Жилищно-коммунальное хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:13, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство все еще остается сферой, которую мало затронули рыночные преобразования. Финансирование текущих расходов коммунальных предприятий более чем на 45% осуществляется за счет бюджетных дотаций, производство коммунальных услуг полностью сосредоточено в локальных монополиях, отсутствует конкуренция и стимулы к сокращению затрат и потерь, не часто удается привлечь в отрасль частный бизнес и частные инвестиции.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Управление муниципальной сферой жилищно-коммунального хозяйства
1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая сфера управления в обществе
1.3 Управление ЖКХ и возникающие проблемы
1.4 Зарубежный опыт управления жилищно-коммунальным хозяйством
2. Анализ внутренней среды ооо "Куйбышевская инженерная компания" как объекта управления
2.1 Характеристика отдела по работе с населением ооо "Куйбышевская инженерная компания" и система управления им
2.2 Функции и задачи управления отдела по работе с населением ООО "Куйбышевская инженерная компания"
2.3 Структура и организация работы отдела по работе с населением ООО "Куйбышевская инженерная компанИЯ"
2.4 Организация устных и письменных обращений отдела по работе с населением ООО "Куйбышевская инженерная компания"
2.5 Анализ деятельности отдела по работе с населеним ООО "Куйбышевская инженерная компания"
2.6 Выявленные проблемы управления в отделе по работе с населением ООО "Куйбышевская инженерная компания"
3. Мероприятия по совершенствованию отдела по работе с населением ООО "Куйбышевская инженерная компания"
3.1 Мероприятие по созданию домового комитета
3.2 Мероприятие по привлечению в отдел по работе с населением ООО "Куйбышевская инженерная компания" специалистов юридического профиля
3.3 Мероприятие по внедрению в отдел по работе с населением ООО "Куйбышевская инженерная компания" информационных технологий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

2 маша д.docx

— 104.26 Кб (Скачать)

Управление ЖКХ  является интернациональной темой, объединяющей большинство цивилизованных стран и оперирующей достаточно близкими понятиями одним из которых  является объединение собственников  жилья.

Объединение собственников  жилья (ОСЖ) представляет собой некоммерческую потребительскую организацию, объединяющую собственников объектов недвижимого  имущества или пайщиков, создаваемую  с целью управления комплексом недвижимого  имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования  и распоряжения имуществом. ОСЖ стало  обобщающим понятием различных юридических  форм жилищной кооперации, например, таких  как. территориальные сообщества жителей (Planning Unit Developments - PUD), кондоминиумы (Condominium Association), жилищные кооперативы (Housing Cooperatives) в США и Канаде; синдикаты во Франции; квартирные акционерные общества в Финляндии; объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) в Украине; товарищества собственников жилья (ТСЖ) и жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) в России.

Таким образом, с  точки зрения подхода к управлению ЖКХ Россия не строит свою уникальную модель, а воспринимает международный  опыт, проверенный десятилетиями. Необходимо также отметить, что страна имеет  и некоторую историю развития своих ОСЖ. Например, в дореволюционной  России существовали города-сады; в  период НЭПа - жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТ). Молодежные жилищные кооперативы (МЖК) были распространены в СССР в 1970-1990-е  годы [32].

Важным критерием  оценки социальной ориентированности  рынка коммунальных предприятий  является доля затрат на ЖКУ в общем  объеме потребительских расходов домашнего  хозяйства. Далее будем называть эту долю бременем жилищно-коммунальных платежей. Именно с этой величиной  связаны бюджетные субсидии малоимущим семьям на оплату жилья и коммунальных услуг. В соответствии с федеральным  стандартом, установленным Правительством России, субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг может получить семья, если расходы на ЖКУ превышают 25% от величины ее совокупного дохода. При этом не исключается то, что региональные власти могут устанавливать более низкое значение этой доли, если доходная часть регионального бюджета сможет выдержать дополнительные социальные расходы. [17]

В таблице 1. приведены  усредненные данные относительно бремени  жилищно-коммунальных платежей домашних хозяйств России, Чехии и США. Такая  выборка стран представляется удачной, поскольку позволяет осуществить  мониторинг ситуации с жилищно-коммунальными  платежами как в государстве  классического капитализма, так  и постсоветских странах, находящихся  на разных уровнях развития.

Таблица 1. Доля жилищно-коммунальных платежей в структуре потребительских  расходов домашних хозяйств по странам  мира.

 

Страна

Доля расходов по оплате жилья, %

Доля расходов по оплате коммунальных услуг, %

Итого, %

Год оценки

 

Россия

1,4

6,9

8,3

2010

 

США

19,0

6,9

25,8

2009

 

Чехия

12,3

10,9

23,2

2008

 
           

Итак, данные таблицы 1. позволяют  сделать следующие выводы.

