Жилищно-коммунальное хозяйство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:13, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования заключается в том, что на сегодняшний день жилищно-коммунальное хозяйство все еще остается сферой, которую мало затронули рыночные преобразования. Финансирование текущих расходов коммунальных предприятий более чем на 45% осуществляется за счет бюджетных дотаций, производство коммунальных услуг полностью сосредоточено в локальных монополиях, отсутствует конкуренция и стимулы к сокращению затрат и потерь, не часто удается привлечь в отрасль частный бизнес и частные инвестиции.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты управления жилищно-коммунального хозяйства
1.1 Управление муниципальной сферой жилищно-коммунального хозяйства
1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая сфера управления в обществе
1.3 Управление ЖКХ и возникающие проблемы
1.4 Зарубежный опыт управления жилищно-коммунальным хозяйством
2. Анализ внутренней среды ооо "Куйбышевская инженерная компания" как объекта управления
2.1 Характеристика отдела по работе с населением ооо "Куйбышевская инженерная компания" и система управления им
2.2 Функции и задачи управления отдела по работе с населением ООО "Куйбышевская инженерная компания"
2.3 Структура и организация работы отдела по работе с населением ООО "Куйбышевская инженерная компанИЯ"
2.4 Организация устных и письменных обращений отдела по работе с населением ООО "Куйбышевская инженерная компания"
2.5 Анализ деятельности отдела по работе с населеним ООО "Куйбышевская инженерная компания"
2.6 Выявленные проблемы управления в отделе по работе с населением ООО "Куйбышевская инженерная компания"
3. Мероприятия по совершенствованию отдела по работе с населением ООО "Куйбышевская инженерная компания"
3.1 Мероприятие по созданию домового комитета
3.2 Мероприятие по привлечению в отдел по работе с населением ООО "Куйбышевская инженерная компания" специалистов юридического профиля
3.3 Мероприятие по внедрению в отдел по работе с населением ООО "Куйбышевская инженерная компания" информационных технологий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

2 маша д.docx

— 104.26 Кб (Скачать)

Процесс производства и потребления большинства услуг  ЖКХ совпадает в производственно-временных  координатах. На рынке услуг ЖКХ  равенство спроса и предложения  по объему и структуре оказываемых  услуг должно соблюдаться постоянно. При этом производству услуг ЖКХ  должен предшествовать социальный заказ  в индивидуальной, коллективной или  общественной формах, выступающий актом  их общественного признания и  гарантом обмена труда. [46]

Из сказанного выше, можно сделать вывод, что  ЖКХ занимает важное место в сфере  муниципального управления обществом, так как без его функционирования невозможно обеспечение нормальных условий существования населения.

1.3 Управление  ЖКХ и возникающие проблемы

Управление  ЖКХ - комплексная работа, включающая в себя множество направлений. От того, насколько качественно эта работа производится, зависит уровень комфорта жильцов, потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства. Управляющие компании имеют достаточные наработки в сфере ЖКХ, разбираются в различных тонкостях домохозяйствования и готовы взять на обслуживание дом, чтобы сделать жизнь жильцов в нем удобнее и проще.

Муниципальное управление ЖКХ входит в систему городского самоуправления, является органом управления в сфере жилищно-коммунального  хозяйства. [38]

Основной целью  деятельности муниципального управления является формирование и реализация единой отраслевой политики, направленной на создание для населения безопасных и комфортных условий проживания в жилищном фонде, создание условий для предоставления коммунальных услуг установленных стандартов качества. [41]

Основные  задачи управления ЖКХ:

F организация  электро-, тепло-, газо- и водоснабжения  населения, водоотведения, снабжения  населения топливом;

F организация  содержания муниципального жилищного  фонда;

F создание условий  для управления многоквартирными  домами;

F обеспечение  функционирования и развития  жилищно-коммунального хозяйства  города. [39]

 

Рис 2. Классическая структура деятельности жилищного  предприятия

Сегодня существует серьезная нехватка стимулов повышения  эффективности производства и улучшения  качества обслуживания. Это вызвано  невозможностью в существующих условиях полномасштабного внедрения полноценных  договорных отношений в секторе  ЖКХ и плохой финансовой ситуацией, сложившейся вследствие неэффективной  и часто непрозрачной бюджетной  политики и процесса принятия решений, административных методов хозяйствования. [49]

Стратегическое  планирование и современные методы управления внедряются в коммунальной сфере замедленными темпами, но при  этом имеют важное значение для дальнейшего  развития отраслей ЖКХ. Это также  приводит к неоптимальному распределению  в данной отрасли финансовых ресурсов. Структуры тарифов по-прежнему искажены и не полностью отражают экономически обоснованные затраты коммунальных предприятий. Кроме того, продолжает действовать перекрестное субсидирование. Процедура пересмотра тарифов часто  отсутствует, также как и механизмы  участия общественности. Это способствует сохранению текущей тяжелой ситуации и препятствует реализации работ  по восстановлению и модернизации систем, а также финансовой независимости  предприятий ЖКХ

