Понятие психологии и ее отраслей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

Что такое психология? Многих людей интересует вопрос, что такое психология, какое существует простое и понятное определение психологии. Но определений психологии существует множество, поэтому дать односложное определение понятию психология невозможно. Самое простое определение психологии как науки таково: Психология — это наука о душе человека. Ведь «pshyso» в переводе с греческого языка означает «душа», а «logia» - «наука, учение».

Оглавление

Введение. Понятие психологии и ее отраслей.
История развития патопсихологии
Патопсихология и ее проявления.
Заключение. Обобщение и выводы.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Сам оклад.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

План:

  1. Введение. Понятие психологии и ее отраслей.
  2. История развития патопсихологии
  3. Патопсихология и ее проявления.
  4. Заключение. Обобщение и выводы.
  5. Список литературы.

 

Введение. Понятие психологии и ее отраслей

 
Что такое психология? Многих людей интересует вопрос, что такое психология, какое существует простое и понятное определение психологии. Но определений психологии существует множество, поэтому дать односложное определение понятию психология невозможно. Самое простое определение психологии как науки таково: Психология — это наука о душе человека. Ведь «pshyso» в переводе с греческого языка означает «душа», а «logia» - «наука, учение». Стандартное определение психологии как науки от самих психологов: Психология — это такая наука о закономерностях развития и функционирования психической деятельности человека.  
   Если говорить проще и понятнее, то Психология — это наука о психологической картине мира, которая приоткрывает завесу над тайной мыслей, чувств, восприятия, ощущений и мотивов действий, поступков отдельного человека, нескольких людей или общества в целом. Ключевым понятием в изучении психологии является понятие психики человека. Для познания психики людей ученые исследовали и исследуют поведение животных и системы искусственно созданных институтов, например, школ или организаций.  
      На стыке с другими науками общая психология образовала отрасли психологии. На стыке с техническими науками - инженерную  психологию и психологию труда, с медициной - медицинскую психологию, психотерапию, патопсихологию, с педагогикой - педагогическую психологию и т.д.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические  проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает  психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

В нашем докладе мы хотим  рассказать вам поподроднее о такой отрасли, как патопсихология.

 

История развития патопсихологии

 

Патопсихологию, как и, можно по праву считать  отечественной отраслью клинической  психологии, у начал которой стояли Л.С.Выготский, ученицы К.Левина Б.В.Зейгарник и С.Я.Рубинштейн.

До конца XIX в. большинство психиатров мира не использовали данных психологии: бесплодность ее умозрительных  интроспективных положений для  нужд клиники была очевидна. В психиатрических  журналах 60- 80-х гг. прошлого века публиковалось немало работ по анатомии и физиологии нервной системы и фактически отсутствовали психологические статьи.

Интерес к психологии со стороны передовых психоневрологов, возник в связи с коренным поворотом  в ее развитии — организацией в 1879 г. В. Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментально-психологической лаборатории. Внесение в психологию методов естествознания вырывало ее из лона идеалистической философии. Психология становилась самостоятельной наукой.

При крупных  психиатрических клиниках в конце XIX в. начали организовываться психологические лаборатории — Э. Крепелина в Германии (1879), П. Жане во Франции (1890). Экспериментально-психологические лаборатории были открыты и при психиатрических клиниках России — вторая в Европе лаборатория В. М. Бехтерева в Казани (1885), затем в Петербурге, лаборатории С. С. Корсакова в Москве (1886), В. Ф. Чижа в Юрьеве, И. А. Сикорского в Киеве, П. И. Ковалевского в Харькове. Ряд лабораторий был организован в США и Англии.

В начале XX в. исследователи  нарушений психической деятельности возвещают о вычленении особой отрасли знаний — патологической психологии.

исследования нарушений  психической деятельности в самых  своих истоках рассматривались  отечественными и зарубежными учеными  в русле психологических знаний. Одновременно признавалось большое значение экспериментально-психологических исследований для решения задач психиатрии.

Развитые отечественной  патопсихологии с самых истоков  отличалось прочными естественнонаучными  традициями. На формирование ее принципов  и методов исследования оказала влияние работа И. М. Сеченова "Рефлексы головного мозга" (1863), которая пробила "брешь в стене", разделявшей физиологию и психологию.

Преемником И. М. Сеченова на этом пути стал В. М. Бехтерев, психиатр по образованию, родоначальник материалистически ориентированной экспериментальной психологии и основоположник патопсихологического направления в России.

Ряд работ был посвящен нарушению строения трудовой деятельности больных, изучению влияния отношения  больных к труду на их работоспособность. На основании этих исследований В. Н. Мясищев выдвинул положение о том, что нарушение работоспособности следует рассматривать как, основное проявление душевной болезни человека и что показатель работоспособности служит одним из критериев психического состояния больного. Работы ленинградской школы патопсихологов этого периода не утратили до сих пор своего актуального значения как по содержанию, так и по экспериментальным методикам.

За последние годы выросло  значение патопсихологии в психокоррекционной работе, которая проводится в разных видах психологической службы: психокоррекция и профилактика в соматической клинике и клинике неврозов, поликлинических отделениях кризисных состояний, "телефоны доверия", "Служба семьи" и др. Патопсихологи принимают участие в групповой психокоррекции (Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, Клиника неврозов, ряд психиатрических больниц и др.).

Расширяется сеть лабораторий по восстановлению как  отдельных нарушенных функций, так  и трудоспособности больных людей. Участие психологов становится сейчас не только необходимым, но часто ведущим  фактором как в диагностической  работе, так и в области профилактики и психокоррекции психических расстройств.

