Становление психологии религии как отрасли религиоведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования работы: изучить нормы становление психологии религии как отрасли религиоведения и выявить практическое применения данной науки в теории управления персоналом.

Оглавление

Введение 3
1. Становление психологии религии 5
1.1. Аспекты психологии религии 5
1.2. История развития психологии религии 10
2. Практическое исследование влияния психологии религии 20
2.1. Работник как объект психологии религии 20
2.2. Выявление влияния религиозности в психологии сотрудника на его деятельность. 23
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Приложение 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_религия_работа.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

       2) Этический — в нем звучит ощущение всемогущества Творца и понимание Его помощи в сохранении баланса между животным началом и человеческим;

       3) Покорно-сдающийся — доминирует отречение от своей воли с репрессией внутренних конфликтов;

       4) Братолюбивый — тип, наиболее успешно осуществляющий сублимацию в виде идентификации с другими духовными путями человечества — М.Л.Кинг, Ганди13.

       Поэтому, становление психологии религии как области религиоведения можно рассматривать  в историческом аспекте.

       Психология  религии на сегодня как самостоятельная отрасль знания, которая сложилась на рубеже 19 и 20 столетий. С момента своего возникновения наука прошла большой путь развития. За это время уточнялся и конкретизировался предмет науки, накапливался эмпирический материал, совершенствовалась методика исследования.

       В сеже на сегодня без психологического анализа религиозных организаций научное понимание о религии было бы неточным и неполным.

 

2. Практическое исследование влияния психологии религии

2.1. Работник как объект психологии религии

       В управления персоналом психология религии изучается при исследовании поведения работника, которое определяется характером религиозностью человека, его психическими качествами в жизни.

       Человек в своем религиозном мышлении, поведении и чувствах является предметом психологии религии.

       Религиозность людей выражается внешне, прежде всего, в его специфически религиозных поступках. Однако есть трудность, которая заключается в том, что посещение организации, например, нельзя автоматически считать, само по себе, интерпретировать как свидетельство религиозности личности. И все же так поступают многие специалисты и социологи, которые однозначно считают посещаемость церкви важнейшим состояния, который определяет уровень религиозности. Тем временем посещаемость церквей может быть обоснована не психологическими мотивами, а религиозными потребностями и переживаниями, а внерелигиозными. Это же самое актуально к другим параметрам и количественным показателям поведения религиозного человека; показывающееся измерению «внешнее» благочестие, который не является само по себе надежным показателем религиозности, но оно может быть очень поверхностным. Картина религиозной активности, например, посещаемости, конечно, важна, но она требует глубокого анализа и  интерпретации с учетом данных14.

       Один  из вопросов на сегодня, стоящих в центре психологических и социальных исследований, — вопрос о том, как активно влияет религиозность на поведение человека, считающих себя обосновано верующими, и прежде всего выяснения последствия привлечения человека в религиозную организацию.

       Дать ответ на вопрос о политических и социальных ориентациях «религиозной личности» вообще трудно, поскольку причины зависят от множества факторов, как конфессионального порядка, так и социально-демографического, Что касается последствий психологических вовлеченности личности в религиозную организацию, то важнейшим показателем является поддержание и создание социально-психологической идентичности человека, ее внутреннего равновесия. Это обеспечивается признаками и свойствами религиозной общины, которая функционирует в качестве небольшой группы.

       Группа может быть различной по численности и составу, но в таких пределах, чтобы обеспечивались устойчивые и постоянные контакты между членами ее. Эти действия предполагают возникновение межличностных взаимоотношений, таких, как антипатия или симпатия, вражда или дружба, в любом случае — должна быть взаимная заинтересованность, общие цели, интересы, общность вероисповедания. Существуют религиозные организации без фиксированного членства, когда некие группы лиц, которые посещают собрания, при наличии какого-то постоянного центра все же меняется довольно значительно (православный приход таков), и с твердо зафиксированным членством: стабильное же центра общины составляет ее не малочисленность, а большинство, а переменная — меньшинство (таковы есть общины баптистов, адвентистов седьмого дня и другие).

       Важно правдиво сказать, что религиозность человека влияет на поведение человека, формирование личности, религиозность также определяет нормы поведения сотрудника на работе.

       На  ранних этапах развития психологического анализа религии были представления о «верующем», религиозной личности как нетерпимой, догматической, социально пассивной, ограниченной, склонной к конформизму. Некоторые проводимы американские исследователи, занимающиеся социальной психологией религии, приходят к выводам о связи между религиозностью и политической консервативностью, зараженностью расовыми нетерпимостью, предрассудками, и фанатизмом.

       При такой постановке вопроса влияние  религии на личность усматривают в том, что «религия прививает верующим систему ценностных ориентации», которая ставит на первое место пропагандируемые религией иллюзорные, вытекающие из веры в сверхъестественное, ценности, такие, как Бог, спасение в загробной жизни и т. д. Это означает, что в глазах верующего земная жизнь лишается значения и главной целью своей жизни он считает спасение в загробном мире.

       Существует  немало тем и работ, в которых определенные личностные характеристики связываются с конкретными вероисповеданиями.

       Другим  вариантом той же самой постановки вопроса — «религия прививает  верующему систему ценностных ориентации»  — являются исследования, в которых  предпринимаются попытки доказать, что религиозность способствует альтруистическому, просоциальному поведению.

       Существуют  также исследования и анализы, преимущественно психоаналитического направления, в которых источником глубокой религиозности объявляется психопатология.

       В последнее время утверждается мнение, что попытки подтвердить гипотезу о влиянии религии как самостоятельного, отдельного фактора на поведение не дали содержательных результатов. Оказалось, что общее наименование «религиозный», «верующий» прилагается к множеству разных, подчас взаимно исключающих друг друга видов поведения, идей, идеалов и пр. Этот вывод подтверждается тем доводом, что большинство людей не выбирает себе религию сознательно, а усваивает ее в процессе воспитания, следуя тому, что внушалось им в детстве, прежде всего в семье.

