Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:38, реферат
Деньги - обществ. сред-во, выполняющее роль всеобщего эквивалента, т.е. оно выражает стоимость всех остальных товаров.
Деньги – вид финансового актива, который используется для сделок, обладает высокой ликвидностью (м.б. обменян на любой вид актива).
Деньги выступают материализацией всеобщего общественно-необходимого рабочего времени, заключенного в товаре, также затраченного на пр-во труда и капитальных затрат.
1.Бюдж инвестиции: Целью
бюдж инв явл-ся создание
2.Бюджетные кредиты:Бюдж
кредиты м б использованы для
финансирования не только гос
предпр-ий и учрежд, но и негос
субъектов эк-ки. Особенность данной
формы гос расх - возмездность: кредиты
предоставл-ся на возвр основе,
и на них начисл-ся % как плата
за пользов кредитом. Особой формой
бюдж кредитов явл-ся
Выделят след формы расх бюдж-ов:
1. ассигнования на содерж бюдж-ых учреждений 2. оплата по гос контрактам. 3. трансферты населению
4. ассигнов на осущ-ие
полномочий, передаваемых на др
уровни власти и на
7. инвестиц в УК-ы юр
лиц. 8.бюдж ссуды, дотации,
9.кредиты иностр гос-вам. 10. ср-ва на обслужив и погаш долговых обяз-в.
Дотация-ср-ва, предоставлямые бюджету др уровня на безвозм и безвозвр основе для поерытия тек расх.
Субвенция – ср-ва, предоставл на той же основе бюдж др уровня или юр лицу на осуществл целевых расх.
Субсидия – ср-ва, предосьавл бюджету др уровня, юр или физ лицу на усл долевого финансирования целевых расх.
19. Целевые бюдж фонды , их назначение.
Целевым бюджетным фондом,
в соотв с БК РФ, называют фонд
денеж средств, образуемый в составе
бюджета за счет дох целевого назначения
или в порядке целевых
Целевые бюдж фонды создаются при формировании ФБ на предстоящий фин год, действуют в теч года, после этого либо создаются вновь, либо прекращают свое существование.
Целевые бюдж фонды появились в РФ в 1995 году, когда этот статус был закреплен за некоторыми внебюдж фондами, создаваемыми в кач-ве целевого источника финансирования отд госуд расходов.
В 2001 году большинство целевых бюдж фондов было упразднено, а их расх были переданы в ФБ и осуществл-ся теперь на общих основаниях. Упразднение всех целевых бюдж фондов за исключ Фонда Министерства РФ было связано с тем, что казначейский контроль их средств был затруднен, а расх зачастую неэффективны.
Упразднение большинства целевых бюдж фондов вызвало возражения со стороны ряда органов госуд власти и упр-ия. Так, по мнению экспертов Счетной палаты, высказанному в Заключении Счетной палаты РФ на проект Ф з “О ФБ на 2001 год”, упразднение Федер дорожного фонда РФ приведет к замедлению развития сложившегося производственно–хозяйственного комплекса, многие годы обеспечивающего строит-во, реконструкцию, ремонт и текущее содержание автомоб дорог как федер, так и рег значения.
В ходе парламентских слушаний
проекта Ф з “О ФБ на 2001 год” также
высказывались возражения против упразднения
фед целевых фондов. Так представители
фракции КПРФ выступали против упразднения
экологич фонда, мотивируя свое мнение
тем, что это подорвет целый экономич
механизм госуд регулирования
Единственный в настоящий момент действующий целевой бюдж фонд Министерства РФ по атомной энергии формируется за счет выручки за поставляемый в США низкообогащенный уран, являющийся федер собств-тью. Из данного целевого бюдж фонда финансир-ся мероприятия по повыш ядерной, радиац и экологич безопасности и поддержке фундаментальной и прикладной науки, компенсир-ся организациям расх, связанные с исполнением м/ждународ обяз-ств, а также мероприятия по Федер целевой программе "Реформирование и развитие оборонно-промышл комплекса (2002-2006 годы)".
