Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:17, курсовая работа
Цель исследования работы: изучить нормы становление психологии религии как отрасли религиоведения и выявить практическое применения данной науки в теории управления персоналом.
Введение 3
1. Становление психологии религии 5
1.1. Аспекты психологии религии 5
1.2. История развития психологии религии 10
2. Практическое исследование влияния психологии религии 20
2.1. Работник как объект психологии религии 20
2.2. Выявление влияния религиозности в психологии сотрудника на его деятельность. 23
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Приложение 29
Курсовая
работа
Становление психологии религии
как
отрасли религиоведения.
Содержание
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что значение психологии религии как отрасли религиоведения для мировой практики определяется тем, что атеистическое воспитание в целом опирается на закономерности психологии религии.
В современном обществе, на сегодняшний день, психология религии занимает все больше и больше значение. Не секрет, что с вопросами религии нам приходиться соприкасаться в своей ежедневной жизни: от обычного храмового Богослужения до соблюдения традиций в быту, от стремления различать правильную религию предков и сектантство до потакания элементарным суевериям.
Религия и психология имеет древнюю историю. Еще как то швейцарский психоаналитик К. Юнг указал на общность функций священника и психолога. На Западе рождение практики психологической помощи совпадает по времени с массовым отходом людей от Церкви; психология стала подменять и замещать трансцендентный аспект жизни человека. Но некоторое родство, сходство, тяготение друг к другу психологии и религии не означает их единой сущности.
В любом современном обществе, в том числе и российском, религия представляет собой важную часть жизни общества, влияние и распространение, которой нельзя не учитывать.
Поэтому большое значение имеет исследование какой-либо сферы деятельности управления персоналом с точки зрения психологии религии.
Цель
исследования работы: изучить нормы
становление психологии религии как отрасли
религиоведения и выявить практическое
применения данной науки в теории управления
персоналом.
Задачи и цели работы:
1. Определить и проанализировать аспекты психологии религии.
2. Определить историю становления развития психологии религии как отрасли религиоведения.
3. Рассмотреть работника как объекта психологии религии в теории управления персоналом.
4. Определить влияние религиозности в психологии сотрудника на его деятельность и взаимоотношения с товарищами.
Степень исследования проблемы. Тема определения влияния религиозности в психологии сотрудника на его деятельность и взаимоотношения с сотрудниками и коллегами на заводе не рассматривался в литературе, что говорит о новизне данного исследования.
Гипотеза исследования: предполагается, что религиозный сотрудник на работе на много более и ответственно подходит к своим обязанностям. Отчетливо и аккуратно выполняет все задания руководителя, пунктуален, в то же время как неверующий сотрудник часто не исполнителен, опаздывает на работу, постоянно находит оправдание и причину для того, чтобы пропустить рабочий день.
Психология религии – возникла в конце XIX века, имеет направление религиоведения, использующая психологию как метод изучения и исследования религиозных основ и феноменов.
Психология религии (religious psychology) – направление психологии, изучающая социальные и психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного поведения. Пытается понять и объяснить поведение и сознание верующих, а также представителей различных религиозных организаций в частности.
Это направление психологии исследует душевные процессы, отражается в религиозных переживаниях и на состояние души (благочестие, набожность, и т.д.), их роль в жизни человека, включая радостные и кризисные моменты.
Психология религии не отвечает вопросами существования Бога, Его милости и благодати - это вопросы богословия и философии. Но она направлена на исследования то, как конкретный человек, или группа людей верит существование Бога и действия Божественной силы в их жизни.
Психология как предмет религии можно направить на изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей нерелигиозных в их поведении.
Религия рассматривается психологией религии как переживания индивида, как фактор, способный влиять на внутренние переживания и через них на действия индивида или какой-то группы людей.
Психология религии ограничивает свои возможности изучением человека, рассмотрением психического аспекта, субъективной стороны вероисповедания. Но при этом сама религия остается социальным, феноменом, она не сводится к субъективному и психическому: индивидуальный религиозный опыт всегда опосредован для индивида — социально и исторически — той или иной традицией1.
Другими словами, то, что индивидом воспринимается и обозначается как религиозное, зависит обычно от того понятия религии, которое вырабатывается и существует в том обществе, в котором живет индивид и которое он воспринимает в процессе обучения, т. е. от того образа религии, который существует в общественном сознании.
Психика человека, психологические его способности и функции развиваются только во взаимодействии индивида с социальной средой, т.е. психика в этом роде есть социальный продукт. Эта утверждение важно для решения не только вопроса о том, что есть религия с психологической точки зрения, но и вопроса о самой психике и о роли религии как социального фактора психической жизни личности2.
Психология религии видит в качестве одного из важных факторов, формирующих религиозность индивида, церковь или религиозную общину. Община представляет собой интересную социальную группу, в рамках которой людей объединяют религии культа, общность верований. Индивидуальная вероисповедание питается извне, через механизмы влияния — такие, как обычаи, привычки, традиции, институты. В этом ряду стоит церковь или религиозная община.
Религиозность как одно из массовых явлений нуждается в социальной опоре, без которого религиозные мотивы поведения могут ослабевать и затухать. Это относится, например, показателю религиозности, как участие в соблюдении обрядов, посещение церкви, участие в богослужении и собраний.