Во-первых, размер доли расходов по оплате коммунальных услуг в России (6,9%) на сегодняшний день находится  на уровне США, но значительно уступает Чехии (10,9%), не обеспеченной собственными минеральными ресурсами. Однако жилищные расходы среднестатистической чешской (12,3%) и американской семьи (19,0%) на порядок  превышают аналогичный показатель среднестатистического российского  домашнего хозяйства (1,4%).

Во-вторых, необходимо подчеркнуть  несоответствие соотношений доли расходов на оплату жилья к доли расходов на коммунальные услуги в России (1,4/6,9=0,2) и США (19,0/6,9=2,75). По данному показателю США в 10 раз обгоняет Россию. О  чем свидетельствует такое расхождение?

Эти соотношения показывают национальные приоритеты в жилищных и коммунальных вопросах. В соответствии с логикой американцев, на первом месте стоит качественное благоустроенное  жилье (индивидуальный дом), как фундаментальный  актив семьи и залог социальной стабильности, а коммунальные услуги являются всего лишь необходимым  к нему приложением. В крайнем  случае, жилье без коммунальных услуг  пригодно к эксплуатации, а коммунальные услуги без их приложения теряют смысл. [35]

В России картина обратная. Актуальность коммунальных услуг стоит  на первом плане, а жилье с низкими  потребительскими свойствами, доставшееся  большинству граждан в результате бесплатной приватизации, воспринимается как само собой разумеющееся. Тем  не менее, по качественным и количественным характеристикам жилье в России значительно уступает американскому  жилищному фонду, и в этой связи  необходимо пересматривать приоритеты и сосредоточиться на комфортном и благоустроенном жилье, чем  на безвредном для семейного бюджета  повышении цен на коммунальные услуги.

В странах с развитой рыночной экономикой, - США, Великобритании, Германии, Японии, Швеции, Франции, Австрии и  других, накоплен богатый опыт организации  жилищно-коммунальных служб в рамках государственного (муниципального) и  частного секторов. Его детальное  изучение позволяет использовать положительный  опыт в российской практике.

На рубеже 80-90-х гг. правительства  многих стран в рамках социально-экономических  программ и программ реформирования государственного сектора экономики  проводили приватизацию объектов ЖКХ, руководствуясь тем, что". государственные  предприятия - это чаще национальные обязательства, чем национальное имущество. Для нации гораздо лучше, если эти предприятия будут переданы частному сектору, приносящему доход  на основе конкуренции". Параллельно  с процессом приватизации шел  поиск новых форм предоставления коммунальных услуг с участием представителей частного бизнеса.

При этом сохраняется предоставление услуг муниципальными службами, в  первую очередь, в сфере коммунального  обслуживания. Муниципалитет выступает  при этом в качестве организатора производства услуг. Другими словами  предоставление услуг осуществляется не самим муниципалитетом, а предприятиями  основанными на муниципальной собственности  и подотчетными муниципалитету. Предоставление подобных услуг осуществляется муниципальными департаментами по "санитации" (сбор, вывоз, утилизация пищевых отходов и бытового мусора и др.); департаментами парков (озеленение, благоустройство городской территории и др.); департаментами по автомагистралям и т.д. [25]

Распространенной формой предоставления муниципальными службами услуг в развитых странах являются межтерриториальные соглашения (договора об обслуживании), при которых административно-территориальные  образования (например, "сити" в  США) могут заключать соглашения на предоставление тех или иных услуг, которые они не могут предоставлять  потребителям сами или считают их предоставление собственными силами нерациональным, с более высокими властными структурами (например, Правительствами "штатов"). Последние оказывают услуги тем  представителям территорий, которые  в состоянии и готовы их купить. В данном случае, один орган управления может позволить себе нанять другой и оплатить поставленные услуги. Подобным образом, за рубежом, оказываются коммунальные услуги по водо-, газо-, теплоснабжению, водоотведению, услуги по "санитации" территорий, уборка снега и др. При  этом в договорных отношениях участвуют  два органа управления: причем один является организатором, а другой поставщиком  услуг. Как показывает опыт США, Великобритании, Германии, Японии, Швеции, Канады и др. это позволяет более экономно использовать финансовые ресурсы, мощности и возможности производителей услуг.

Местные органы исполнительной власти могут заключать соглашения, договора, контракты не только друг с другом, но и с частными фирмами. Во многих развитых странах, - Великобритании, США, Швеции, - городские власти давно  осознали, что монопольное положение  муниципальных служб сдерживает улучшение условий жизни в  крупных городах. Практикуется продажа  транспортным компаниям (включая муниципальные  и частные) автобусных и трамвайных линий на конкурсной основе. [47]

Нововведения в жилищно-коммунальной сфере развитых стран, основанные на рациональном сочетании централизации  и децентрализации, дали положительные  результаты. Они не тормозят, а активизируют рынок услуг и улучшают условия  жизни потребителей.

Подобные нововведения можно  применить при организации городского водопровода, тепло-, электро- и газоснабжения, то есть к работе тех служб, которые  принято относить к технически монопольным.