       Для тех, кто избрал свою религию сознательно, совершая действительно религиозный выбор, чаще всего первостепенное значение имело созвучие избираемой веры сложившимся общим мировоззренческим и социальным установкам. В таких случаях воспринятые личностью религиозные доктрины или привлекательные для нее особенности культа оказывают большее влияние на религиозный выбор, чем лежащие в основе психологии личности внутренние процессы мотивации.

       Подводя итог, важно сказать, что опросы религиозной принадлежности сотрудников сегодня все чаще становятся актуальными в условиях глобализации и работы в мультинациональных коллективах.

2.2. Выявление влияния религиозности в психологии сотрудника на его деятельность.

       Выявление причин влияния религиозности в психологии сотрудника на его жизнедеятельность, а также взаимоотношения с коллегами по работе проходило на примере малого предприятия «Пеликан». На этом предприятии в штате состоит 4 человека: руководитель и трое подчиненных (бухгалтер-кассир, менеджер и секретарь).

       Всем  сотрудникам фирмы предложили анкеты, посвященные выявлению религиозной направленности в их жизни.

       Метод исследования – анкетирование.

       Предмет анкетного исследования – верование сотрудников, их отношение к вере и религии; религиозная деятельность, факторы и методы, влияющие на религиозность персонала.

       Во-первых, мы спрашивали работников о роли религии в их жизни. Проанализировав результаты респондентов, мы обнаружили, что в жизни большинства (три человека) работников религия играет не очень важную роль, то есть их можно смело назвать малорелигиозными. Из всех один человек сказал, что в его жизни религия играет довольно важную роль.

       Во-вторых, отвечая на второй вопрос, последователем какой религии или мировоззрения вы себя считаете, два человека из четырех считают себя последователями традиционной веры православия.

       Одна  девушка посчитала себя последователем ислам (она мусульманка).

       При этом обратив внимание, что неверующий респондент на предприятии оказался только один.

       Все, кто относит себя к религии православию, являются крещеными (три человека). Оказалось, что таинство крещения прошел и тот неверующий работник.

       Как показал опрос, сотрудники предприятия «Пеликан» в равной степени разделились на тех, кто читал Священное Писание и не читал - по два человека.

       С содержанием Священной Книги - Библии знакомы, в первую очередь со школы, таких как Мировая художественная культура, специальный курс по литературе.

       Религиозные обряды, оказалось, соблюдают трое опрошенных, но в основном - только по праздникам (три человека) или же эпизодически (два человека).

       Среди работников православных двое опрошенных придерживаются и исполняют религиозные традиции, также один мусульманин соблюдает все религиозные праздники и обряды.

       Во  время общения мусульманка рассказала нам, что недавно у них был обряд бракосочетания Неках и знаменитый мусульманский праздник Курбан-байрам.

       В процессе беседы данный сотрудник интересно рассказывает о своих традициях, праздниках и просит перенести выходной, если идет религиозный праздник. Очевидно, что данного сотрудника можно смело отнести к религиозным людям.

       Еще интересными оказались итоги, полученные на откровенный вопрос: «Что такое для вас религия лично?». Стало понятно, что религия для опрошенных работников имеет многозначный смысл. Большинство сотрудников отождествляет религию с верой (два человека).

       Для одного работника представляется неким набором и правил моральных устоев. Один человек фирмы считает религию своей опорой жизненной, «стержнем», которая помогает в жизни.

       Один  из последующих вопросов анкеты касался посещаемость церкви и участия в совершении собрании. Большинство (три человека) посещают Церковь не часто, время от времени, но анализ мотивов посещения храмов и вопросов, касающихся соблюдения ими церковных порядков показал, что реальной связи с религиозностью здесь не наблюдается. Показательно, что большая часть респондентов (два человека), посещающих церковь, на вопрос о том, участвуют ли они при этом в собрании, церковных обрядах, ответили отрицательно.

       Потом нам предстояло вывить особенности психологического влияния и поведения у сотрудников с разными взглядами на веру.

       Так, сотрудники православной веры всегда вовремя приходят на работу, даже стараются приходить пораньше.

       В процессе анализа заметили, что верующие сотрудники  выполняют всю работу качественно и полностью, что им даёт руководитель фирмы, наблюдается при этом ответственность и стремление овладению к новым знаниям. Но также эти люди любят и отдыхать, стараются отпрясться и уйти пораньше домой, если много выполнили работы за день, но они часто созваниваются со своими родственниками – что отвлекает их от работы.

       Человек, который является мусульманином, пунктуален, также выполняет все свои должностные обязанности в срок и все, что ему поручил руководитель фирмы. В тоже время видно, что он любит отдохнуть, иметь общение на другие темы с работниками, вследствие чего отвлекает их.

       Последний неверующий работник часто опаздывает на работу, он молчалив, не любит сильно общаться с коллегами по работе, в работе присутствует пунктуальность и ответственность, но ему тяжело дается выполнение различных поручений, так как он может стесняться спросить какой-либо вопрос у руководителя или коллег.

       Подводя итог анкетирования, важно сказать, что проведенное исследование и анализ не претендует на какую-либо точность и фундаментальность, однако некоторые выявленные все же кажутся достаточно интересными.

       Прежде  всего, это некоторое соответствие поведению работников определенной религиозности. Кроме того, удалось определить, что независимо от религиозности сотрудники общаются между собой, стараются в поведении и в работе соблюдать определенные корпоративные правила организации, как этого требует руководство фирмы.

Информация о работе Становление психологии религии как отрасли религиоведения