Под методами управления в широком значении понимаются приемы, способы или образ управленческих действий. Под методами эффективного управления ЖКХ на территории муниципального образования следует понимать совокупность действий, способов и приемов управления по координированию трудовых ресурсов, субъектов и объектов управления, направленных на достижение наилучшего результата в социально-экономической деятельности. [40]

В качестве субъектов  управления в системе ЖКХ выступают  частнопредпринимательские и общественные или муниципальные организации. Как уже отмечалось, интересы бизнеса  и социума не всегда совпадают: частно-хозяйственные  интересы находятся в обратно-пропорциональной зависимости с муниципальными интересами: одни стремятся к получению максимальной прибыли, а другие - к общей пользе.

По степени  участия органов местного самоуправления (ОМС) в управлении ЖКХ и выполнении работ и услуг выделяются следующие  методы:

F прямое управление - непосредственно органами местного  самоуправления;

F управление через  отделы ОМС, имеющие самостоятельный  бюджет;

F управление через  муниципальные предприятия и  организации;

F муниципально-подрядное,  контрактное управление - по муниципальным  тарифам частными подрядчиками;

F муниципально-арендное  управление - частными арендаторами  по своим тарифам с оплатой  аренды и присвоением дохода;

F муниципально-концессионное  управление - формальная концессия  при фактическом сохранении возможности  управления за муниципалитетом;

F концессионное  управление - частными предприятиями  на определенный срок на договорных  условиях;

F частнопредпринимательское  управление приватизированным имуществом. [13]

Выбор конкретного  метода управления ЖКХ на территории муниципального образования всегда носит строго индивидуальный характер и зависит от внешних факторов, местных условий и ожидаемого эффекта.

Управленческие  методики по определению включают совокупность методов, приемов целесообразного  проведения какой-либо деятельности. Различают  общие и специальные управленческие методики. Примером общей методики может служить авторская Методика эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории муниципальных  образований. Она носит комплексный  характер и включает следующие разделы:

F Сущность и  социально-экономическая основа  эффективного управления ЖКХ  на территории муниципальных  образований.

F Методы эффективного  управления жилищно-коммунальным  хозяйством на территории муниципальных  образований.

F Комплексный  анализ ЖКХ территории.

F Прогнозирование  в системе эффективного управления  ЖКХ.

F Планирование  и контроль в ЖКХ.

F Тарифная политика  как инструмент эффективного  управления ЖКХ.

F Экономико-управленческое  моделирование систем эффективного  управления ЖКХ на территории  муниципальных образований.

F Информационные  системы - фактор повышения эффективности  управления ЖКХ на территории.

F Современные  управленческие технологии в  жилищно-коммунальном хозяйстве.

F Система кадровой  политики в сфере управления  жилищно-коммунальным хозяйством. [15]

Здесь предусматривается  проведение комплексного анализа, позволяющего определить фактическое состояние  дел в ЖКХ на различных уровнях  территориального управления (от муниципального до регионального). Анализ может проводиться  как по отдельным составляющим и  отраслям жилищно-коммунального комплекса, так и по всему комплексу. В  зависимости от объема и параметров анализа определяются количество и  качество последующих управленческих решений, предопределяется конечный результат  проводимой работы. Объем и параметры  анализа - основополагающие в предлагаемых рекомендациях.

Объективная оценка состояния жилищно-коммунального  комплекса составляет основу для  прогнозирования тенденций. В свою очередь, прогноз тенденций, вариантов  и сценариев развития - основа для  осуществления оперативного, стратегического  и бизнес-планирования. Освещение  этих вопросов - неотъемлемая часть  методических рекомендаций.

Процесс планирования и прогнозирования связан с выбором  инструментов, технологий, а в общем  смысле - средств эффективного управления ЖКХ. Самые замечательные и перспективные  планы оказываются неосуществимыми  при отсутствии адекватных средств  для их выполнения. В методических рекомендациях описываются различные  инструменты и средства, способствующие созданию условий для эффективного управления ЖКХ.

Эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством повышается благодаря объективному, системному анализу, хорошей системе планирования и прогнозирования, адекватно выбранным  средствам, внутренним и внешним  условиям управления, инструментам реализации и уровня квалификации специалистов, осуществляющих реализацию выполнения управленческих задач. [31]

Рассмотрение  вопросов кадровой политики, подготовки и переподготовки кадров для сферы  ЖКХ предполагает методологическую завершенность комплекса управленческих мероприятий по достижению эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории.