Подобный опыт может широко применяться и в нашей стране, в особенности в местах нового жилищного строительства на окраине  крупных городов и в области. Опыт быстрого благоустройства жилья  применим не только для небольших  поселков, но и для индивидуальных коттеджей и малоэтажных домов, строящихся на окраинах крупных городов. Эффективность такого подхода доказана и опытом некоторых стран Восточной  Европы (Польша, Югославия, Чехия и  Словакия). [53]

Следует принять во внимание, что государственное регулирование  коммунальной инфраструктуры не только не упразднено в странах с развитой рыночной экономикой, но и претерпело глубокую эволюцию под воздействием специфических потребностей в той  или иной отрасли ЖКХ. В этой связи  заслуживает внимания опыт ведущих  индустриальных стран и, особенно, США, как страны, у которой территория, географические зоны, структура управления и др. сопоставимы с российскими. Эта страна развитых рыночных отношений  имеет длительный опыт федерального регулирования экономики, в отличие  от России, где начальный этап рыночных отношений сопровождается переходом ответственности на муниципальный уровень, дезорганизацией и снятием государственного финансирования.

Финансовое и организационное  участие федерального правительства (в лице различных федеральных  учреждений) в решении проблем  развития коммунального хозяйства  и инфраструктуры не заменяет достаточно четкой системы разделения ответственности  между властями различных уровней. Федеральное правительство отвечает в основном за инвестирование в природные  ресурсы, охрану окружающей среды, водный транспорт, порты и вокзалы, регулярно  выделяет большие средства штатам для  поддержания и развития сети шоссейных  дорог.

Правительства штатов несут  ответственность за строительство  шоссейных дорог, частично за развитие сети электро-, тепло- и газоснабжения. Все остальные вопросы коммунальной инфраструктуры - водоснабжение, санитарное состояние, канализирование, общественный транспорт, находятся в ведении  местных властей, которые используют на эти цели как свои бюджетные  средства, так и федеральные субсидии в различных формах, а также  средства из бюджетов штатов.

Оказание услуг в системе  ЖКХ может осуществляться и на основе франчайзинга. Договора, заключаемые  территориальными органами управления с небольшими фирмами, которые сохраняют  практически полную хозяйственную  самостоятельность. Взамен они обязаны  отчислять в местный бюджет 5-10% своего дохода, вводить представителя  местной власти в состав правления  и рекламировать фирменный знак территориального органа. [45]

Таким образом, местные власти получают прямой выход на соответствующие  федеральные регулирующие организации  и законодательные органы страны.

Сделаем следующие выводы по главе 1:

1. Важнейшим аспектом  в управлении ЖКХ является  принцип конкурентоспособности.  Кризисное состояние жилищно-коммунального  комплекса стало проблемой общегосударственного  значения. При выборе варианта  управления нужно руководствоваться  принципом предоставления собственнику - домовладельцу права решать, кто  будет обслуживать принадлежащую  ему недвижимость и управлять  ею;

2. Жилищно-коммунальное хозяйство  представляет собой важную сферу  жизнедеятельности человеческого  общества. Без его эффективного  функционирования невозможно обеспечение  нормальных условий существования.  Специфика ЖКХ состоит в его  многопрофильности, многоотраслевой  структуре. ЖКХ является важнейшей  сферой социальной структуры  общества. Качество ее функционирования  на базе равноправного существования  в данной сфере всех форм  собственности позволяет создать  поле качества экономических  отношений собственников услуг  ЖКХ и создать сетевую среду  для реализации принципов социально-ориентированной  рыночной экономики;

3. Муниципальное управление  ЖКХ входит в систему городского  самоуправления, является органом  управления в сфере жилищно-коммунального  хозяйства. Основной целью деятельности  муниципального управления является  формирование и реализация единой  отраслевой политики. Стратегическое  планирование и современные методы  управления внедряются в коммунальной  сфере замедленными темпами В  качестве субъектов управления  в системе ЖКХ выступают частнопредпринимательские  и общественные или муниципальные  организации. Эффективность управления  жилищно-коммунальным хозяйством повышается благодаря объективному, системному анализу, хорошей системе планирования и прогнозирования, адекватно выбранным средствам, внутренним и внешним условиям управления, инструментам реализации и уровня квалификации специалистов, осуществляющих реализацию выполнения управленческих задач. Одна из основных социальных проблем - это осуществление преобразований и построение рыночных механизмов в жилищно-коммунальном секторе. Сегодня ЖКХ испытывает большие трудности и сильно отстает от современных требований. Проблемы муниципального управления ЖКХ заключаются в недостатке средств, квалифицированных кадров, постоянном поиске альтернативных источников финансирования, в необходимости привлечения частного бизнеса, который нужно заинтересовать в решении вопросов реформирования системы ЖКХ;

Информация о работе Жилищно-коммунальное хозяйство