12. Состав и стр-ра расх
ФБ. Особенности формирования
расх бюджета- ден ср-ва,
направляемые на фин обеспечение
задач и ф-ций гос-ва и местного
самоупр. Эти затраты выражают эк
отношения, на основе к-ых происходит процесс
использования ср-в
Расходы ФБ вызваны самим фактом наличия гос-ва. Они предст-ют собой эк отношения, возникающие в связи с распределением фонда ден ср-в гос-ва и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Расх ФБ выполняют ф-ции полит, соц и хозяйств регулирования.
Исключит из ФБ финансир-ся след виды расх:
1.обеспечение деят-ти
2. функционирование фед
судебной системы;
б). Фин обеспеч м/дународн культурного, научного и информац сотрудничества фед органов исполнит власти;
в). взносы РФ в м/дународн орг-ции
г). др расх в обл м/дунардн сотрудничества, определяемые при утвержд ф з о ФБ на очередн фин год.
3. нац оборона и обеспеч безопасности гос-ва, осуществление конверсии оборонных отраслей промышл-ти.
4. фундаментальные исследования и содействие НТП-су.
5. гос поддержка ж/д-ого,
воздушного и морского
6. гос поддержка атомной энергетики
7. ликвидация последствий чрезвыч ситуаций и стихийных бедствий фед масштаба.
8. исследование и использование космич пространства
9. содержание учреждений, нах-ся в фед собс-ти или в ведении отрганов гос власти РФ.
10. формиров фед собст-ти.
11. обслуживание и погашение гос долга
12. компенсация госуд внебюдж фондам расходов на выплату гос пенсий и пособий, др соц выплат, подлежащих финансированию в соотв с законод-вом РФ за счет ср-в ФБ.
13.пополнение гос запасов драг металлов и драг камней, гос материального резерва.
14. проведение выборов и референдумов РФ
15. фед инвестиц программа
16. обеспеч реал-ции решений фед органов власти, приведших к увелич бюдж расходов или уменьш бюдж дох бюджетов др уровней.
17. обеспеч осуществления отд гос полномочий, передаваемых на др уровни власти.
18. фин поддержка суб-ов РФ
19. офиц статистич учет, проч расх.
Осуществляя расх, гос-во оказывает прямое воздействие на эк-ку, увеличивая или уменьшая общий объем расх на отд секторы эк-ки.
13. Бюдж дефицит и источники его финансирования.
Под бюдж дефицитом понимается превышение расх гос бюджета над его дох. Если бюджет на очередной год приним-ся с дефицитом, в законе о бюдж необх предусмотреть источники его финансиров. К ним относятся разл виды заемных ср-в, к-ые привлекаются госуд-вом с денеж, кредитн и финанс рынка.
Различают следующие виды финансирования бюдж дефицита - денежное и долговое.
Денеж финансир означает, что для покрытия бюдж деф прав-во получает кредиты ЦБ или напрямую продает ему свои долговые обяз-ва. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законод-во многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование прав-ва ЦБ-ом запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денеж финансирование дефицита использ-ся лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе ЦБ увеличивает денеж массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается норм механизм ценообразования, падает курс нац валюты, ухудшаются рациональные ожидания в эк-ке и возникает ряд других неблагопр последствий. В отличие от денеж, долговое финансирование дефицита осущ-ся путем выпуска доходных гос обяз-ств, к-ые размещ-ся на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении опред срока погаш-ся гос-вом.
Помимо гос займов, источниками финансирования дефицита м б кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, прав-в др стран, а также м/дународных фин орг-ций - МВФ, МБРР и др.
Структура источников финансирования дефицита бюджетов разл уровней в России опред-ся БК (ст. 94-96). В соотв с ним выделяются след источники финансирования дефицита фед бюджета:
1) внутренние источники:
-кредиты, полученные от
кредитных организаций в
-государственные займы,
осуществляемые путем выпуска
ценных бумаг от имени
-бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;
2) внешние источники:
-госуд займы, осуществляемые в иностр валюте путем выпуска ц б от имени РФ;
-кредиты в ин валюте, полученные от правительств ин гос-в, банков, фирм, м/дунар фин орг-ций.
