по экспертной оценке, в 1996 г. за счет средств местных бюджетов, коммерческого и частного капитала, эмиссии ценных бумаг предприятия намечают использовать на инвестиции 1286,0 млрд. руб. (против 536 млрд. в 1995 г.).

Иностранные инвестиции, по оценке Роскоммаша. могут составить около 67,4 млн. долл. Дальнейший приток иностранных инвестиций в машиностроении сдерживается сохранением инфляционных процессов, а также отсутствием в связи с этим долгосрочных страховых и правовых гарантий для инвесторов.

Капитальные вложения производственного назначения за счет средств федерального бюджета составили 263.74 млрд. руб. или 4.8% от общего объема капитальных вложений за счет всех источников финансирования.

В связи с  ограниченностью бюджетных средств  финансирование последних из названных  программ осуществляется не полностью, а только в рамках первоочередных мероприятий и отдельных объектов. По той же причине в инвестиционной программе 1996 г. не решаются многие важнейшие проблемы машиностроения, по большинству которых имеются поручения правительственных органов, в том числе не обеспечиваются:

завершение создания мощностей по производству новых видов тяжелых промышленных тракторов и дизельных двигателей к ним в АО «Промтрактор» и АО «Дизельпром» (Чебоксары), по которым имеются неоднократные руководящие поручения;

создание мощностей  на АО «Уральский автомобильный завод» по выпуску грузовых автомобилей грузоподъемностью до 23 т типа «Ивеко» для работы в условиях Севера на объектах топливно-энергетического комплекса.

Общая дополнительная потребность в централизованных капитальных вложениях превышает 1,9 трлн. руб. В связи с ограниченностью капитальных вложений за счет централизованных источников получат дальнейшее развитие инвестиционные конкурсы. В 1995 г. государственная поддержка на конкурсной основе оказывалась 14 предприятиям машиностроения в размере 144 млрд. руб., что позволило им привлечь 396 млрд. руб. инвестиций за счет собственных и заемных средств.

    1. Внешнеэкономическая деятельность

При оценке состояния  товарооборота со странами дальнего и ближнего зарубежья учтена определенная тенденция к стабилизации, наметившаяся в отдельных отраслях машиностроения в результате адаптации многих предприятий к условиям товарного рынка, а также положительные сдвиги в восстановлении кооперационных связей со странами СНГ и бывшего СЭВ. В то же время в 1996 г. в значительной степени сохранилось действие таких негативных факторов в машиностроительных отраслях, как кризис платежеспособности предприятий: невысокий технический уровень основной массы выпускаемой продукции и, как следствие, ее низкая конкурентоспособность: нерешенность до настоящего времени вопросов государственной поддержки экспортно-ориентированных производств: отсутствие в стране системы страхования экспорта и предоставления банковских кредитов, а также систематизированных маркетинговых исследований структуры спроса на продукцию машиностроения во внешнеэкономической деятельности.

В условиях сохранения низкого платежеспособного спроса на внутреннем рынке экспортные поставки жизненно важны для машиностроительных предприятий. В 1996 г. произошло увеличение экспорта по продукции производственно-технического назначения. Величина прироста экспорта по дальнему зарубежью составляет примерно 20% к уровню 1995 г., а по ближнему — 8—10%. Объемы экспорта в эти страны составили соответственно 1,7 и 1,2 млрд. долл.

Доля экспорта в объеме производства машиностроительной продукции в 1995 —1996 гг. сохраняется примерно на одном уровне и находится по основным видам номенклатурных позиций в пределах 20—30%.

Одновременно  в 1996 г. произошло незначительное увеличения импорта машинно-технической продукции, что объясняется недостаточностью финансовых средств у предприятий, нерешенностью вопросов кредитования импортных закупок и рядом других неблагоприятных факторов. Объемы импорта составили около 1 млрд. долл. по дальнему зарубежью и 0,9 млрд. долл. по ближнему, т. е. возросли относительно 1995 г. примерно на 10%.

По важнейшим  видам машиностроительной продукции  доля импорта в объеме продажи  товаров в 1995—1996 гг. колеблется в значительных пределах — от 15 до 40%, однако благодаря усилиям по импортозамещению,  имеет тенденцию к снижению.(6)

Заключение

    Тяжелое  машиностроение — это основа  промышленности России. И от того  как будет развиваться тяжелое  машиностроение в немалой степени  зависит и развитие экономики  страны. В настоящее время отрасли  тяжелого машиностроения нуждаются в структурной перестройке и интенсификации.

Что же означает интенсивный путь развития в тяжелом машиностроении. Прежде всего он подразумевает качественно  новое натурально-вещественное наполнение стоимостных показателей.  Ведь рост выпуска машиностроительной  продукции  может  быть  обеспечен как за счет изменения стоимости техники и "вымывания" из  номенклатуры  выпускаемого оборудования дешевых его видов,  так и за счет расширения производства, увеличения массы  выпускаемой  техники,  улучшения  ее потребительских свойств. Последний вариант развития и представляется единственно верным в условиях интенсификации экономики.  Кроме того, само машиностроительное  производство  должно быть переориентировано на использование материало-,  трудо- и фондосберегающих  технологий производства машин и оборудования.

