Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:15, контрольная работа
Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками.
Различные авторы насчитывают до ста отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны с различными сферами человеческой практики.
Введение……………………………………………………………….................3
Основные отрасли психологии........................................................................4
Структура современной психологии………….………..................................5
Отрасли психологии по разным критериям………………………..……..6
Отрасли психологии, изучающие психологические
проблемы конкретных видов человеческой деятельности…….….6
Отрасли психологии, изучающие различные аспекты
психического развития……………………………………………..…6
Отрасли психологии, изучающие отношения
личности и общества……………………………………………..……7
Отрасли психологии как система…………………………………………...7
Задачи современной психологии ……………………………………..……9
Современная психология и ее место в системе наук ……………………12
Заключение.............................................................................................................14
Используемая сайты…….……………
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
проблемы конкретных видов человеческой деятельности…….….6
психического развития……………………………………………..…6
личности
и общества……………………………………………..…
Заключение....................
Используемая сайты…….………………………...…………………….…
ВВЕДЕНИЕ
Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками.
Различные авторы насчитывают до ста отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны с различными сферами человеческой практики.
Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики.
Важнейшей
психологической дисциплиной
В настоящее время не существует законченной классификаций психологических отраслей.
Психология
— наука молодая, находящаяся
в процессе интенсивного развития,
поэтому в ней постоянно
В
настоящее время психология - это
обширная область знаний, в состав
которой входит целый ряд отдельных
дисциплин и научных
Существует также детская психология, которая наблюдает за развитием сознания, а также за различными психическими процессами и за условиями
становления ребёнка.
Социальная психология занимается исследованием общественно-психологических проявлений личности индивида, его отношений с другими людьми. Педагогическая психология исследует закономерности развития личности во время его обучения и воспитания.
Также есть определённые отрасли данной науки, которые занимаются исследованием проблем разных видов человеческой деятельности. Так, психология труда занимается исследованием специфики трудовой деятельности человека, а также закономерностями развития трудовых навыков. Инженерная психология, в свою очередь, наблюдает за взаимоотношением человека и современной техники для того, чтобы применять их в практике проектирования, создавать и использовать автоматизированные системы управления, новую технику.
Авиационная, космическая психология изучает особенности жизнедеятельности лётчика или космонавта. Медицинская психология занимается всеми особенностями работы врача и поведения больного, составляет методы лечения и психотерапии.
Патопсихология
исследует некоторые сбои в развитии
психики, распад психики при различных
формах мозговой патологии. А юридическая
психология - сложности поведения и формирования
преступника как личность. В итоге получается,
что в настоящее время данной науке присущ
процесс дифференциации, который способствует
появлению разветвлённости на отдельные
отрасли. Они часто достаточно разнообразны,
но, тем не менее, всегда сохраняют общий
предмет исследования психики.
В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов: во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий; во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии- сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.
Особое
положение среди всех направлений
занимает общая психология, объединяющая
различные отрасли в целостное
научное знание. Изучая сущность и общие
закономерности возникновения, функционирования
и развития психики, она представляет
собой методологическую и теоретическую
основу всех психологических дисциплин.
Важное место в структуре психологических
знаний занимает история психологии, в
центре внимания которой находятся процессы
развития представлений о природе и сущности
психики от древнейших времен до наших
дней.
3.1. Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:
– психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда;
– медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;
– педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;
– юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;
– инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;
– спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;
– отрасли,
которые занимаются психологическими
аспектами рекламы, бизнеса, управления,
творчества и многих других видов деятельности
человека.
3.2.
Отрасли психологии, изучающие различные
аспекты психического развития:
– возрастная
психология прослеживает развитие психики
в онтогенезе — ее разделами являются
детская психология, психология подростка,
психология юности, психология взрослого
человека, геронтопсихология;
– сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;
– психология
аномального развития, или специальная
психология, исследует нарушения психического
развития ребенка.
– социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;
– этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.
Даже упоминание небольшой части развивающихся
в настоящее время отраслей психологии
позволяет судить о том, насколько многогранна
эта наука. Вместе с тем психология представляет
собой единую научную дисциплину, основанную
на едином предмете исследования и едином
методе и включенную в общенаучный контекст.
Отрасли психологической науки могут быть объединены в систему, системообразующим фактором (основанием, фундаментом) которой являются общая психология и история психологии, занимающиеся наиболее общими вопросами психологической науки. Такие отрасли психологии обычно называют фундаментальными, противопоставляя им прикладные отрасли науки, которые имеют своей целью решение более конкретных психологических проблем в определенных предметных областях (возрастная психология, социальная психология, патопсихология и др.). Необходимо, однако, помнить об условности разделения отраслей психологии на фундаментальные и прикладные: в каждой из прикладных отраслей обязательно осуществляются в той или иной степени фундаментальные психологические разработки, вносящие свой вклад не только в конкретную концепцию данной прикладной науки, но и в фундамент психологической науки в целом.
Внутри каждой отрасли психологии имеется условное различение психологов, занимающихся собственно исследовательской работой, направленной на получение новых знаний о психической реальности и методах ее исследования, и психологов-практиков, использующих эти знания для решения задач, возникающих в той или иной сфере жизни общества и отдельного человека. В силу разного места, занимаемого ими в системе отраслей психологической науки, фундаментальные и прикладные дисциплины отличаются характером связи с практикой: прикладные дисциплины более непосредственно связаны с психологической практикой, чем фундаментальные. Тем не менее, разработка фундаментальных психологических знаний является важнейшим условием научности практических разработок.
Задачи психологов-исследователей также могут быть условно разделены на теоретические (построение той или иной концепции изучаемой психологом реальности, разработка той или иной психологической категории и пр.), методологические (разработка способов исследования) и эмпирические (получение психологических фактов с помощью различных психологических методов, в том числе экспериментальных). В реальном исследовании часто приходится заниматься всеми этими задачами одновременно, хотя каждая из них имеет свою специфику и требует специальных методов обучения способам их современного решения (поэтому в учебный план факультетов психологии включаются, как правило, специальные курсы: «Теоретическая психология», «Методология психологии», «Экспериментальная психология» и др.). Изучение этих курсов и овладение всем арсеналом используемых методов выступают составной частью профессиональной компетенции любого психолога, в какой бы отрасли психологии он ни работал, какие бы конкретные задачи он ни решал.
Представители
разных отраслей могут работать в
одной и той же сфере общественной
жизни, например: в образовании, в здравоохранении,
на производстве и т. п. В образовательной
сфере ждут своего решения задачи, требующие
приложения знаний и умений как специалистов
в области детской и педагогической психологии,
так и специалистов в области социальной
психологии и патопсихологии. На производстве
свои задачи решают как специалисты в
области психологии труда, так и социальные
психологи и т.п. Психология становится
массовой профессией, и, возможно, вскоре
мы встретим психологов во всех сферах
деятельности человека, выступающей главным
объектом исследования психологической
науки.