Основные задачи и принципы работы ведомственных архивов.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение задач и принципов ведомственного архива.
Задачи исследования:
рассмотреть понятие «ведомственный архив»;
рассмотреть виды ведомственных архивов;
рассмотреть функции, принципы и задачи ведомственных архивов;
проанализировать нормативно - правовую базу деятельности ведомственного архива;
рассмотреть перспективы развития ведомственных архивов.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие и деятельность ведомственных архивов
1.1. Понятие «ведомственный архив» и его виды.
1.2. Функции, принципы и задачи ведомственных архивов.
Глава 2. Современная организация и перспективы ведомственных архивов в Российской Федерации
2.1. Формы использования архивных документов в работе ведомственного архива
2.2. Перспективы развития ведомственных архивов.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

     Сегодня правовой основой создания архивов  организации является Федеральный  закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», где говорится, что государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа, организации и граждане обязаны (вправе) создавать архивы в целях хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов [1].

     «Основные правила работы архивов организаций» являются нормативно-методическим документом, определяющим их деятельность. Правила  основываются на действующей правовой базе в области информации, документационного обеспечения управления и архивного дела, синтезируют опыт отечественного архивного дела, учитывают современные достижения в применении технических средств и информационных технологий в работе с документами.

     Для организации работы архива необходимо принять положение об архиве. В  положение об архиве включаются следующие  разделы:

  • основные положения;
  • состав документов архива;
  • задачи и функции архива;
  • права архива;
  • организация работы архива.

     При необходимости положение об архиве может дополняться другими разделами.

     Формами использования архивных документов являются определенные информационные услуги, выполняемые архивами по каждому  направлению использования.

     В соответствии с Основными правилами  работы архивов организаций использование архивных документов - применение информации архивных документов в культурных, научных, политических, экономических целях и для обеспечения законных прав и интересов граждан.

     Формы использования архивных документов в ведомственном архиве имеют свою специфику. Естественно, что в архивах Федеральной архивной службы России (Росархива), где хранятся сотни и тысячи фондов, объем информационных услуг шире и разнообразнее. Однако технологии, например методика исполнения запросов, не отличаются от других архивов.

     Существуют  следующие формы использования  архивных документов:

     1.  Информирование руководства и  структурных подразделений организаций,  а также других организаций  о наличии в архивах тех  или иных документов и их  содержание

     Эта форма использования осуществляется либо по инициативе пользователя (исполнение запросов), либо по инициативе архива (инициативное информирование).

     Информирование  руководителей организации может  производиться в форме перечня  заголовков дел или документов по определенной тематике или по видам с указанием дат документов и поисковых данных. В необходимых случаях даются аннотации.

     Информирование  руководителей может производиться  также в форме тематической подборки копий документов. Копии располагаются  в логической последовательности; к подборке копий прилагается титульный лист, а также при необходимости историческая справка, перечень и другие материалы.

     2. Исполнение запросов социально-правового  характера

     Запрос - это письмо организации или заявление  гражданина, в котором сформулирована тема, географические и хронологические рамки необходимой заявителю информации.

     Исполнение  запроса - поиск и предоставление потребителю информации, содержащейся в архивной информации.

     Существуют  следующие виды запросов:

  • Тематические (выявление информации по конкретной теме или документальное подтверждение какого-либо факта);
  • Персональные, в том числе биографические и генеалогические;
  • Социально-правовые. Наиболее часто запрашиваются сведения о трудовом стаже и заработной плате, об образовании, о службе в Советской Армии, о пребывании в плену, фашистских концлагерях, исправительно-трудовых учреждениях, о ранениях в годы ВОВ и других войн, об участии в партизанских движениях, о награждении медалями, орденами и другими знаками отличия, о гражданском состоянии, об имущественных правах, о государственной и общественной деятельности;
  • Консульские (направлены на защиту законных прав и интересов граждан, постоянно проживающих за рубежом, в том числе российских граждан, граждан СНГ, иностранных граждан и лиц без гражданства). Эти запросы являются разновидностью социально-правовых запросов, но отличаются от них тем, что поступают через Министерство иностранных дел РФ, посольства зарубежных стран в РФ, зарубежные организации и др

     Исполнение  запросов осуществляется в три этапа:

  • Прием запроса и работа с заявителем;
  • Поиск запрашиваемой информации;
  • Составление и выдача заявителю ответов на запросы.

     При приеме запроса необходимо уделить  внимание составлению запроса. Надо проследить, чтобы заявитель изложил в нем все сведения, которые удалось почерпнуть из семейного архива, рассказов родственников, из других архивов.

     Если  запрос относится к категории  платных, следует известить об этом заявителя.

     Государственный архив не может взимать плату  за исполнение социально-правовых и консульских запросов, запросов органов государственной власти и органов местного самоуправления для использования в служебных целях, а также за научно-техническое информирование организаций системы Росархива и др.

     При поиске запрашиваемой информации следует помнить о сроках исполнения.

     Срок  пересылки непрофильного запроса  в другие архивные учреждения с информированием  об этом заявителя или предоставление ему письменных рекомендаций о месте  хранения документов составляет 5 дней со дня регистрации запроса.

     Срок  исполнения запросов на основании научно-справочного  аппарата архива составляет 15 дней со дня регистрации. Такие запросы  исполняются на основании просмотра  описей, каталогов.