Интенсификация машиностроительного  комплекса  должна  рассматриваться  в двух аспектах. Во-первых, интенсификация машиностроительного производства внутри комплекса, то есть выпуск передовой техники с минимальными затратами живого труда,  и, во-вторых, интенсификация в отраслях народного хозяйства,  происходящая на базе внедрения новейших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых машиностроителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязаны  и не могут осуществляться в отрыве один от другого.  Первичным, естественно, является производство машин и оборудования  в машиностроительном

комплексе, и  от того, как машиностроение справляется  с поставленными

задачами, зависит эффективность работы  других  отраслей  народнохозяйственного комплекса в целом.

Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в  значительной мере  зависят  от положения дел внутри машиностроительного комплекса, от того,  сколь быстро машиностроители смогут перейти  на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли народного хозяйства.

Каковы же главные направления  интенсификации внутри машиностроительного  комплекса?  Это прежде всего обновление  производственного аппарата машиностроительных предприятий.  В процессах его обновления чрезвычайно важно определить задачи текущего дня и перспективы, привести в действие все рычаги и стимулы и заставить их работать на конечный результат.  Задачей текущего дня является активизация человеческого фактора и на этой основе максимально возможное использование созданного потенциала.(4)

Одним из средств реализации государственной  политики по структурной перестройке  экономики является развитие тяжелого машиностроения как многоотраслевого высокотехнологического конкурентоспособного народнохозяйственного комплекса в интересах укрепления всей экономики.

Основными направлениями государственной  научно-технической политики и структурной  перестройки в части машиностроения являются: переориентация тяжелого машиностроения в условиях рыночной экономики на удовлетворение потребительского спроса в конкурентоспособных видах машин и оборудования, расширение экспортного сектора машиностроения; решение проблем имеющих социальную значимость, включая проблему повышения экологической безопасности: содействие развитию инфраструктуры российской экономики, необходимой для реализации структурных преобразований.

Важным инструментом оживления  производства предприятий тяжелого машиностроения являются федеральные  целевые программы, содержащие задания по разработке и освоению в производстве новых эффективных, в ряде случаев не производившихся в России машин и оборудования. Предприятия машиностроения участвовали в 1995 г. в реализации 15 федеральных целевых. инновационных и научно-технических программ, в пяти из которых Роскоммаш является заказчиком. В 1995 г. было принято к финансированию из федерального бюджета 10 программ, в том числе 3 в пределах утвержденной инвестиционной программы и лимитов капитальных вложений по машиностроительному комплексу. На 1996 г. намечалось к финансированию из федерального бюджета 7 программ, в том числе 4 целевые и 3 инновационные.

Однако ограниченное финансирование программ за счет средств федерального бюджета и собственных средств  предприятий не позволило реализовать в 1996 г., как и в 1995 г., задания в объемах, предусмотренных федеральными программами.

Анализ состояния и перспектив развития отечественного машиностроения показывает, что судьба данного комплекса, а значит — индустриальное будущее страны, зависит от того, в какой мере и как скоро удастся преодолеть инвестиционно-спросовые ограничения. А это составляет задачу народнохозяйственную. Ее решение предполагает создание мощных стимулов к производственному инвестированию и адекватных макроэкономических регуляторов. Не только монетарных, которыми, как теперь очевидно, не исчерпывается класс экономических методов.

Пора подключать к преобразованиям сильную промышленную политику со всеми ее рычагами, направляющими ход развития экономики по пути конкурентоспособности. И прежде всего продуманную систему структурно-инвестиционного государственного регулирования, которое сделает тяжелое машиностроение сферой активного и приоритетного инвестирования.(6)

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Экономика машиностроительной промышленности СССР под редакцией Краюхина Г. А. Москва, 1987 г.
  2. Экономика машиностроения под редакцией Е. М. Карлика. Ленинград 1985 г.
  3. Мозохин С. И., Татаринцева Е. Н. Территориальная организация машиностроительного производства. Москва 1984г.
  4. Машиностроительный комплекс РСФСР. Пути интенсификации. Москва, 1989 г.
  5. Справочное пособие по географии для поступающих в ВУЗы. Москва 1994 г.
  6. Машиностроительный комплекс: состояние и варианты развития в 1996 г. (обзор). Экономист №1, 1996 г.
  7. Рыбаков А. Я., Коновалов А. А. . Ключевая роль машиностроения. Москва 1987 г.
  8. Региональная экономика под редакцией  Морозовой Т. Г. Москва, 1995 г.
  9. Экономика и организация промышленного производства под редакцией Демичева А. И. Москва 1984 г.
  10. Воронин В. В. Экономическая география Российской Федерации. Самара 1997 г.

 


Информация о работе География отраслей тяжелого машиностроения