В основу системы  управления жилищно-коммунальным хозяйством должны быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений  между собственником-домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного  фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением  населению жилищно-коммунальных услуг  необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда  независимо от его принадлежности. При выборе варианта управления целесообразно  руководствоваться принципом предоставления собственнику - домовладельцу права  решать, кто будет обслуживать  принадлежащую ему недвижимость, и управлять ею. [7]

Начал функционировать  рынок жилья, изменилась структура  жилого фонда по формам собственности. Однако жилищная проблема осталась по-прежнему актуальной, особенно это выражено в системе ЖКХ муниципальных  образований. Суть жилищной проблемы заключается  в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским  требованиям, для значительной части  населения.

Жилищная проблема имеет несколько важных аспектов:

дефицит жилья - количественный аспект;

F несоответствие  структуры жилищного фонда демографической  структуре семей - структурный  аспект;

F несоответствие  имеющегося жилищного фонда требованиям  к потребительским качествам  жилья - качественный аспект;

F несоответствие  требований к техническому содержанию  жилищного фонда - эксплуатационный  аспект. [19]

Одна из основных социальных проблем, которая была и  остается в центре особого внимания при формировании рыночных отношений  в Российской Федерации - это осуществление  преобразований и построение рыночных механизмов в жилищно-коммунальном секторе. Сегодня уже можно сделать  вывод, что прошедший период подтвердил правильность и эффективность выбранных  государством в начале 90-х годов  путей реформирования ЖКХ. Поэтому  очень важно продолжать работу по наведению порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве. Без этого невозможна эффективная работа отрасли. Смысл  проводимых преобразований заключается  в снижении затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, создании надежной системы социальной защиты населения и гарантий.

Сегодня ЖКХ испытывает большие трудности и сильно отстает  от современных требований. Одна из основных причин этого является нехватка средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, а также повсеместные неплатежи  и несвоевременная оплата жилищно-коммунальных услуг населением. Да и инвестиционные вложения обходят стороной эту отрасль. И все же наиглавнейшая, "кризисообразующая" проблема-это существующая структура  управления ЖКХ. Отсутствие специалистов по менеджменту и маркетингу тормозит развитие конкурентной среды в ЖКХ. Сочетание этих двух факторов - нехватка средств и квалифицированных  управленцев - в сочетании с морально и физически устаревшей научно-технической  и производственной базой приводит к большим издержкам и, как  следствие, высокой стоимости услуг, что, в свою очередь, приводит к неплатежам. [18]

Применяемый в  течение длительного времени  административный механизм управления жилищной сферой, отсутствие экономической  заинтересованности строительных, ремонтно-эксплуатационных организаций в результатах своей  деятельности и отчуждение жителей  от собственности привели к серьезным  негативным последствиям и деформациям  в жилищной сфере. Произошло снижение качества жилищного фонда и ухудшение  условий его эксплуатации. Население  же было поставлено в крайне пассивную  позицию, так как жители не имели  реальных рычагов воздействия на строительные, ремонтные и эксплуатационные организации.

Основными причинами  обострения жилищной проблемы является отсутствие реального собственника и эффективного управления жилищным фондом в современных условиях, а  также бесхозяйственное отношение  к жилью. [12]

Таким образом, проблемы муниципального управления ЖКХ заключаются  в недостатке средств, квалифицированных  кадров, постоянном поиске альтернативных источников финансирования, в необходимости  привлечения частного бизнеса, который  нужно заинтересовать в решении  вопросов реформирования системы ЖКХ. Жилищная проблема является весьма многогранной, требующей значительных усилий по ее решению.

1.4 Зарубежный  опыт управления жилищно-коммунальным  хозяйством

Анализ зарубежного  подхода к управлению ЖКХ показывает, что коммунальные услуги и все  что связано с жильем рассматриваются  как жизненно важные. Как следствие, обеспечение населения этими  услугами всегда осуществляется при  активном участии государственных  органов. Четыре общих подхода к  регулированию и управлению ЖКХ  муниципальных образований (США, Англия, Франция, Германия) так или иначе, сходятся в одном: регулирующие органы определяют правила работы частных  предприятий-конкурентов, защищают права  потребителей, гарантируют выполнение стандартов качества на жизненно важные услуги. В идеальном случае вся  система менеджмента выглядит как  децентрализованное управление с контролем  по отклонениям.

Особенностью  муниципального управления ЖКХ в  России, которая мешает применить  накопленный за рубежом опыт, является то, что ЖКХ - дотируемая отрасль, а также имеет место перекрестное субсидирование. Таким образом, модель управления развития ЖКХ муниципальных образований должна содержать основу для удаления данных недостатков из сферы управления отраслью. [33]

Рыночные отношения  предполагают возможность передачи жилого фонда от одной управляющей  организации другой, а также от одного поставщика услуг другому. При  осуществлении такой передачи, кроме  передачи непосредственно самого объекта  или права на оказания услуг, необходимо предусмотреть возможность передачи информационной поддержки, необходимой  для выполнения функций.

Информация о работе Жилищно-коммунальное хозяйство