     Срок  исполнения запросов, требующих обращения  к документам архива, не должен превышать 30 дней. Однако в случае особой сложности запроса руководитель архива может продлить этот срок, но не более чем на 30 дней.

     При составлении и выдаче заявителям ответов на запросы архив предоставляет  ответы в виде следующих информационных документов:

  • архивная справка;
  • архивная копия;
  • архивная выписка;
  • информационное письмо;
  • тематическая подборка;
  • тематический обзор документов.

     Архивная справка - документ, подготовленный и заверенный архивом, имеющий юридическую силу и содержащий информацию об имеющихся в документах архива сведениях, относящихся к предмету запроса с условием поисковых данных документов.

     Архивная  копия - документ, дословно воспроизводящий любым способом текст или изображение архивного документа, относящегося к предмету запроса, подготовленный и заверенный архивом.

     Архивная  выписка - фрагмент архивной копии, подготовленный и заверенный архивом. Выписки, как  правило, делаются из документов, посвященных нескольким, не связанным между собой вопросам.

     Информационное  письмо - это письмо, составляемое архивом  по собственной инициативе или в  ответ на запрос пользователя и содержащее сообщение об имеющихся в архиве документах по определенной проблеме, теме, вопросу.

     При исполнении тематических запросов организаций  и граждан в государственном  архиве могут создаваться такие  сложные информационные документы, требующие аналитико-синтетической  переработки больших объемов  документной информации, как тематические перечни документов, тематические подборки документов, тематические обзоры документов.

     Тематический  перечень документов - систематизированный  перечень заголовков дел или документов с указанием дат и поисковых  данных.

     Тематическая подборка документов - комплекс копий документов или цитат из документов на данную тему.

     Тематический  обзор документов - информационно-поисковый  справочник, содержащий подробную характеристику документов нескольких архивов, нескольких фондов одного архива или части фонда по определенной теме.

     В соответствии с законодательством  помимо архивных справочников гражданам  для защиты прав и интересов могут  быть выданы подлинные документы  из архивных дел. Для этого гражданину необходимо написать заявление на имя  директора архива. Решение о выдаче подлинных документов осуществляется должностными лицами всегда в соответствии с законодательством РФ. При этом вносятся изменения в учетные документы архива.

     3.  Использование документов в средствах  массовой информации.

     Организация использования архивной информации через СМИ (печать, радио, телевидение, кино) включает в себя информирование широкого круга потребителей ретроспективной документной информации о составе и содержании документов Архивного фонда РФ в целом, группы архивов, отдельного архива, информирование о работе Федеральной архивной службы и предоставляемых ею услугах, формирование потребностей общества в архивной информации.

     Для периодической печати могут быть подготовлены газетные и журнальные подборки архивных документов, документные очерки, газетные и журнальные статьи, тематические газетные полосы, корреспонденции, информации и пр.

     Газетные  и журнальные подборки архивных документов представляют собой публикацию полностью  или извлечение нескольких документов на одну тему, помещаемых в газете или журнале под общим заголовком и расположенных в тематическом или хронологическом порядке.

     Документальный  очерк представляет собой статью, на основании архивных документов, конкретных исторических событий или  описание деятельности конкретных людей.

     Корреспонденция - сообщение с места события, например, о выставке архивных документов, присланное в газету от корреспондента данного  издания.

     Тематические  газетные полосы представляют собой  газетную страницу, отведенную для  освещения какой-либо темы. Тематические газетные полосы могут быть посвящены историческим событиям большого масштаба.

     Информация - краткое сообщение о текущих  событиях архивной жизни, о выявлении, поступлении в архив новых  документов, конференциях архивистов, работе научных советов государственных архивов и пр.

     Архивные  учреждения организуют также использование  информации по радио и телевидению  в виде тематических бесед и бесед-интервью, докладов, лекций, репортажей, пресс-конференций, рекламы и пр. Передачи могут быть как единичными, так и объединенными в циклы, постоянные рубрики. Для создания радио (теле) передач подготавливаются сценарные планы.

     Архивные  документы широко используются при  создании документальных и научно-популярных, и учебных фильмов.

     4.  Организация информационных мероприятий.

     Информационные  мероприятия включают организацию  выставок документов, организацию встреч с общественностью, экскурсии в  архивы, презентации, дни открытых дверей, лекции и доклады, читательские конференции, уроки для студентов и школьников.

     Выставка - художественно оформленная подборка документов, предназначенная для  их публичной демонстрации.

     По  масштабу деятельности выставки бывают международными и внутрироссийскими, которые в свою очередь делятся  на межархивные, региональные и всероссийские.

     По  времени функционирования различают: постоянно действующие (композиция или ее часть меняется раз в  полгода), временные (со сроком действия от 2 недель до нескольких месяцев), краткосрочные (от 1 до 10 дней).

     Встречи с общественностью проводятся в виде вечеров встреч, экскурсий в архивы, лекций, докладов и пр.

     В деятельности государственных архивов  сложились два вида встреч: тематические и информационные (обзорные). Тематическая встреча предполагает выступления  на определенную тему с краткой характеристикой содержания документов архива. Информационная встреча предполагает информирование общественности о составе документов архива, группы фондов, о новых поступлениях.

Информация о работе Основные задачи и принципы работы ведомственных архивов.