Источники финансир дефицита бюджетов субъектов РФ также подразд-ся на внутр и внешние. К внутр источникам относятся гос займы путем выпуска ц б от имени субъектов РФ, бюдж ссуды от др уровней бюдж системы и кредиты, полученные от кред орг-ций;
Дефицит местных бюджетов может финансироваться только за счет внутр источников: муниципальных займов и кредитов, полученных от кред орг-ций.
По росс законод-ву, бюдж дефицит м финансир-ся только на долговой основе. Кредиты ЦБ, а также приобретение им гос или муницип долговых обяз-в при их первичном размещении не м б источниками финансирования дефицита бюджета.
БК регулирует не только способы покрытия бюдж дефицита, но и устанавл-ет огранич на его объем. Так, размер дефицита ФБ не м превышать суммарный объем бюдж-ых инв-ций и расх на обслуж гос долга РФ.
Дефицит бюдж субъекта РФ не может быть больше 15 % от объема его дох без учета фин помощи из ФБ. При этом дох бюджета д полностью покрывать его текущие расх. Источники финансир-ия дефицита рег бюджетов могут использ-ся только на покрытие инвестиц расходов, эти ср-ва нельзя направлять на обслуживание и погашение долга субъектов РФ.
Ограничение на размер дефицита местн бюджета - не более 10 % от объема доходов без учета фин помощи из фед и рег бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также м направляться только на инвестиц расходы.
18. Внебюджетные фонды,
их характеристики и
Внебюдж фонды гос-ва – это совокупность финанс ресурсов гос-ва, находящихся в распоряжении федер, рег, местных органов упр-ия и самоупр-ия и имеющих непосредственное целевое назначение. Порядок их образования и использования регулируется финансовым правом РФ.
Внебюдж фонды РФ – это один из методов перераспределения общегосударств дохода органами власти и упр-ия. Внебюдж фонды являются соц фондами по определению.
Они решают три важные задачи:
обеспечение доп средствами приоритетных сфер экономики страны;
возможность “резервирования” денеж средств помимо госуд бюджета;
увеличение кол-ва услуг соц характера населению.
Внебюдж фонды РФ находятся в собственности гос-ва, однако при этом являются автономными и имеют строго целевое назначение.
Доходы внебюдж фондов складываются из таких показателей, как
специальные налоги и сборы с физ и юр лиц;
отчисления от прибыли предприятий, учреждений, орг-ций всех форм собственности;
дотации из бюджета;
займы, полученные фондами у комм банков или ЦБ РФ;
прибыль от комм деятельности, осуществляемой фондом как юр лицом.
Матер источником внебюдж фондов в РФ явл-ся национальный доход. Основная часть фондов формируется в процессе его перераспределения. Основные методы мобилизации НД, как уже было указано выше, - это спец целевые налоги и сборы, займы и доп ср-ва из бюджета.
Внебюдж фонды принято делить на экономич и соц .
Сейчас в РФ действует около 30 разл рода эк и соц фондов, в том числе :
Эк : Федер дорожный фонд, Фонд воспр-ва минерально-сырьевой базы РФ, Фонд финанс регулирования, Фонд поддержки предпринимательства и др.
Социальные :ПФ РФ, Госуд фонд занятости населения РФ, Фонд ОМС, Фонд соц страхования и др.
Рассмотрим подробнее социальные внебюджетные фонды РФ.
Пенсионный Фонд РФ – самост финанс-кред учреждение, к-ое осущ-ет свою деят-ть согласно действующему законод-ву в целях эффект государо упр-ия пенсионным обеспечением РФ. Ср-ва ПФ формир-ся по Положению о ПФ РФ за счет 3 ведущих источников доходов :
страховых взносов работающих;
страховых взносов работодателей;
ассигнований из фед бюджета России.
Помимо этих источников Фонд имеет право использовать добровольные взносы юр лиц, а также брать кредиты в банках – ЦБ и коммерческих
На сегодня важной статьей доходов ПФ являются страховые взносы населения.
Плательщиками страховых взносов являются :
работающие граждане;
росс и иностр компании как работодатели;
предприниматели без образования юр лица;
граждане, занимающиеся частной практикой (врачи, адвокаты, консультанты, детективы, охранники, чья деятельность подлежит обязательному лицензированию);
фермерские хозяйства;
общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиц отраслями хозяйствования;