Социальная и психологическая интерпретация религии дает выявить важный аспект вероисповедания и религиозности, связанный с тем, что становление и поведение человека определяется влиянием культурных «образцов». Эта появляется благодаря тому, что наука и современная психология религии преодолевает как традиционный подход — редукцию, значение религиозности к чисто психологическому феномену, проявлению показателю индивидуальной психологии, — так и сведение верований к социальной механике, игнорирующей в религии ее собственно психологическую компоненту.
Такой подход все же и теперь достаточно распространен и влиятелен. Его наиболее наглядно демонстрирует Б. Ф. Скиннер, трактовка религии в «поведенческой психологии». Основываясь на проделанных опытах с животными, Скиннер основал теорию «управляемого поведения». Он утверждал, что поведением можно управлять из вне, поощряя нужный образ действий. Этим самым формируя репертуар человеческого мышления и поведения. Скиннер в работе «По ту сторону свободы» определяет религию именно как «социальную систему усиления», которая с помощью «вербальных» усилителей управляет человеческим поведением. Эффективность религиозного управления стоит на воображаемом, мнимом контакте со сверхъестественным, от которого зависит вечное блаженство - спасение или вечное мучение – погибель. В будущем ставит человека в зависимости от избираемой им пути поведения. Техника управления поведением заключается в определении того, что нужно делать и чего не нужно делать3.
Психология религии и вероисповедание, как и всякая другая научная дисциплина, предполагает наличие теоретической гипотезы и утверждений, а также их эмпирического подтверждения. Описания индивидуального опыта религиозного, игравшие особое значение в начале века, стали уступать место статистическим методам изучения религиозного поведения, активности и состояний сознания, интерпретации данных, которые получают с помощью опросов и анкетирования. Главное внимание направлено именно на изучение таких воздействий, которые религиозный опыт, вероисповедание оказывает на поведение личностей и групп, мотивов общение к религии, т. е. взаимодействия социальных и личностных факторов, того, что понимают социальную значимость религии для индивида. Сегодня в психологии религии главное внимание уделяется не столько на индивидуальные характеристики верующих и различия между ними, как поиски «психологических корней религии», в которые «вписаны» религиозные поступки и религиозное сознание, и тем самым анализ психологический религии становиться на уровень рассмотрения таких важных проблем, как, например, проблема религиозной преемственности поколений или факторов психологических модернизации в государствах «третьего мира»4.
Психология
религии непосредственно
Одна, которая называется идеологической, определяется в том, чтобы с позиций психологии теоретически обосновывать ее благотворность, как для отдельной индивидуальности, так и для всего общества в целом. В этом плане она принципиально не отличается от других разделов капиталистического религиоведения, включая также и философию религии. Другая же функция, которую можно назвать практической, состоит именно в том, чтобы с помощью эмпирических обоснований и исследований доставлять религиозным общинам информацию о верований населения (выясняя, какие религиозные догматы и мифы принимаются, а какие же — отвергаются), глубины и интенсивности религиозной веры среди разных демографических и социальных групп, количество участия в богослужениях и влияния на психику людей, отношения прихожан к ценностям религии, а также к церкви и другим религиозным институтам и т.д.
Эта информация используется религиозными общинами в целях повышения эффективности и качества их воздействия, в частности воздействия на воспитания детей и молодежи религии.
Религиозное мировозрение существует на двух уровнях: общественно-психологическом — реально функционирующее сознание верующих, их религиозные переживания, представления, стереотипы поведения и психики — и идеологическом — теология, религиозная философия, социальная доктрина и этика церкви.
Изучение методов общественно-психологического уровня религиозного воспитания важно для понимания реальных представлений, которые наблюдаются в духовной жизни людей. Без изучения научного подхода психики верующих, тех противоречий и проблем, которые сегодня характерны для их восприятия и сознания, нельзя строить атеистическое воспитание. Поэтому марксистская психология религии как утверждают атеисты, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Она наверно связана с практикой атеистического воспитания и мышления трудящихся в социалистическом обществе.
Предпосылкой верного и правильного подхода к изучению психики верующих является научное понимание религии.
Тут следует подчеркнуть, что разработанная методология подхода к изучению и воспитанию психики религиозных людей, создаваемая и разрабатываемая в рамках марксистской и атеистической психологии религии, принципиально различаются от методологических установок и принципов, характерных для капиталистической психологии религии. Определим и выделим несколько важных проблем, которые в определенной мере очень определяют мировоззренческие и установки психологов-религиоведов6.
В середине ХIХ века в психологической науке сформировался ряд основных отраслевых направлений, которые начали изучать различные виды деятельности и рода человека в сфере не только как материального, но так и духовного производства.
Складывались задачи основы психологии труда, поэтапно обращалось внимание на психологическую и техническую роль ритма в жизни людей, развивалась также военная психология, предпринимались попытки изучения основ морали, игр, искусства. Одним из основных направлений психологического анализа становится также и религия.
Психология религии рождается как необходимая составная часть общей психологии. Поэтому и с общей психологией ее связывает и изучают.
Информация о работе Становление психологии религии как отрасли религиоведения