 

 

 

Патопсихология  и ее проявления

 

Как и психология, патопсихология также имеет множество  определений. Вот одно из них:

Патопсихология (греч. πάθος - страдание, болезнь, греч. ψυχή — душа и греч. λογία — ученье) – практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)»  и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме».

Патопсихология  – отрасль медицинской психологии, предмет которой – психопатология, а задача – психодиагностика с  целью уточнения медицинского диагноза и обоснования лечения, в частности  психотерапии и трудотерапии.

Патопсихология  проявляется в нарушении психики человека. Существует множество форм таких нарушений, по которым определяют, болен человек или нет.  Эти нарушения называют нарушениями сознания. 

  1. Оглушенное состояние сознания. Оглушенное состояние сознания характеризуется резким повышением порога для всех внешних раздражителей, затруднением образования ассоциаций. Больные отвечают на вопросы как бы "спросонок", сложное содержание вопроса не осмысливается. Отмечается замедленность в движениях, молчаливость, безучастие к окружающему. Выражение лица у больных безразличное. Очень легко наступает дремота. Ориентировка в окружающем неполная или отсутствует. Состояние оглушения сознания длится от минут до нескольких часов.
  2. Делириозное помрачение сознания . Это состояние резко отличается от оглушенного. Ориентировка в окружающем при нем тоже нарушена, однако она заключается не в ослаблении, а в наплывах ярких представлений, непрерывно возникающих обрывков воспоминаний. Возникает не просто дезориентировка, а ложная ориентировка во времени и пространстве.
  3. Онейроидное (сновидное) состояние сознания (впервые описанное Майер-Гроссом) характеризуется причудливой смесью отражения реального мира и обильно всплывающих в сознании ярких чувственных представлений фантастического характера. Больные "совершают" межпланетные путешествия, "оказываются среди жителей Марса". Нередко встречается фантастика с характером громадности: больные присутствуют "при гибели города", видят, "как рушатся здания", "проваливается метро", "раскалывается земной шар", "распадается и носится кусками в космическом пространстве".
  4. Сумеречное состояние сознания. Этот синдром характеризуется внезапным наступлением, непродолжительностью и столь же внезапным прекращением, вследствие чего его называют транзисторным, т.е. преходящим.
  5. Псевдодеменция . Разновидностью сумеречного состояния сознания является псевдодеменция. Больные забывают название предметов, дезориентированы, с трудом воспринимают внешние раздражители. Образование новых связей затруднено, временами можно отметить иллюзорные обманы восприятия, нестойкие галлюцинации с двигательным беспокойством.
  6. Деперсонализация . Характеризуется чувством отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего "Я", которые воспринимаются как бы со стороны. Частым проявлением деперсонализации является нарушение "схемы тела" — нарушение отражения в сознании основных качеств и способов функционирования собственною тела. его отдельных частей и органов. Подобные нарушения, получившие название "дисморфобии", могут возникать при разных заболеваниях — при эпилепсии, шизофрении, после черепно-мозговых травм и др.

 

Заключение. Обобщение и выводы

 

В заключение следует  остановиться на перспективах патопсихологии. Как видно из всего вышесказанного, эти перспективы значительно  касаются как теоретического, так  и практического аспектов. Широта этих перспектив объясняется многими факторами, усугубляются те задачи, которые всегда ставились перед патопсихологией (вопросы экспертизы, диагностики, анализ состояния), круг практических задач расширяется: это и психокоррекционная деятельность, работа, связанная с реформой школы, задачи, связанные с профилактикой профвредности.

Возрастает  значение патопсихологии для теоретических  вопросов психологии. Не случайно большинство  ведущих психологов использовали данные патопсихологических исследований при разрешении своих теоретических проблем (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия, Л. И. Божович).

Важным оказалось  и то, что созданные психологами  методики оказались чрезвычайно  полезными для многих не только теоретических, но и практических задач патопсихологии. Так, метод "двойной стимуляции" (А. Н. Леонтьев), метод пиктограмм (А. Р. Лурия) получили широкое распространение в практике патопсихологии не только для исследования памяти, но и для регулирующей функции мышления и критичности больных.

Патопсихология  не только прикладная ветвь психологической  науки. Она в известной мере междисциплинарная, граничащая с медициной, социологией. При проведении системных исследований (а патопсихология их проводит) следует помнить, что изучаются не только разные стороны каких-либо явлений (например, мышления), а выделяется главный фактор, позволяющий изучить целостность данной системы. Таким целостным фактором является для патопсихологии анализ больного человека в реальной жизненной ситуации. Поэтому патопсихологическое исследование нацелено всегда на реального человека.

Второе, на что  хотелось бы обратить внимание: естественно, что методы психологии совершенствуются, вносятся в исследования количественные показатели, необходимой становится известная схематизация, некоторое полезное привносится из зарубежной психологии, где психологическая служба широко представлена. Однако данные методических приемов, привлекаемые для объяснения многих явлений, являются "психологическим", "личностным", "человеческим" фактором, и поэтому следует всегда критически относиться к их методологической основе.

 

 

Список литературы:

  1. Зейгарник Б. «Патопсихология»
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

 

 

Тверской Государственный технический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

Патопсихология  как одна из отраслей психологии

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

Гусева Ольга

Жвирбле Кристина

Светогорова Дарья

БТ 0909, 1 курс

 

 

 

 

 

 

Тверь

2010


Информация о работе Понятие психологии и ее отраслей